Ульяна Алиева
Конспект познавательно — исследовательской деятельности в средней группе Тема «Где можно найти воздух».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема «Где можно найти воздух»
Цель: Создать социальную ситуацию развития для систематизации знаний детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
• Образовательные:
Публикация «Конспект познавательно — исследовательской деятельности в средней группе Тема „Где можно найти воздух“,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Создать условия для ознакомления детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты (образовательная область - познание).
- Создать условия для побуждения свободного общения со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей: лаборатория, прозрачный, невидимый опыты, ученные, купол парашюта (речевая область).
- Способствовать развитию навыков взаимодействия в коллективе, в группе (социально-коммуникативная область, формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни (физическое развитие).
• Развивающие:
создать условия для развития наблюдательности, любознательности, мышления, памяти, речи, познавательной активности.
• Воспитательные:
способствовать формированию позитивного отношения к окружающему миру, интересу к познавательной деятельности, самостоятельности.
Вызвать желание помочь Буратино.
Предварительная работа: игры «Поддувалочки», «Воздушные шары», игры с мыльными пузырями, чтение художественной литературы, загадки, изготовление корабликов, вееров, наблюдения на прогулке.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканчики, бусинки, трубочки для коктейля, чеснок, апельсин, лук, три тарелочки, мыльные пузыри, волшебная палочка, игрушка Буратино, ткань для парашюта.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент «Солнышко».
Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко Воспитатель: Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети: Солнышко, солнышко
Мы твои лучи!
Быть детьми хорошими,
Ты нас научи.
Стук в дверь (входит Буратино).
Буратино: Здравствуйте ребята, я Буратино. Я хочу загадать вам загадку:
Он нам нужен чтоб дышать,
чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час.
Но не видим он для нас.
Дети: Воздух
Буратино: Ребята я тоже часто слышу это слово. А что оно обозначает, я не знаю. И очень хочу узнать.
Воспитатель: Ребята что будем делать, поможем Буратино? А вам интересно узнать, где можно найти воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Ребята, хотите, я вам открою маленький секрет?
Дети: Да.
Воспитатель: Я немного занимаюсь волшебством. Я могу при помощи волшебной палочки перенести вас в лабораторию! Закройте глаза. Буду творить чудеса! Раз. два. три волшебная палочка нас в лабораторию перенеси!
Ребята посмотрите мы попали с вами в лабораторию, и теперь вы - юные исследователи. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил: Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения. Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам. Правило №3. Осторожно пользоваться оборудованием. Поработал – убери на место. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные.
- А мне позвольте руководить вашими опытами. Согласны?
Дети подходят к столам.
Воспитатель: Ребята скажите Буратино, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: нет, не видим.
Воспитатель: А почему мы его не видим?
Дети: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.
Буратино: Вот-вот невидимый, значит его и, совсем, нет.
Воспитатель: Погоди Буратино, я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он есть вокруг нас.
Буратино: А я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух всё таки есть.
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Буратино что воздух есть. А чтобы он его увидел его надо поймать. Хотите, я вас научу ловить воздух? Дети: Да! Воспитатель: Что у меня лежит на столе? Дети: Полиэтиленовые пакеты.
Опыт № 1 (с полиэтиленовым пакетом). Воспитатель: Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они?
Дети: Пустые, мятые.
Воспитатель: Спокойно наберите воздух через нос и медленно вдохните его в пакет, а потом его заверните, чтобы он не сдулся. Какой он стал?
Дети: толстый, надутый.
Воспитатель: Почему он таким стал? Что наполнило пакет? Ребята может, кто то - из вас еще знает, как можно поймать воздух? Совместно делают вывод:
- Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали его, и заперли в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас!
(дети переходят к другому столу). Опыт №2. На столе у каждого ребёнка стаканчик с водой, стоят трубочки для коктейля. Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках.
Дети: Вода
Воспитатель: Какая вода?
Дети : Прозрачная
Воспитатель: Посмотрите сейчас вода находится в спокойном состоянии. Давайте устроим бурю в стаканчиках. Как можно это сделать, с помощью чего?
Дети: с помощью трубочек.
Воспитатель: А теперь наша буря стихла. возьмите бусины и положите их в стаканчик. Посмотрите бусинки на дне лежат спокойно, не двигаются. Хотите оживить бусины, сделать так, что бы они задвигались? Что нам поможет в этом?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Что для этого нужно сделать?
Дети: Подуть в трубочки.
Воспитатель: Что происходит?
Дети: появились пузырьки.
Воспитатель: А что же делают наши бусинки?
Дети: Двигаются.
Воспитатель: Что же нам помогло оживить бусинки?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ну, конечно же, это воздух. Мы его не только нашли, но и увидели, как он заставил двигаться бусинки. Пузырьки – это воздух, который находится внутри нас. Сначала мы вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки
(Буратино хвалит детей)
Игра с воздухом «Парашют». Воспитатель: У меня для вас сюрприз. Посмотрите, какая у меня красивая ткань. Она какая?
Дети: Лёгкая воздушная, воздуху послушная.
Воспитатель: А вы знаете, кто такие парашютисты (дети отвечают). А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта?
Дети: Парашют.
Воспитатель: Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом конечно же воздух (воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края ткани) Дружно мы все стали в круг.
Будем делать парашют (берутся за плёнку)
Друг за другом мы идём.
Парашют в руках несём (идут по кругу)
Руки вверх мы поднимаем.
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут (опускают на пол).
Воспитатель: здорово мы поиграли с воздухом? Вам понравилось? И Буратино очень понравилось играть с вами.
Опыт №3. Дети подходят к столу, на одной тарелочке лежит чеснок, на второй дольки апельсина, на третьей лук. Воспитатель: Ребята, а воздух имеет запах?
Дети: Нет
Воспитатель: Подойдите к столу и понюхайте, что у меня лежит в тарелочках под салфеткой.
Воспитатель: Правильно, это чеснок, апельсин и лук. А как вы догадались? Что можно сказать?
Дети: Чеснок, лук и апельсин пахнет.
Воспитатель: Можно сделать вывод, что запах передаётся по воздуху.
Ну, вот и пошло время отправиться нам назад в группу. Подойдите ко мне, сейчас, закройте глазки, я произнесу волшебные слова:
Раз. два. три волшебная палочка нас в группу верни!
Ну вот мы и в группе. Ребята скажите, кто к нам сегодня приходил? Что мы помогли узнать Буратино? Понравились вам опыты. Кому из вас какой опыт понравился больше всего (дети отвечают). А что было сложно для вас?
Сегодня мы узнали много интересного. (Воспитатель подводит итог) - Вокруг нас везде есть воздух. - Мы с вами дышим воздухом. - Воздух невидим, но его можно найти разными способами. - Воздух заставил двигаться горошины. - С воздухом можно играть. Буратино, а тебе понравилось у нас?
Буратино: Да ребята, теперь я знаю, что такое воздух. Спасибо
вам. На память я дарю вам мыльные пузыри. Дети благодарят, Буратино уходит.