Конспект познавательного занятия «Путешествие на Север» в старшей группе МБДОУ №20 «Сказка».

Елена Краюхина
Конспект познавательного занятия «Путешествие на Север» в старшей группе МБДОУ №20 «Сказка».

Конспект познавательного занятия «Путешествие на Север» в старшей группе МБДОУ №20 «Сказка».

Воспитатель: Краюхина Е. С.

Программное содержание:

1. Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.

2. Познакомить детей с животными Севера.

3. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

4. Продолжать формировать познавательно-речевую активность детей посредством элементарного экспериментирования и познавательного диалога взрослого и ребенка.

5. Развивать любознательность и стремление изучать природу Земли, ее обитателей

6. Развивать логическое мышление.

Ход занятия:

Вос-ль: Однажды художникам, живущим в разных странах, предложили нарисо-вать портрет Земли. Когда они справились с заданием, то все пейзажи поместили на выставку. И что же увидели люди на этой выставке? (слайды: 1-4). И все увидели, что получились совсем разные портреты. На одном мы увидели высокие горы, пышные джунгли. На третьем пустыню, томящуюся от зноя, на следующем - суровый край, покрытый снегом и льдом. Сколько же лиц у нашей планеты! Эти разные портреты получились потому, что условия жизни на Земле очень разнообразны и в разных уголках планеты сложились совсем разные природные зоны. Мы с вами уже познакоми-лись с теми, кто живет в наших лесах - средней полосы России, какие животные живут в деревне, а сегодня я хочу вам предложить познакомиться с теми, кто живет на Севере. Вы любите путешествовать? А как нам побыстрее оказаться на

Северном полюсе? (Вспомнить сказку Катаева «Цветик-Семицветик»).

Отрываем лепесток и говорим слова:

«Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли-

Быть, по-моему, вели.

Вели, чтоб мы сейчас все вместе оказались на Северном полюсе!

(звучит фонограмма ветра).

Вос-ль: Океан покрылся льдом,

Волны не бушуют в нем.

Он от края и до края

Как пустыня ледяная-

Царство холода и тьмы,

Царство матушки-зимы.

(слайды фотографиями природы Севера)

Вос-ль: Ну, вот мы с вами и на Севере. А какая погода здесь?

Дети: морозная, студеная, лютая, холодная, суровая, вьюжная, суровая.

Вос-ль: Да, здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. Солнце в это вре-мя года долго не показывается над горизонтом. Длится полярная ночь. И только бледный свет звезд да луны, а иногда и северное сияние освещают бескрайние снежные просторы.

(видеофильм «Северное сияние»)

-Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит, пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Никого за тучей нет,

Не пекут там хлеба.

Это свет, холодный свет

Северного неба.

Вос-ль: Но как, ни сурова природа Севера, здесь обитают много разных живот-ных. Сегодня мы с ними познакомимся поближе. Главным жителем северных про-сторов является белый медведь.

(показ слайдов о белом медведе)

Мех его вовсе и не белый как кажется - каждый волосок прозрачный. Он отражает солнечный свет и создается впечатление, что шерстка белая. Как вы думаете бе-лый медведь впадает в спячку? Нет. Зимой у белых медведей появляется потом-ство. Как вы думаете, а чем может питаться белый медведь во льдах, ведь там нет ни кустика, ни травинки? Белый медведь прекрасный пловец, вода для него род-ная стихия. Он может плавать даже под водой, охотится за рыбой, за тюленями, даже морж может стать его добычей.

(Слайд-песец) Следующее животное Севера - песец. Небольшое хищное животное, напоминающее лисицу. Роет норы в земле, а так как земли мало, то норы используются годами. Питается мелкими грызунами, птицами, рыбой, а также растительной пищей- ягодами, травами, водорослями. Живут семьями.

(Слайд- пингвин) Вы узнали кто это? Пингвины живут в Антарктиде. Они хорошо плавают, крыльями гребут как ластами, а вытянутые ноги служат рулем и тормо-зом. Под кожей много жира, это и теплая подкладка и запас питания. Ест моллюс-ков, рыб, кальмаров, осьминогов. Пьет морскую и пресную воду. Живут стаями, выводят потомство из яйца, а высиживает их пингвин папа. Детеныши - пингвиня-та.

Физкультминутка «Пингвинята»

Бело-черные пингвины

Далеко видны на льдине.

Вот они шагают дружно

Для порядка это нужно.

Оттопырили ладошки

И попрыгали немножко,

Руки вверх чуть-чуть подняли

И быстрее побежали.

Еще про других жителей Севера вам расскажет наша помощница - девочка-Любознайка.

(видеофильм о северном олене, морже, тюлене)

Вос-ль: вот мы с вами и познакомились с некоторыми представителями этого су-рового края. А как вы думаете, почему эти животные не мерзнут в такую стужу? Как они приспособились жить в этих условиях?

Исследовательский эксперимент:

Вос-ль: Интересно, а почему медведи, тюлени и моржи не покрываются льдом, когда они вылезают из воды на такой сильный мороз? Вы хотите узнать как же это происходит? Давайте проведем опыт. В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Что вы видите?

Д: Она мокрая.

Вос-ль: Что произойдет, если сейчас ударит мороз?

Д: Вода превратится в лед.

Вос-ль: Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детским кремом, вазе-лином.) Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили?

Д: Вода уже не покрывает всю руку, она собирается капельками.

Вос-ль: Давайте попробуем встряхнуть руку. Что случилось с капельками воды?

Д: Капельки слетели с руки.

Вос-ль: Если на руке воды не будет- значит в мороз нечему будет превращаться в лед. Вот и белый медведь не покрывается льдом. Он вылезает из воды и встряхи-вается - вода с него слетает, потому что его шерсть покрыта жиром. Как мы уже говорили, все животные приспосабливаются к жизни в своих родных условиях.

А сейчас мы с вами поиграем.

Игра «кто лишний» (слайды)

Вос-ль: Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте разгадаем кроссворд и вспомним, какие животные живут на Севере.

Кроссворд

1. Белый, белый словно снег,

У него пушистый мех.

Кто узнает – молодец,

А зовут его (песец)

2. Говорите, я лохматый?

Мне причесываться лень?

Не лохматый, а рогатый,

И зовут меня - (олень)

3. Мой бурый брат в лесу живет,

И любит он пчелиный мед,

А я живу на льдине

И белый я, как иней. (медведь)

4. Головка и хвост, вместо лап – плавники,

Ленив он на льду и проворен в водице,

Детишек его называют «бельки»,

Скажи, что за зверь возле льдины резвиться? (тюлень)

5. Они на холоде лежат,

Но от стужи не дрожат.

Пусть ветер и вода свежи,

Но на пляж идут… (моржи).

Вос-ль: Ребята, смотрите, что за слово у нас получилось? (Север). А теперь пора возвращаться домой. Отрываем лепесток от нашего цветика - семицветика, говорим волшебные слова и возвращаемся в группу.

Публикации по теме:

«Путешествие на Север»«Путешествие на Север» "Путешествие на Север"Оформление участка зимой. Здравствуйте! Уважаемые коллеги, приглашаю вас совершить «Путешествие на Север». Итак, в.

Проектная деятельность детей 5–6 лет «Животные Крайнего Севера и тундры» Проектная деятельность "Животные Крайнего Севера и Тундры".Данный проект посвящен изучению многообразия животного мира Крайнего Севера и.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия «Путешествие на Север» в старшей группе МБДОУ №20 «Сказка».
Опубликовано: 25 марта 2015 в 19:07
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Звездопад на МААМ

Международный образовательный портал МААМ всегда рад не только авторам публикаций, но и постоянным читателям. Ежедневно в блогах участников нашего сообщества появляются что-то интересное, оригинальное,...

Вербное воскресенье

Вербным называется шестое воскресенье Великого Поста, последнее перед Пасхой Христовой. Это день большого христианского праздника, смысл которого – воспоминание о торжественном входе Иисуса в Иерусалим, в...

Лэпбук по ФЭМП «Геометрические фигуры и тела»
Лэпбук по математике "Геометрические фигуры и тела" предназначен как для самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста, так и совместной...
«Весна — красна в гости к нам пришла!»
«Весна – красна в гости к нам пришла! » Непрерывная образовательная деятельность с детьми 6 – 7 лет. ОО «Художественно-эстетическое развитие»...
Аппликация «Цветочная полянка»
Фотоотчет по изодеятельности ( аппликация) в младшей группе"Карусель". Тема: "Цветочная полянка". Цель: продолжать учить детей составлять из заранее...