МААМ-картинки

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Деревья»

Светлана Шматкова
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Деревья»

Конспект познавательного занятия в старшей группе по теме «Деревья»

Цель: Формирование знаний у детей об особенностях роста и пользе деревьев в природе.

Образовательные задачи:

- Обогащать знания детей о деревьях (их многообразии и особенностях);

- Закреплять умение дифференцировать деревья по листьям и плодам;

- Продолжать учить детей внимательно слушать и понимать речь воспитателя, правильно отвечать на вопросы.

Развивающие задачи:

- Развивать речь, умение вести диалог;

- Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение;

- Расширять и активизировать пассивный словарь детей.

Воспитательные задачи:

Публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе „Деревья“» размещена в разделах

- Воспитывать бережное отношение к деревьям;

- Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

Материал и оборудование:

Компьютер, проектор, презентация, картина леса, схема строения дерева (корни, ствол, кора, ветви, листья, картинки лиственных и хвойных деревьев, листья (картинки, жёлуди и шишки.

Предварительная работа: рассматривание деревьев и листьев во время прогулки, рассматривание в книгах иллюстраций, просмотр мультфильмов, чтение произведений о деревьях: Т. Белозёрова «Что на что похоже», С. Я. Маршака «Праздник леса», К. Д. Ушинского «Спор деревьев», М. Пришвина «Птицы и листья» и др.

Ход занятия:

Дети с воспитателем стоят в кругу и читают утреннее приветствие.

Мы скажем небу: «Здравствуй!» Мы скажем солнцу: «Здравствуй!» «Пусть утро будет ясным!» Природе скажем мы: «Пусть будет мир прекрасным!»

Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами оказались в лесу. Кто может сказать, что такое лес?

Дети: Лес - это множество разных деревьев.

Показ слайда

Воспитатель: Верно. В лесу много деревьев. Лес может быть лиственным, хвойным, смешанным. В лиственном лесу преобладают лиственные деревья, в хвойном – соответственно хвойные. В смешанном лесу растут и лиственные и хвойные деревья.

Воспитатель: Ребята, вспомните, что происходит осенью с лиственными деревьями?

Дети: С деревьев опадают листья.

Показ слайда

Воспитатель: Листья лиственных деревьев желтеют и опадают, так как осенью им уже не хватает солнечного света и питательных веществ.

Проводится пальчиковая гимнастика «На что похожи листья?»

Дети, рассказывая стихотворение, загибают или разгибают по очереди пальцы на руке.

Дубовый листок в завитушках

Немного похож на барашка.

Осиновый лист – будто шарик

Или с длинным хвостом черепашка.

Лист липовый словно сердечко.

Кленовый похож на ладошку.

Каштановый лист, словно веер,

Сейчас помашу им немножко.

Воспитатель: Какие лиственные деревья вы знаете?

Дети: Рябина, клён, берёза, осина, липа, дуб, каштан, ива.

Показ слайда

Воспитатель: Но есть и другие деревья, которые не сбрасывают листья. Подумайте, что это за деревья, кто может вспомнить?

Дети: Ель, сосна, пихта, кедр.

Показ слайда

Воспитатель: Правильно ребята. Их листва похожа на иголочки и называется хвоей. Хвоя обновляется постепенно в течение всей жизни дерева. Такие деревья называют вечнозелеными, так как хвоя не меняет свой цвет вне зависимости от сезона. А лес, состоящий из хвойных деревьев, называется хвойным. Правда есть ребята одно исключительное хвойное деревце, у которого и окрас хвои меняется, и хвоя по осени опадает. Это дерево лиственница. В конце лета или ранней осенью лиственница предстаёт в праздничном, золотисто-оранжевом наряде. Ударят первые крепкие заморозки, и золотистая хвоя начинает тихо струиться с деревьев. Всего за несколько дней теряют лиственницы свой величественный убор, да так и остаются на всю зиму оголёнными.

Воспитатель: У каждого дерева есть плоды. У дуба – это жёлуди. А вспомните ребята, как называются плоды хвойных деревьев?

Дети: Плоды хвойных деревьев - шишки.

Показ слайда

Воспитатель: Всё верно, шишки. Внутри каждой из них есть семена, которыми любят лакомиться белки и птицы. Некоторые и человек употребляет - это кедровые орешки.

Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть.

Проводится дидактическая игра “С какого деревца?”

Воспитатель показывает листья или плоды деревьев, а дети называют с какого они дерева.

Воспитатель: Молодцы, как здорово вы справились!

Педагог показывает картину леса.

Воспитатель: Деревья - долгожители в мире растений. Некоторые из них существуют сотни лет. Ребята, что есть у каждого дерева, почему они похожи?

Дети: У каждого дерева есть корни, ствол, ветки, листья, цветы и плоды.

Воспитатель показывает слайд

Воспитатель: Корни деревьев мы не видим, но они очень важны для дерева. С помощью корней деревья прочно держатся за почву и впитывают из земли влагу и разные полезные вещества. Корни у деревьев толстые, длинные и сильные: им нужно держать и "кормить" ствол, ветви и листья! В холодное время корням трудно добывать влагу из земли, потому что почва промерзает. И тогда лиственное дерево сбрасывает листья и будто засыпает. А весной на деревьях появляется новая листва.

Проводится гимнастика для глаз «Нарисуй глазами дерево».

Воспитатель: Ствол - это кладовая дерева. В теплое время года в нём накапливается влага и питательные вещества; и потом дерево всю зиму использует эти запасы. Дети, вспомните, чем покрыт ствол дерева?

Дети: Ствол покрыт корой.

Показ слайда

Воспитатель: Правильно. Кора - это "кожа" деревьев, она защищает растения от ветра и холода, а в жарких странах и от солнца спасает.

В древней Руси, когда бумаги еще не было, люди писали острой металлической палочкой на кусочках коры березы; такие записки назывались берестяными грамотами.

От ствола дерева кверху тянутся множество веток. Ветки с листьями образуют крону дерева.

Благодаря солнцу в листьях деревьев накапливается особое вещество, из-за которого листики имеют красивый зеленый окрас, это хлорофилл. Это вещество помогает деревьям "дышать".

Растения "вдыхают" воздух, который загрязняют машины и заводы, а «выдыхают» чистый кислород, необходимый для жизни людям и животным. Поэтому деревья называют зелеными легкими планеты.

Проводится физкультминутка «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

Каждое старается к небу, к солнцу тянется.

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки,

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет.

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, какую пользу мы получаем от леса?

Дети: Лес очищает воздух нашего города. Из деревьев строят дома, делают бумагу, мебель, спички.

Показ слайда

Воспитатель: Поэтому наша задача беречь лес!

Давайте вместе попробуем вспомнить правила поведения в лесу.

1. Не ломай ветки и не повреждай кору деревьев.

2. Не оставляй мусор в лесу.

3. Не разоряй птичьи гнёзда.

4. Не разоряй муравейники.

5. Не рви охапками цветы.

6. Ходи по тропинкам, не вытаптывай траву и почву.

7. Не шуми в лесу.

8. Не лови насекомых.

9. Не вырывай грибы и кустарники с корнем.

10. Не разжигай в лесу костры.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что из одного дерева можно сделать 1000000 спичек, а одной – сжечь 1000000 деревьев.

Показ слайда

Помните об этих правилах и не нарушайте их никогда!

Проводится массаж ушей «Взяли ушки за макушки».

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Сегодня меня удили своими знаниями о деревьях. А наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили?

Дети: Мы говорили о деревьях. Узнали, что лес может быть лиственным, хвойным и смешанным, в зависимости от преобладающих в нем деревьев.

Вспомнили какую пользу люди получают от леса. Также мы назвали правила поведения в лесу.

Воспитатель: А теперь похлопайте себе в ладоши и скажите: «Мы большие молодцы!»

Публикации по теме:

«Блокадная ласточка». Конспект познавательного занятия в старшей группе«Блокадная ласточка». Конспект познавательного занятия в старшей группе "Блокадная ласточка". Конспект познавательного занятия в старшей группе. Цель: формировать представление детей о героическом прошлом города.

«Деревья зимой». Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тонированной бумаге«Деревья зимой». Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тонированной бумаге Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Деревья зимой»Цель: формирование у детей умения и навыков доступными средствами отражать.

Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования «Деревья зимой» в старшей подготовительной группеКонспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования «Деревья зимой» в старшей подготовительной группе Цели: 1. Познакомить детей с новой техникой рисования «ватой на бархатной бумаге». 2. Развивать творческие способности детей. З. Вызвать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Деревья»
Опубликовано: 20 мая 2025 в 19:21
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе «Деревья»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шматкова (УИ 161745) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных