Получи документы

Конспект приобщения детей старшей группы к культуре Коми края

Тамара Тимушева
Конспект приобщения детей старшей группы к культуре Коми края
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект приобщения детей старшей группы к культуре Коми края

Цель: познакомить детей с домашней утварью Коми народа.

Задачи:

I. Образовательные:

1. продолжать закреплять знакомые слова по теме «Старинная посуда народов Коми»;

2. расширить представление детей о домашней утвари коми народа, о материале, из которого она изготавливалась;

Публикация «Конспект приобщения детей старшей группы к культуре Коми края» размещена в разделах

3. активизировать словарный запас по теме «Домашняя утварь коми народа» (чер – топор, керанчер – тесло, г гын – скобель, жин – долото, кандрас – резец);

4. обогатить речь детей глаголами на коми языке (сувт й, чеччал й, мун й, кот рт й, серал й, кывз й);

II. Развивающие:

1. развивать познавательную активность детей;

2. способствовать развитию связной речи с использованием названий предметов коми утвари.

III. Воспитательные:

1. воспитывать любовь к культуре и традициям коми народа;

2. воспитывать бережное отношение к предметам домашней утвари, сделанным своими руками.

Предварительная работа: посещение мини-музея «Коми керка», беседа на тему «Старинная посуда коми народа», рисование на тему «Коми орнамент».

Материал и оборудование: плакат с иллюстрацией «Старинная посуда народов Коми», плакат с иллюстрацией «Домашняя утварь Коми народа», сундучок с изображением старинной посуды и домашней утвари Коми народа.

Ход:

I. Вводная часть.

Воспитатель: Добрый день, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Я для вас приготовила загадки, ну а вы сейчас их отгадайте!

Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

Дети: Ложка!

Воспитатель: Она бывает глубока.

Она бывает мелка.

Однако, это не река.

Дети: Тарелка!

Воспитатель: У кого ответа нет.

В чём сварить себе обед?

На плите стоит чистюля.

Суп сварить она нужна.

Дети: Кастрюля!

Воспитатель. Молодцы, ребята! Все загадки отгадали правильно! Как одним словом можно назвать эти предметы?

Дети: Это посуда!

Воспитатель: А, какая посуда была у коми народа?

Дети: Глиняная посуда, деревянная посуда, берестяная посуда!

Воспитатель: Давайте, вспомним названия посуды!

(Воспитатель показывает детям плакат с иллюстрацией «Старинная посуда народов Коми».)

Воспитатель: Глиняный горшок – гырнич, деревянная тарелка – пу тасьтi, плетёная из бересты небольшая бочка с крышкой – туис.

II. Основная часть.

Воспитатель: Сегодня мы рассмотрим домашнюю утварь, которую использовал раньше коми народ!

(Воспитатель вывешивает плакат с иллюстрацией «Домашняя утварь коми народа».)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на картине изображена старинная утварь Коми народа! Это - топор, по коми чер! Давайте, дружно скажем – чер!

Дети: Чер.

Воспитатель: Это – тесло, по коми керанчер! Давайте, вместе повторим – керанчер!

Дети: Керанчер.

Воспитатель: Это – скобель, по коми г гын! Вместе повторим – г гын!

Дети: Г гын.

Воспитатель: Это – долото, по коми жин! Вместе скажем – жин!

Дети: жин.

Воспитатель: Это – резец, по коми кандрас! Давайте, повторим – кандрас!

Дети: Кандрас.

Воспитатель: Ребята, это всё инструменты! Как вы думаете, зачем были нужны эти инструменты Коми народу?

(Ответы детей)

Воспитатель: Этими инструментами раньше могли построить дом! Мужики рубили деревья, тесали брёвна этими инструментами и строили дом! Как по коми дом?

Дети: Дом – керка!

Воспитатель: Посмотрите, топор – главный инструмент плотника. По большому счёту, даже если бы не было других инструментов, сруб дома можно поставить при помощи одного топора. Топоры бывают плотничные, для колки дров – колуны. Ручки деревянные, основание железное и острое.

Тесло – это плотницкий инструмент, по внешнему виду оно напоминает топор. Разница в том, что его лезвие располагается перпендикулярно, относительно рукояти, как у мотыги. Ручка деревянная, основание железное.

Скобель – достаточно длинная полоса металла, имеющая деревянные ручки с обеих концов, при помощи которого с дерева снимается кора. Скобели бывают прямые и изогнутые, большие и маленькие. Маленькими скобелями изготавливали заготовки для деревянных бочек.

Долото, которое немножко похоже на стамеску. С этим инструментом обычно работают, ударяя по обратной стороне инструмента деревянным молотком – киянкой. Долото – заточка односторонняя, лезвие плоское, массивное, на рукояти металлический набалдашник для ударной работы.

Резец – это режущий инструмент, предназначен для обработки и обточки деревянных деталей и заготовок различных размеров, форм.

(Воспитатель и дети рассматривают инструменты.)

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть!

(Вместе с воспитателем дети выполняют упражнения.)

Воспитатель:

Сувт й– встаньте,

Чеччал й – прыгайте,

Мун й– идите,

Кот рт й – бегите,

Серал й – смейтесь,

Кывз й – слушайте.

- Молодцы, садитесь на свои места!

(Дети садятся на свои места.)

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный сундучок»! Вы будете вытаскивать из сундучка картинки с изображением старинной посуды и домашней утвари Коми народа! Правильно назвать предмет на русском языке и на коми языке, из чего он сделан и для чего его использовали!

(Дети по очереди вытаскивают картинки, называют предмет, из чего сделан и для чего его использовали. Тем детям, которые затрудняются ответить, воспитатель помогает.)

Воспитатель: Челядь, зэв шань сь! Вы хорошо справились с заданием!

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, с какими предметами домашней утвари вы сегодня познакомились?

Дети: Топор, тесло, скобель, долото, резец.

Воспитатель: Как по коми назвать топор?

Дети: Чер.

Воспитатель: Как по коми назвать тесло?

Дети: Керанчер.

Воспитатель: Как по коми назвать скобель?

Дети: Г гын.

Воспитатель: Какой из предметов вам запомнился больше и почему?

Дети: Долото запомнилось больше потому, что оно похоже на отвёртку и стамеску!

Воспитатель: Молодцы! Теперь вы о домашней утвари Коми народа знаете намного больше! Следующий раз мы посмотрим с вами презентацию «Коми поселения»!

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Конспект НОД для старшей группы «Птицы нашего края» Образовательная область «Познавательное развитие» Цель:уточнить представление детей о птицах нашего края,упражнять в умение классифицировать.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Курорты Краснодарского края»Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Курорты Краснодарского края» Цели и задачи: -формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей -развивать мышление и память, умение делать простейшие умозаключения.

Конспект занятия «Животный мир Краснодарского края. Красная книга исчезающих животных края» для детей с 8–17 лет с ОВЗКонспект занятия «Животный мир Краснодарского края. Красная книга исчезающих животных края» для детей с 8–17 лет с ОВЗ Цель занятия: познакомить с разнообразием животных Краснодарского края. Формировать основы экологической культуры. Задачи: 1. Познакомить.

Месячник по национальной культуре для детей старшей группы 1 неделя 1. «Хорошо у нас в саду»- Беседа, экскурсия, рассматривание фотографий; 2. Рассматривание кукол в мордовской, татарской и русской.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект приобщения детей старшей группы к культуре Коми края
Опубликовано: 11 февраля 2023 в 14:42
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект приобщения детей старшей группы к культуре Коми края» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Тимушева (УИ 1841273) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД