Жанна Мардарь
Конспект «Прошлое жилища»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Углубить знания детей об истории жилища.
2. Продолжать учить детей ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремиться улучшить своё жилище.
3. Развивать любознательность, познавательный интерес к прошлому.
Материал: иллюстрации, макет многоэтажного дома, счетные палочки.
Словарная работа: шалаш, пещера, изба, хата, многоэтажный дом, бетон, кирпич.
Предварительная работа: разучивание стихотворений, беседа, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Публикация «Конспект „Прошлое жилища“» размещена в разделах
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый и тёплый (ДОМ).
Воспитатель: Молодцы! А для чего нужен нам дом? (Ответы детей) Мы с вами живем в доме, а где живут животные, птицы, насекомые? (Ответы детей) А сейчас поиграем в игру «Где, чей дом?» (по карточкам) – дети рассматривают, определяют и называют жилища животных и птиц.
Воспитатель: Вот видите ребята, каждому нужен дом. Об этом Кирилл расскажет стихотворение.
Кирилл: Живым существам очень трудно без дома!
Жильё нужно птицам, зверям, насекомым.
Для шустрых и быстрых лесных муравьёв
В большом муравейнике пища и кров.
Лиса и барсук в тёмных норах живут,
А птицы уютные гнёздышки вьют
Живым существам без жилища – беда.
Но людям без дома – совсем никуда!
Воспитатель: Молодец, Кирилл! Давайте ребята поговорим, как же появились дома. В далёкие времена, когда человек ещё не умел строить жилье, он стал искать, где бы ему спрятаться. Искал, искал и нашёл. Это была пещера (показ рис. 1). Заглянув в пещеру человек, понял, что это очень хорошее место. Ребята, как вы думаете, почему он так подумал? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, правильно. Чтобы укрыться и от непогоды, и от хищных диких зверей. Он принёс туда веток, сухой травы и соорудил постель. Когда древний человек научился разводить огонь, то устроил в пещере очаг. Очаг обогревал жилище, и на огне можно было готовить пищу. Но это было только в горах, потому что пещеры бывают только в горах. А людям которые жили в лесу или в степи жить тоже где-то надо было. Они научились делать шалаши (показ рис. 2).
Воспитатель: Из чего строили шалаши?
Дети: Шалаш строили из веток.
Воспитатель: Да, ребята для постройки шалаша брали стволы молодых деревьев, располагали их конусом и накрывали ветками. У людей не было электрических пил и специальных инструментов. Все приходилось делать одним топором. Я предлагаю вам попробовать нарубить веток.
Физкультминутка «Лесорубы»
Топоры мы в руки взяли Рука в замок
Лесорубами мы стали, Наклоны в стороны
Раз – два, раз – два «Рубка» дров
Будут на зиму дрова!
Воспитатель: Так пещера и шалаш стали для далёкого нашего предка его первым домом. Ребята, а вы хотели бы жить в шалаше? (Ответы детей)
Воспитатель: Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, там тесно, летом жарко, зимой холодно, ураган и ветер может сдуть шалаш. Как вы думаете, после пещер и шалашей, где стали жить люди? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята шли годы. В лесах люди научились строить избы из брёвен и стали там жить. Давайте рассмотрим деревянный дом, что в нем есть? (рис. 3-5)
Дети: Там есть окна, двери, печка, там тепло, светло.
Воспитатель: В деревянном доме можно и печку топить, сделать окно и трубу. В нем тепло и уютно, хорошо дышится. Дождь не попадет в дом, ветром не сдует, и мороз не страшен. В таких домах и сейчас люди живут. А на Кубани, где нет лесов, казаки строили хаты из глины и камыша. В таких домах – хатах, было в жару прохладно, а в мороз – тепло (рис. 6).
Воспитатель: Однако, если деревянный дом так удобен, то почему люди придумали вот такие большие, многоэтажные дома? (показ макета многоэтажного дома)
Дети: В многоэтажных домах можно расселить много людей.
Воспитатель: В таких домах могут жить одновременно много людей. В них созданы все условия и удобства для жизни людей. Хорошо, ребята, вы все правильно сказали. Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение, которое расскажет Диана.
Диана: Хочу рассказать я о доме своём,
Где с мамой и папой мы вместе живем.
В селе или в городе это – неважно
Дом может быть красивым и многоэтажным,
Из дерева, камня, бетонный, кирпичный,
Поверьте, что в нем мне живётся отлично!
Тепло и уютно в жилище моём,
Нет места родней, чем любимый мой дом!
Воспитатель: Дети, из чего строят многоэтажные дома?
Дети: Дома строят из кирпича, бетона и камня.
Воспитатель: А кто строит эти дома?
Дети: Эти дома строят строители.
Воспитатель: Вот сегодня мы с вами тоже будем строителями. И будем строить жилище из счетных палочек. (Работа детей за столами рис. 7).
Воспитатель: Что нового вы узнали?
Дети: Мы узнали, где раньше жили наши предки.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)
Воспитатель: В каком доме вы хотели бы жить? (Дети выбирают понравившуюся работу, делая анализ.)
Воспитатель: Где бы мы с вами не жили : в городе или в деревне, без дома нам не обойтись. И куда бы мы с вами не поехали, нам всегда хочется скорее вернуться в свой родной дом. Недаром говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше»!
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на сильные ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В уютное место родное – домой
Так и тянет меня.