Ирина Репина
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Речевика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать знания, умения, представления детей по речевому развитию. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов;
Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в слове;
Упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Формировать умения обобщать, классифицировать;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „В гостях у профессора Речевика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Предварительная работа: Словесные игры, дидактические игры, настольно- печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, ФЭМП, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель:
Я рада видеть вас здоровыми, весёлыми! У меня сегодня с утра хорошее настроение? А какое настроение у вас? Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! Я хочу с помощью улыбки передать его вам. Предлагаю вам улыбнуться друг другу. Вот теперь и вы улыбаетесь!
Сюрпризный момент:
Ребята, нам в группу сегодня почтальон принёс письмо от Профессора Речевика :
«Здравствуйте, ребята. Давно я наблюдал за тем, как вы хорошо занимаетесь. Я приготовил вам подарки. Но лежат они в сундуке. А сундук закрыт на замок. Ключ можно получить, выполняя задания. Для этого я приглашаю вас в страну Красивой речи»
Ребята, хотите получить подарки от Профессора Речевика? (ответы детей) А знаете ли вы, что для этого надо сделать? (ответы детей)
Правильно, мы отправимся в страну красивой речи. Но на чём мы туда отправимся? Предлагаю вам назвать предметы которые, я вам покажу ласково.
Упражнение «Назови ласково»
Взрослые ездят на машине, а дети … (на машинке)
Взрослые плавают на корабле, а дети … (на кораблике)
Взрослые летают на вертолёте, а дети … (на вертолётике)
Как одним словом назвать машину, корабль, вертолёт? (транспорт)
Молодцы ребята!
Основная часть
Сейчас, я предлагаю вам отгадать загадку.
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется – под лучами
Отливает серебром. (Самолёт)
Ребята, перед вам самолёт, но вот неприятность, у самолёта двери закрыты.
Давайте, с вами откроем замок. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок». Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали,
Покрутили,
Потянули
И открыли!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок» :
Ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
Замок, мы открыли, молодцы! Полетели
Выполняем движения, согласно тексту игры.
Логоритмическое упражнение
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Полетел наш самолёт.
Левое крыло вперёд,
Повернул наш самолёт.
Мы летели высоко,
Мы летели низко.
Мы летели далеко,
Прилетели близко.
Ну, вот ребята мы с вами и оказались в стране Красивой Речи.
1. Сначала мы с вами отправимся в город Обобщение. Жители этого города подготовили для вас два задания.
Послушайте, сейчас я вам назову предметы, а вы скажите про эти предметы одним словом.
Упражнение «Назови одним словом»
Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка – головные уборы;
Диван, стул, стол, кровать, шкаф – мебель;
Помидор, огурец, морковь, свёкла, лук, перец – овощи;
Марс, Венера, Земля, Плутон, Сатурн – планеты солнечной системы;
А, Б, В, П – буквы;
Повар, шофёр, плотник, продавец, врач – профессии;
1, 2, 4, 5 ,7, 8, 0 – цифры;
Фикус, астра, герань, фиалка – цветы.
Молодцы ребята, сплавились с заданием.
Ф теперь следующее задание, нужно найти, что лишнее.
Упражнение «Что лишнее?»
Бинт, банан, бочка, белка.
Заяц, комар, медведь, волк.
Серьги, ожерелье, бусы, кузнечик.
Самолет, машина, корабль, стол.
Замечательно, вы справились с этими заданиями. За ваше внимание, сообразительность жители города Обобщение дарят вам одну часть ключа.
2. Дальше наш путь пойдёт через речку название которой «Наоборот». Чтобы её перейти, нам надо выполнить следующее задание. Сказать наоборот.
Упражнение «Скажи наоборот»
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
Узкая – широкая
Длинное – короткое
Сильный – слабый
Весёлая – грустная
Высокий – низкий
Смеётся – плачет
Лежит – сидит
Закрыть – открыть
Взлетает – садится
3. Ну вот, молодцы мы и перешли через реку и оказались в городе Букв и Звуков. Жители этого города приготовили для вас очередное задание.
Игра «Доскажи словечко»
Наша речь состоит из… предложений
Предложения состоят из… Слов
Слова состоят из… букв и звуков.
Ребята, скажите, а чем отличаются буквы от звуков? На какие две группы делятся все звуки русского языка? (На гласные и согласные.)
Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.
А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки? (губы, зубы, язык).
Сейчас, предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Где спрятался звук?»
Мы узнаем, где спрятался звук. Но какой звук, вы отгадаете в загадке.
Это кто жужжит сердито,
Жу-жу-жу да жу-жу-жу,
И летит к цветкам с нектаром,
Всех, пугая на ходу! (Жук)
Итак, где же спрятался звук Ж в слове
Жар, мороженое, еж (в начале, в конце, в середине слова).
Ребята, что мы сейчас повторили, с чем поработали? (со звуками)
За то, что вы правильно выполнили задание, жители города Букв и Звуков дарят вам вторую часть ключа. А мы отправляемся дальше.
4. Станция «Поиграй-ка»
Дети встают в круг. Проводится игра с мячом.
Муха, комар, бабочка, стрекоза – кто это?
Сто, стул, кровать, вертолет – что лишнее?
Ворона, скворец, грач, воробей – кто это?
Автобус, троллейбус, такси – что это?
У какого дерева ствол белый?
Собака лает, кошка…. ?
Как называется дом у муравья?
Кто носит свой дом на спине?
Какая птица лечит деревья?
На каком дереве растут желуди?
Карась, щука, сом, лещ – кто это?
Кто в лесу плетет паутину?
Какого цвета листья на деревьях зимой?
Собака, кошка, коровы, свинья – кто это?
5. Нам с вами нужно выполнить ещё одно задание. Для этого предлагаю вам вспомнить сказки. Ребята, посмотрите жители сказочной страны решили проверить и наши знания сказок. Все названия перепутали. Я буду читать, а вы исправьте меня, если в названии есть ошибка.
1. «Царевна — индюшка»;
2. «По-собачьему велению»;
3. «Сивка- будка»;
4. «Иван-царевич и зелёный волк»;
5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»;
6. «Мальчик-с-кулачок»;
7. «У страха уши велики»;
8. «Петушок— золотой пастушок»;
9. «У смеха глаза велики»;
10. «Лапша из топора».
Молодцы, ребята! Навели порядок в сказках.
3. Заключительная часть
Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране Красивой речи и получили подарки от профессора Речевика. Вам понравилось путешествие?
А сейчас, я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданием – пусть возьмёт звёздочку, а кто считает, что не всё у него сегодня получилось – тот пусть возьмёт флажок.