Лучший педагог года

Конспект родительского собрания «Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения у детей»

Ольга Долганова
Конспект родительского собрания «Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения у детей»

Конспект родительского собрания.

«Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения у детей».

Публикация «Конспект родительского собрания „Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения у детей“» размещена в разделах

Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба, а также незрелостью речевых зон коры головного мозга. К 4-5 годам звукопроизношение у большинства детей достигает нормы. Все дети индивидуальны, и некоторые, в силу различных причин, продолжают неправильно произносить звуки, и это приобретает силу привычки. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которые довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

В результате такой работы к 4 – 5 годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребёнок не произносит отдельные звуки «л; р», группу звуков «с, з, ц» или несколько групп звуков : шипящие заменяются свистящими («коска» вместо «кошка», «зук» вместо «жук», «сяска» вместо «чашка», «сетка» вместо «щётка»); звук «л» поизноситься как «в» («вошка» вместо «ложка», звук «р» - картаво («гука» вместо «рука»).

Иногда у детей страдают и гласные звуки, они произносят их не чётко, как бы затушёвывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового, звуко – буквенного анализа. К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции.

Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую

очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действует язык, губы, челюсти, от умения ребёнка ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированностьдвигательных дифференцировокможет привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от переключения зависит чёткость произнесения звуков. При этом могут страдать

отдельные звуки «р, л», группа звуков «ш, ж, ч, щ» или несколько групп звуков : соноры «р, л, н», свистящие «с, з, ц», шипящие «ш, ж, ч, щ» и т. д.

Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, являетсянедоразвитие фонематического слуха у ребенка. В этом случае ему трудно различать звуки, которые отличаются только тонкими акустическими признаками, например, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые свистящие и шипящие. Развитие правильного звукопроизношение идет очень медленно и иногда приводит к затрудненному формированию фонематического слуха, что в дальнейшем вызывает затруднения при письме и чтении.

У большинства детей велико тяготение к рифме, поэтому различные стихотворные тексты, рифмованные или подобранные специально для проведения артикуляционных упражнений, будут развивать у ребёнка внимание к звуковой стороне речи, а значит, способствовать развитию речевого слуха.

Как уже было выше сказано, к 4 годам дети свободно говорят фразами, их предложения достаточно сложны, а к 5 годам окончательно формируется правильное звукопроизношение. Однако даже при нормальном слухе и интеллекте у некоторых детей возможна задержка развития речи. Для этих детей характерны нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, ограниченный словарный запас и неправильный грамматический строй.

Логопедические занятия – основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения.

Процессисправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков.

Сроки преодоления речевых недостатков зависят:

- от степени сложности дефекта;

- от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- от регулярности проведения занятий;

- от участия родителей в коррекционном процессе.

Постановка звука в большинстве случаев – более сложный искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у ребенка, поскольку с физиологической точки зрения постановка звука – это создание нового условного рефлекса. Работу на этапе автоматизации звука следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развернутой речи. Необходимо постоянно контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно. У ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание на том, что у ребенка не получается. Надо подбодрить его, вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Рассказать, что когдаон родился, то сразу не встал и не побежал, а учился держать голову, сидеть, стоять и потомтолько ходить и бегать. Часто при этом падал, ошибался, но ведь научился. Так и сейчас пришло время научиться «красиво» говорить. Ребенку необходимо внушить веру в успех сказать, что все у него обязательно получится. Стоит присмотреться к своему малышу и его интересам. И, проводя занятия в виде игры, попытаться вовлечь его в этот процесс. Также эффективным оказывается запись во время занятия отдельных упражнений на магнитофон. В этом случае ребенок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания. Но и как бы со стороны услышать и оценить свою речь.

Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза – неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению дефектовзвукопроизношения.

Материал по тренировке мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата, ощущений от движений органов артикуляции преподносится детям в виде сказок, весёлых полянок, стишков, загадок, что делает занятие более интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти её условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей происходит легче.

Продолжительность занятий зависит от возраста и работоспособности ребёнка, она не должна превышать 15 – 20 минут. Но если ребёнок увлёкся, не стоит резко останавливать его.

Рекомендуется проводить занятия по следующей схеме:

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Упражнения для губ.

3. Сочетания движений губ и выдоха.

4. Упражнения для языка.

5. Сочетания движений языка и выдоха.

6. Голосовые упражнения на материале гласных звуков.

7. Анализ правильной артикуляции звука с использованием опорных схем поз губ и языка.

Для демонстрации правильной артикуляции звука полезно произносить его утрированно.

Подключайте свою руку и руку ребёнка для показа положения языка и для того, чтобы контролировать ощущения от воздушной струи. Ребёнок должен научиться слышать звук, его место в слове, поэтому включайте задания на выделения звука из слова, пусть ребёнок определяет, где стоит звук – в начале, середине или в конце слова. Закрепление звукопроизношения звука проводите в звукоподражаниях, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребёнка на

внеречевые формы работы: изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание.

Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Выполняйте её по несколько раз в день.

При выполнении артикуляционной гимнастики соблюдайте следующие требования:

1. Каждое движение выполняйте перед зеркалом.

2. Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.

3. Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с действиями ребёнка. 4. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руки ребёнка, имитируя движения языка.

Игры, направленные на профилактику и преодоление речевых нарушений.

1. «Придумай больше».Водящий, называя какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, ведущий и игрок меняются ролями. Также можно придумывать слова, в которых заданный звук будет в определенной позиции. Например, придумывание слов со звукомСв середине слова.

2. «Цепочки слов».Эта игра – аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аисТ–ТарелкА–Автобус.

3. «Кто больше найдет букв».Вычеркивание заданных гласных (согласных букв из текстовжурналов, газет).

4. «Какое варенье?»Эта игра на образование относительных прилагательных. Назвать какое варенье будет из груши, сливы, абрикоса и т. д.

5. «Чей хвост?»Эта игра на образование притяжательных прилагательных. Хвост у ежа – ежиный, у енота – енотовый и т. д.

6. «Один-много»Игра на образование множественного числа существительных. Можно проводить с мячом. Например, лоб-лбы, рот- рты, ухо – уши и т. д.

ПОМНИТЕ:

• Гимнастика не должна ребёнку надоедать.

• Следите, чтобы он от неё не уставал.

• Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получать с первого раза.

• Чаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха!

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет» Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры.

Конспект родительского собрания на тему «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей» Конспект родительского собрания на тему: «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей» Дата проведения: 17. 02. 2017 г Цель: формирование.

Конспект родительского собрания «Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста»Конспект родительского собрания «Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста. Задачи: Формировать.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Игра как средство помощи во взаимоотношениях родителей и ребенка» Конспект родительского собрания в 1 младшей группе «Игра как средство помощи во взаимоотношениях родителей и ребенка». Цель: привлечь.

Конспект родительского собрания в старшей группе ДОУ на тему: «Роль игры и сказок в жизни ребёнка» Конспект родительского собрания в старшей группе ДОУ на тему: «Роль игры и сказок в жизни ребёнка» Цель: -Повышение педагогической компетенции.

План-конспект родительского собрания №3 Во второй младшей группе Тема собрания: «Семейный досуг в летний период»; ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ №3 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема собрания: «Семейный досуг в летний период»; Форма проведения: игра.

План-конспект родительского собрания «Современная семья и её роль в воспитании детей» План-конспект родительского собрания на тему: «Современная семья и её роль в воспитании детей» Классный руководитель: Дамберг Л. С. Помните,.

Протокол родительского собрания. Совместная деятельность родителей и детей для гармоничного развития детей Повестка дня: 1. Выступления воспитателя Широковой Е. А. на тему: «Совместная деятельность родителей и детей –способствует гармоничному развитию.

Протокол родительского собрания «Роль семьи в подготовке ребенка к школе» Протокол родительского собрания № 3 от 03.04.2017г. Присутствовали: 12 человек. Отсутствовали: 0 человек. Тема собрания: «Роль.

Роль трудового воспитания в процессе коррекции психических нарушений детей с умеренной умственной отсталостью Социализация – очень сложный и жизненно важный процесс. От него во многом зависит, сумеет ли ребенок стать полноправным и полноценным членом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект родительского собрания «Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения у детей»
Опубликовано: 2 ноября 2017 в 21:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД