Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Роль семьи и педагога в процессе адаптации детей с нарушениями речи»

Лусик Бедикян
Консультация для воспитателей «Роль семьи и педагога в процессе адаптации детей с нарушениями речи»

наименование учреждения

МАДОУ Д/С7 «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»

Сообщение для воспитателей

"Роль семьи и (или) педагога в процессе адаптации детей с нарушениями речи"

Выполнила:

Бедикян Л. Г.

Публикация «Консультация для воспитателей „Роль семьи и педагога в процессе адаптации детей с нарушениями речи“» размещена в разделах

Дошкольная организация — первая и очень ответственная ступень общей системы образования для ребенка. В настоящее время психолого-педагогические исследования убедительно доказывают необходимость осознанного включения родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка.

На протяжении многих лет система дошкольного образования полностью принимала на себя проблемы обучения, воспитания и развития детей, недооценивала роль семейного воспитания. Уход от практики дистанцирования семьи от детского сада, превращение родителей дошкольников в активные субъекты образовательного процесса, позволит значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы в ДОО.

Перед педагогами стоит общая задача совершенствования воспитательной, образовательной и коррекционной деятельности в детском саду и улучшения подготовки детей к школьному обучению. В последнее время отмечается увеличение числа детей с проявлениями дезадаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, в том числе воспитанников с нарушениями речи. Возрастной период 3-х лет, является не только кризисным для развития личности дошкольника, но и сензитивным периодом для развития речи. Речь формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Речевая недостаточность у детей младшего дошкольного возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации, что выражается в проявлении невротических реакций, тревожности, фобий и т. д. А ведь именно речевая деятельность является одним из компонентов механизма адаптации младшего дошкольного возраста. Это обуславливает актуальность выявления влияния речевого развития дошкольника на его адаптацию к новым социально-психологическим условиям в ДОО, а также определения путей решения данной проблемы.

На сегодняшний день в педагогической теории и практике коррекционно-ориентированного воспитания детей с нарушением речи существует явное противоречие между особыми образовательными потребностями детей и неподготовленностью родителей к их удовлетворению. Многие родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, начиная с ранних лет жизни. Они стараются, чтобы их ребенок слышал правильную, выразительную и отчетливую речь, читают ребенку сказки, стихи, рассказы, развивают кругозор. Но зачастую семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в коррекции речевых дефектов, родителям не хватает психолого-педагогической грамотности.

Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. И здесь важна роль и воспитателя, и психолога, и учителя-логопеда, а возможно и медицинское сопровождение ребенка в процессе коррекции речевого развития. Для оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии речи необходимы разработка и внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений эффективной модели взаимодействия с семьей (родителями) с целью ее активного включения в процесс воспитания и создания на этой основе единого коррекционно- развивающего пространства как в ДОО, так и в домашних условиях.

Для оптимизации взаимодействия ДОО с семьей ребенка, имеющего нарушения речи, необходимо определить содержание, этапы, направления, формы и методы данной работы. Содержание работы зависит от ряда факторов: структуры семьи; образовательно-культурного уровня семьи; психоэмоционального климата семьи; возраста ребенка и этапа его развития; формы имеющегося у ребенка речевого нарушения; типа семейного воспитания; отношения семьи к имеющимся у ребенка проблемам развития речи; уровня родительской мотивации в отношении сотрудничества с педагогами и специалистами ДОО. Организация взаимодействия ДОО с семьей можно условно разделить на следующие этапы: подготовительно-организационный; основной; итоговый.

На первом этапе педагоги и специалисты ДОО создают атмосферу доброжелательности и доверия, изучают особенности семьи, семейного воспитания ребенка; определяют вышеуказанные положения и возможно в рамках консилиума ДОО, при участии родителей, вырабатывают стратегию, тактику работы с ребенком в виде коррекционно-педагогической программы сопровождения. На основном этапе реализуется система работы с родителями в процессе медико-психолого-педагогического воздействия на ребенка с нарушениями речи как на территории ДОО, так и вне ее.

В условиях ДОО проводятся групповые или индивидуальные занятия психолога с родителями, консультации с логопедом, организуются лектории, семинары- практикумы, а также начинает выполняться программа коррекции нарушений речи воспитанника всеми педагогами в сотрудничестве с семьей. Вне детского сада ведется при необходимости лечебно-оздоровительная работа, координируемая специалистами дошкольной организации. Центральное место в работе с родителями на каждом этапе занимают такие направления деятельности, как: - повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей; - психологическая помощь и поддержка родителей и семьи; - информационная поддержка родителей и оказание им помощи в установлении и поддержании содержательных контактов с другими социальными институтами (поликлиника, учреждения дополнительного образования, учреждения социальной защиты, школа, ПМПК).

К наиболее перспективным формам работы ДОО с родителями по данным направлениям относятся:

«Дни открытых дверей» – проводятся 2-3 раза в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в ДОУ, успехами и проблемами ребенка, особенностями работы с ним различных специалистов; «Библиотека для родителей» – создаются в каждой возрастной группе для сбора популярной педагогической и психологической литературы, помогающей повысить уровень знаний по вопросам детской педагогики, психологии и логопедии, а также детских художественных книг, которые можно взять домой и прочитать детям; «Игротека» – функционирует в каждой группе по принципу библиотеки и дает возможность сориентировать родителей в выборе игр и дидактических пособий для занятий с ребенком дома; «ИБЦ- информационно-библиотечный центр», «Видеотека» – содержит видеозаписи занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых, праздников, развлечений. Родители могут просмотреть видеозапись занятия самостоятельно, задав вопросы специалистам, либо занятие сразу просматривается со специалистом, который дает комментарии по ходу просмотра и по его окончании. На протяжении основного этапа большое внимание уделяется повышению социально-психологической и педагогической компетентности педагогов и специалистов ДОО по вопросам работы с семьей.

К важнейшим ее аспектам относится методический семинар, включающий, помимо лекционного курса по проблемам семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития, самостоятельную работу педагогов по индивидуальной теме самообразования. По вопросам конструктивного и эффективного взаимодействия с семьей педагогами организуются тренинги общения и индивидуальные консультации. Содержание итогового этапа включает в себя комплексный анализ проделанной работы всеми участниками образовательного процесса, в том числе и родителей, за определенный период, оценка ее эффективности, внесение корректировки в индивидуальную программу сопровождения ребенка с нарушениями речи.

Важным является вопрос динамики улучшения состояния здоровья воспитанника, а также степень включенности ДОО в коррекционную работу по инициативе родителей или положительных изменениях в развитии дошкольника. В любом случае, только партнерские доверительные отношения при оказании помощи ребенку с нарушениями речи, его семье являются залогом успеха и необходимым механизмом для социальной адаптации и реабилитации дошкольника.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация для воспитателей по эффективному взаимодействию с родителями в условиях адаптации детейКонсультация для воспитателей по эффективному взаимодействию с родителями в условиях адаптации детей В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация для воспитателей «Роль прогулки в жизни дошкольников, её организации в группе для детей 3–4 лет»Консультация для воспитателей «Роль прогулки в жизни дошкольников, её организации в группе для детей 3–4 лет» Прогулка на свежем воздухе играет ведущую роль для укрепления здоровья и профилактики утомления каждого человека и конечно же маленьких.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Консультация для воспитателей «Роль ладошковой и пальчиковой живописи в раскрытии творческих дарований детей»Консультация для воспитателей «Роль ладошковой и пальчиковой живописи в раскрытии творческих дарований детей» Каждый ребенок по своей природе – одарен, нет бездарных детей. Есть дети, которым не помогли взрослые или определенные обстоятельства.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль семьи и педагога в процессе адаптации детей с нарушениями речи»
Опубликовано: 19 января 2022 в 14:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД