МААМ-картинки

Развитие общения и самооценки у детей старшего дошкольного возраста

анна мелехина
Развитие общения и самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Новокузнецкий педагогический колледж»

Отделение заочного обучения

Специальность 44.02.04

Специальное дошкольное образование

Конспект сообщение на педагогическом совете по дисциплине

Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста с отклонением в развитии и с сохранным развитием.

Публикация «Развитие общения и самооценки у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Тема: Развитие общения (самооценки) у детей старшего дошкольного возраста.

Преподаватель : Арнст Е. А.

Выполнила студентка

2 курса группы 4-18

Отделение заочного обучения

Мелехина А. Я.

Новокузнецк 2019

2

Человек – часть социума, и для него важно отношение окружающих, оценка его качеств, способностей, привлекательности. Но не менее важна для нас и самооценка, отношение к себе, которое формируется у человека в течение всей его жизни. От уровня собственной оценки своих достоинств и недостатков во многом зависит и то место в обществе, которое мы занимаем, и уверенность в своих силах, и степень социальной активности.

Наиболее оптимальный вариант развития самооценки – развитие адекватной самооценки. Также в старшем дошкольном возрасте, возможно, допустить слегка завышенную самооценку у ребенка. Чем более адекватной является самооценка, тем лучше дошкольник может себя оценивать, рассчитывать на свои возможности.

Адекватная самооценка оказывает большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и поведение старшего дошкольника.

Основным и важным фактором, влияющим на развитие адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста, выступает общение со взрослыми.

С помощью взрослого происходит становление, развитие и стимуляция оценочной деятельности у ребенка. Все это происходит, когда взрослый:

- выражает свое отношение к окружающему и оценочный подход;

- организует деятельность ребенка, обеспечивая накопление опыта индивидуальной деятельности, ставя задачу, показывая способы ее решения и оценивая исполнение;

- представляет образцы деятельности и тем самым дает ребенку критерии правильности ее выполнения;

- организует совместную со сверстниками деятельность, которая помогает ребенку видеть в ровеснике личность, учитывать его желания, считаться с его интересами, а также переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых.

3

Для достижения более адекватной самооценки родителям и педагогам необходимо знать, что доброжелательное и нежное отношение к ребенку, создание фона заботливости и внимания, обращения к нему по имени, похвала его действий, предоставление возможности проявить инициативу и поддержание ее способствуют формированию активности и адекватной самооценки.

Следует подчеркнуть, что в любом возрасте поощрение более эффективно, чем порицание. Запрещение или порицание должно заканчиваться положительным образцом действий.

Детям старшего дошкольного возраста нужно обязательно давать возможность реализовать свое намерение, даже если оно может немного сбить график ребенка. Уважение к его делу активизирует ориентацию ребенка на самостоятельные действия. Не всегда взрослому следует брать инициативу в свои руки во избежание формирования пассивности у старшего дошкольника.

Поддержка проявлений самостоятельности – это важное условие формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста. Появление инициативы у ребенка и элементарного планирования, стремление к получению задуманного результата являются критерием проявления самостоятельности у старших дошкольников, а вместе с этим развития адекватной самооценки.

Поэтому педагогам и родителям необходимо помогать ребенку активизировать интерес к предметам, корректировать замысел, оказывать помощь в его осуществлении.

Отметим, что старший дошкольник ждет от взрослого конкретной, адекватной оценки, поддержки своих замыслов. Оценка говорит ребенку не только о правильности его действий, но и о том, что его помнят, его заметили, к нему относятся внимательно.

Действенность оценки определяется тем, насколько она корректно сформулирована, какова ее форма, содержание.

Немаловажно отметить, что для достижения адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста необходимо в равной степени отмечать успехи и неудачи и соответственно их оценивать. Дети легко дифференцируют то, что одобряется, и то, что порицается. Они уверены в себе, что создает благоприятные условия для развития адекватной самооценки.

Нежелательно поощрять преимущественно успехи, положительные стороны, подчеркивание даже самых незначительных достижений у детей с завышенной

4

самооценкой. Кроме этого необходимо воздерживаться от несистематических и случайных оценок, которые лишают детей твердых ориентиров в деятельности и поведении.

В старшем дошкольном возрасте также важно сначала подчеркнуть успехи, а потом тактично и конструктивно указать на недостатки. При выполнении указанных условий положительные оценки усиливают одобряемые формы поведения, расширяют инициативу детей. А отрицательные соответствующим образом перестраивают деятельность и поведение, ориентируют на достижение требуемого результата.

В процессе общения ребенок постоянно получает обратную связь. Позитивная обратная связь сообщает ребенку о том, что его действия правильны и полезны. Таким образом, ребенок убеждается в своей компетентности и достоинствах.

Для формирования правильного представления старшего дошкольника о себе и способности адекватно оценивать самого себя нами были сформулированы для родителей и педагогов ряд рекомендаций.

Общие рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста.

1) Оптимизация родительско-детских отношений. Необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

2) Оптимизация отношений ребенка со сверстниками. Необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими детьми; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.

3) Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

4) Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков. Всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления.

При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

5

Используемая литература:

1. Ефимкина Р. П. Детская психология. — Новосибирск. : Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 32 с.

2. Смирнова О. Е. Особенности общения с дошкольниками : Учебное пособие для студ. сред. педаг. учеб. заведений – М. : Издательский центр “Академия”.2000.

3. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агенство. 1996

4. Лисина М. И. Потребность в общении//Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М. : Педагогика, 1986 (в сокращении)

5. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.

6. Ресурсы сервера: https://www.coolreferat.com

Публикации по теме:

Консультация «Развитие нравственно-эмоциональных чувств, навыков общения у детей дошкольного возраста» Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания. Учить чувствовать – это самое трудное, что есть.

Методическая разработка «Развитие самооценки у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Пояснительная записка Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует.

Развитие самооценки у детей дошкольного возраста с ОВЗ (продолжение) Основная часть. «Дракон кусает свой хвост». Звучит веселая музыка. Дети встают в цепочку и крепко держатся друг за друга за плечи. Первый.

Формирование патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе межличностного общения ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА И. И.

Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др. отмечают, что межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно.

Развитие коммуникативного общения детей дошкольного возраста через «язык танца» Данная методическая разработка предназначена музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных учреждений. Использование педагогом разнообразных.

Развитие общения детей в раннем дошкольном возрасте. Организация бесконфликтного общения детей дошкольного возраста .

Консультация «Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста» «Центр развития ребенка – детский сад №110» г. Сыктывкара Статья «Формирование самооценки у детей старшего дошкольного.

Влияние общего недоразвития речи на развитие общения детей дошкольного возраста © С. Д. Томсон Науч. рук. С. С. БакшихановаВлияние общего недоразвития речи на развитие общения детей дошкольного возраста Общение – процесс.

Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей старшего дошкольного возраста Ключевые слова: театр, деятельность, речь, речевое общение. Аннотация: В статье дается информация о том, как и каким образом театрализованная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие общения и самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 сентября 2019 в 07:50
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД