Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми. Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Декабрь»

Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми. Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Декабрь»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

Конспект

совместной деятельности воспитателя с детьми:

«Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Декабрь»

в подготовительной группе детей с ЗПР

Разработчик:

воспитатель: Кириллова Т. Н.

2018 г

Цель:

1. Познакомить детей с рассказом А. Ливеровского и Э. Шима «Декабрь».

2. Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.

3. Продолжать закреплять представления о том, что сезонные изменения в природе зимой влияют на жизнь диких животных, птиц, человека.

Оборудование: презентация.

Словарная работа: предзимок, капканы насторожить, зоб, полынья, чернильная вода, день зимнего солнцестояния.

Ход совместной деятельности.

1. Вступительное слово воспитателя.

Тихо пришла зима. Одна из главных примет зимы - с неба падает снег. За одну ночь покрыла зима снегом дома и деревья, замостила лужи, озёра и реки. Белеют заснеженные улицы. Деревья и кусты погрузились в глубокий сон. В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

Наступило время морозов и метелей, коротких дней и длинных вечеров.

Сегодня у нас знакомство с рассказом уже знакомых нам авторов А. Ливеровского и Э. Шима «Декабрь». Авторы рассказа приглашают нас полюбоваться зимней природой, познакомиться с жизнью лесных жителей и понаблюдать за секретами декабрьского снега.

2. Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Декабрь».

Декабрь – месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах.

Декабрь – полночь года.

Кончился тёмный и скучный предзимок. Весело звенят коньки на льду, знакомо и радостно шуршат лыжи, проминая первый след.

Когда окончились сельские работы и люди ушли с полей в дома, укрылись от морозов за зимние рамы, за двойные двери, у тёплых печек, казалось, что и вокруг замерла жизнь.

Не видно и не слышно никого в голых полях, в уснувшем лесу.

Выпала первая пороша – и всё изменилось, открылись многие секреты.

Колхозный сторож узнал, почему накануне ночью Полкан рвался с цепи и лаял на огород.

Чёткий след зайца протянулся от одной капустной кочерыжки к другой.

У крайнего к лесу дома, где таинственно пропадали куры, обнаружился след хоря.

Чуть подальше в поле, вокруг соломенных скирд, весь снег измят, протоптан до чёрной земли. Здесь и смешные следки мышей – точечки, где наступали лапы, и

бороздка, где волочился хвост, - и бесчисленные крестики от босых ног птиц – овсянок, воробьёв, синиц.

А вот и покрупнее лунки – это горностай промчался. Ещё крупнее – лисица кралась, насторожив уши, слушая попискивание мышей.

Кормное место! Птицы и мыши за зерном прибежали, за сорным семечком; горностай и лисица – за мышами. Человек увидит – за лисицей придёт, капканы насторожит у соломенных скирд.

Засыпал снег последние ягоды и семена на земле, черничные почки, листву брусничную. Перешла лесная птица на древесную пищу.

Покачиваясь на тонких ветках, склёвывают рябчики ольховые серёжки, тетерева – берёзовую почку, глухари – колкие сосновые иглы.

Ну что ж – по сезону и пища.

Правда, столовые довольно прохладные, особенно в ветреные дни, зато спальни теперь хорошие.

Набил зоб и – бух! – в снежную перину; тепло, уютно и тихо.

В речной полынье, в чернильной воде, в морозном пару кувыркаются нырковые утки.

Смотреть на них и то холодно. А на самом деле теплее в воде, чем на воздухе.

22 декабря – день зимнего солнцестояния, и повернёт «солнце на лето, зима на мороз».

Очень тёмное, очень холодное время, и всё же это начало весны.

3. Беседа по содержанию рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Декабрь».

- Как называется наступивший первый месяц зимы? (Ответы детей: декабрь).

- Как характеризуют авторы рассказа месяц декабрь? (Ответы детей: декабрь – месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах).

- Кто особенно рад наступившей зиме? (Ответы детей: дети, потому что можно кататься на коньках и лыжах).

- Как люди приготовились к зиме? (Ответы детей: люди закончили сельские работы, утеплили жильё - укрылись от морозов за зимние рамы, за двойные двери).

- Какие секреты открылись, когда выпал снег? (Ответы детей: заяц приходил на огород и оставил следы от одной капустной кочерыжки к другой, около крайнего дома, где пропадали куры, обнаружился след хоря).

- Кем измят весь снег и протоптан до земли вокруг соломенных скирд? (Ответы детей: мышами, овсянками, воробьями, синицами, горностаем, лисицей).

- Почему это место возле соломенных скирд авторы называют кормным местом? (Ответы детей: птицы и мыши прибежали за зерном к скирдам, горностай и лисица за мышами, человек за лисицей придёт).

- Почему лесная птица перешла на древесную пищу? (Ответы детей: снег засыпал последние ягоды и семена на земле).

- Какую же пищу теперь клюёт лесная птица? (Ответы детей: рябчики склёвывают ольховые серёжки, тетерева – берёзовую почку, глухари – колкие сосновые иголки).

- Про какие снежные перины идёт речь в рассказе? (Ответы детей: рябчики, глухари, тетерева ныряют в снег с головой, где им тепло).

- Кто плавает в речной полынье в морозном пару? (Ответы детей: нырковые утки).

- Когда повернёт «солнце на лето, зима на мороз»? (Ответы детей: 22 декабря, в день зимнего солнцестояния).

- Что нового вы узнали из этого рассказа? (Ответы детей: лесные птицы – рябчики, тетерева, глухари живут в снегу).

4. Физкультминутка «Зима».

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда. (Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится, (Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)

5. Дидактическая игра «О чём можно сказать: зимний, зимняя, зимнее?»

1). Зимний (день, лес, вечер, сад, каток).

2). Зимняя (погода, туча, метель, вьюга, пурга).

3). Зимнее (солнцестояние, солнце, небо, утро, окно).

6. Итог.

Рассказ «Декабрь» познакомил нас с жизнью лесных жителей, к которым пришла настоящая зима, кругом бело, и снег глубок.

Зимний снег одним помогает – мыши, полёвки, землеройки – все зверюшки - норушки, что не спят зимой, бегают по дну снежного моря. Другим даёт жильё - рябчики, тетерева, глухари, белые куропатки живут в снегу, потому что под снегом куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не достаёт леденящий ветер, а толстый слой снега не пропускает к земле большого мороза.

Легкий и пушистый декабрьский снег раскрывает секреты обитателей зимнего леса, потому что кто бы ни прошёл, пробежал, проскакал по нему, каждый оставляет свой след, также как в рассказе – мыши, горностай, лисица, птицы.

Прикреплённые файлы:

sd-dekabr-prezentacija1_ibap7.pptx | 17419,89 Кб | Скачан: 31
 
Публикации по теме:

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Ноябрь» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Чужое яичко» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Л. Воронковой «Кружка молока» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Осень
Автор публикации:
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми. Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Декабрь»
Опубликовано: 17 ноября 2018 в 00:13
+543Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 142.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Коллективная аппликация «Метелица»
Метелица, метелица, И кружится и стелется, И песню напевает, И думы навевает. Цель: изготовление работы для зимней выставки детского творчества....
Фотоотчет посещения музея Магнитогорского металлургического комбината.
Фотоотчет посещения музея Магнитогорского металлургического комбината. Уважаемые педагоги! Представляю вашему вниманию отчет по экскурсии дошкольников в...
Математический уголок в детском саду
Математический уголок в детском саду Руководители уголка Воспитатели группы: Место размещения 2 младшая группа «Морячок» Цель Способствовать повышению...
Лучшая методическая разрабртка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №63 общеразвивающего вида Проект экологический направленности «Мир снега»...
Дидактическая игра «Грамотейка»
«Подели слова на слоги” Цель: Учить детей делить слова на слоги. Задачи: Развивать фонематический слух, развивать мелкую моторику. Дидактический материал:...