Марина Ипатко
Конспект совместной образовательной деятельности «Необычное приключение насекомых» с детьми 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Автор конспекта : Ипатко Марина Федоровна, ГБДОУ №46 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга, учитель-логопед I квалификационной категории;
Используемые современные образовательные технологии : технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии.
Приоритетная образовательная область : «речевое развитие», «познавательное развитие»
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности „Необычное приключение насекомых“ с детьми 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель. Создание условий для речевой активности детей посредством совершенствования механизмов языкового уровня речевой деятельности, для развития познавательной активности и познавательных интересов.
Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»
Коррекционно-образовательные :
Создание условий для побуждения детей к речевой активности.
Совершенствование словаря экспрессивной речи по лексической теме «Насекомые». Уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, состояний, признаков. Семантизация лексики (раскрытие смысловой стороны слова не только с опорой на наглядность, но и через уже усвоенные слова).
Совершенствование грамматических категорий словоизменения и словообразования. Закрепление навыков согласования существительных с количественными числительными. Закрепление навыка образования приставочных глаголов. Закрепление навыков употребления предложно-падежных конструкций.
Совершенствование синтаксической структуры предложения. Развитие навыка правильно строить простые распространенные предложения, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Развитие фонематических функций. Совершенствование умения осуществлять языковой анализ и синтез. Совершенствование навыков осуществлять позиционный фонематический анализ.
Развитие слогового анализа и синтеза слов. Формирование принципа слогового строения слова; совершенствование умения слышать гласные в слове, называть количество слогов, определять их последовательность.
Развитие координации речи с движениями.
Отработка дикции и четкости речи.
Развивающие:
Развитие мыслительных операций, логического мышления.
Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.
Развитие пространственных представлений, ориентировки в пространстве.
Развитие воображения.
Развитие координации движений общей моторики.
Воспитательные:
Создание положительного настроя и желания выполнять задания.
Воспитание интереса к окружающему миру, любознательности, взаимопомощи.
Воспитание у детей самостоятельности, инициативы, активности при выполнении разнообразных игровых заданий; умения работать в команде.
Воспитание умения слушать и слышать другого, взрослого. Воспитание умения слушать задание до конца, не перебивая другого.
Задачи образовательных областей в интеграции:
1. Развитие навыков взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками (социально-коммуникативное развитие);
2. Систематизация представления детей об окружающем мире (познавательное развитие)
3. Формирование умения координировать речь с движением (физическое развитие).
Тип, формы и методы, используемые в образовательной области :
формирующие, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Тип: комплексное занятие
Метод: наглядный, словесный, игровой, практический
Форма: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная
Вид детской деятельности : коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная
Предметно-пространственная развивающая среда:
Проектор, ПК, экран, компьютерная мышь, видеопрезентация, аудиофайлы с динамичной мелодией, один мольберт с изображением карты, пенек, картинки с насекомыми, лупы для рассматривания, цветы с цифрами (1, 2, 3, 4) на полянке, пособие «темная полянка и фонарики», звуковые схемы, мнемотаблица «Муха», стульчики для каждого ребенка.
Предварительная работа:знакомство с лексической темой «Насекомые», использование в работе настольно-печатных и дидактических игр по теме. Прочтение художественной литературы, просмотр обучающих видеофильмов и мультфильмов, разучивание стихотворений по мнемотаблицам в рамках лексической темы. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и фонетико-фонематической системы.
Совместная образовательная деятельность :
I этап образовательной деятельности
Вводная часть (подготовительный этап)
Организация рабочего пространства Деятельность учителя-логопеда и воспитателя Деятельность детей
Дети все вместе входят в группу и встают перед экраном.
На экране слайд с изображением черно-белой полянки.
На слайде муравей с письмом. - Здравствуйте!
- Ребята, что изображено на экране (полянка)
- Что с ней не так? Кто может жить на полянке?
- Кто самый трудолюбивый из насекомых?
- Ребята, давайте поможем муравью расколдовать полянку. Дети входят в группу и здороваются.
Заставка на экране.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети находят конверт с картой.
II этап образовательной деятельности
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
На мольберте карта.
Дети подошли к пеньку.
Появляется слайд: цветная часть полянки.
Полянка с цветами (на цветах цифры)
Появляется слайд : цветная часть полянки
Появляется слайд: цветная часть полянки
Появляется слайд: цветная часть полянки
Появляются слайды (анимация) «Путешествие пчелы»
Появляется слайд: цветная часть полянки
На фланелеграфе мнемотаблица «Муха»
Появляется слайд: цветная полянка
Обозначение 1: пенек и лупа.
- Ребята, давайте посмотрим с чего мы начнем? Какое первое обозначение?
-Сейчас каждый из вас возьмет по одной картинке, назовет кто изображен и первый звук в названии картинки.
(стрекоза, муха, пчела, гусеница, комар, жук)
-Кто это одним словом? А знаете ли вы почему насекомых назвали насекомыми?
- Оказывается слово насекомые произошло от слова насечки, насекомые переводятся как «тот у кого есть насечки». У каждого насекомого есть насечки только на брюшке, это поперечные полоски. Давайте рассмотрим наших насекомых, есть ли у них насечки. А для того чтобы лучше рассмотреть что нам поможет? (лупы)
-А теперь мы сделаем вывод, что у всех есть насечки значит это насекомые.
-Молодцы! Посмотрите на экран! Мы верно справились с заданием.
Обозначение 2: цветы
- Возьмите своих насекомых и пройдите к карте, посмотрите куда идем дальше.
- Ребята, почему мы пришли к цветам?
- Ге любят сидеть насекомые?
-Давайте посадим своих насекомых на свой цветок, для этого поделим название насекомого на слоги.
- На какой цветок сядет твое насекомое и почему? (гу-се-ни-ца 4 слога; пче-ла 2 слога; му-ха 2 слога; стре-ко-за 3 слога; жук 1 слог; ко-мар 2 слога)
- Как вы думаете мы правильно выполнили задание?
Обозначение 3 (ночь и фонарик)
-Посмотрим на карту и узнаем куда нам идти дальше.
- Как вы думаете, что обозначает эта картинка?
- Перед каждым из вас необычная ночная полянка, хорошо ли все видно в темноте?
- Что надо сделать, чтобы увидеть кто есть на полянке, Что для этого нужно?
- А теперь с помощью фонарика мы с вами посмотрим и посчитаем насекомых на ваших полянках.
Две бабочки и пять муравьев;
Две мухи и пять гусениц;
Две стрекозы и пять жуков;
Два комара и пять бабочек;
Два жука и пять комаров;
Два муравья и пять стрекоз
- Ребята, как вы думаете мы правильно посчитали насекомых?
Обозначение 4 (скрипичный ключ)
- Давайте посмотрим куда нам идти дальше.
- Ребята, найдите такое же обозначение в группе:
Физминутка
Каждый ключик свой найдите,
на экран вы посмотрите и движения повторите!
Обозначение 5 ( три круга: зеленый, красный, синий)
- Куда нам идти дальше?
- Как вы думаете, что мы будем делать?
- Вы должны составить схему слова к своей картинке (жук, жуки, муха, мухи, оса, комар)
- какой первый звук в слове; сколько звуков в слове; назови каждый звук по очереди; какой последний звук; сколько гласных звуков в слове; сколько твердых согласных в слове.
- Ребята, как вы думаете мы правильно составили схемы слов?
Обозначение 6 (глаз)
- Давайте посмотрим куда нам идти дальше.
- Посмотрите, ребята, к нам прилетела пчела. Давайте попутешествуем с пчелой и поиграем в игру «Доскажи словечко».
(Пчела из улья….вылетела и за нектаром ….полетела. На полянку …прилетела и к цветку… подлетела. С цветка на цветок …перелетела и с полянки …улетела. В свой улей пчела…залетела.)
-Ребята, как вы думаете, справились мы с заданием?
Обозначение 7 (муха)
-Ребята, давайте посмотрим куда нам идти дальше.
-А сейчас мы с вами вспомним стихотворение «Муха». Сейчас вспомним стихотворение все вместе, а затем я могу спросить любого из вас в любой момент, будьте готовы.
-Ребята, как вы думаете, справились мы с заданием? Красиво прочли стихотворение?
Дети рассматривают карту, находят за пеньком конверт с картинками насекомых.
Дети выполняют задание.
Предположение детей.
Дети рассматривают насекомых.
Дети подходят к карте, ищут такое же обозначение в группе.
Ответы детей
Дети выполняют задание
Ответы детей
Дети подходят к карте
Ответы детей
Дети выполняют задания
Ответы детей
Дети подходят к карте
Дети выполняют движения под музыку.
Дети подходят к карте и находят следующее обозначение в группе
Ответы детей
Дети выполняют задание
Ответы детей
Дети подходят к карте и находят следующее обозначение в группе
Ответы детей
Ответы детей
Дети подходят к карте и находят следующее обозначение в группе
Дети выполняют задание
Ответы детей
III этап образовательной деятельности
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Появляется слайд: Муравей с благодарностью.
Появляется слайд-анимация: насекомые возвращаются на полянку.
Дети уходят.
-Мы помогли с вами насекомым расколдовать полянку. Давайте вспомним что мы для этого делали?
-Посмотрите на экран, к нам пришел муравей. Давайте прочитаем что он говорит нам. (Большое спасибо ребята)
-Какая стала полянка?
И наши насекомые с удовольствием туда полетят.
-Спасибо, вам, ребята, большое! Вы молодцы!
Дети подходят к карте, отвечают на вопросы.
Ответы детей