МААМ-картинки

Конспект занятия «Тайны озера Байкал» (старший дошкольный возраст)

инна шишелова
Конспект занятия «Тайны озера Байкал» (старший дошкольный возраст)

МБДОУ «Дскв №45»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель:

Формировать представления детей о происхождении озера Байкал, раскрыть уникальность природы Байкала.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представления детей о происхождении озера Байкал, познакомить с уникальными особенностями озера.

Расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы, посредством опытно – экспериментальной деятельности.

Публикация «Конспект занятия „Тайны озера Байкал“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Вызвать устойчивый интерес к познанию её законов и явлений, познакомить с природными явлениями – вулкан.

Закрепить знания детей о подводных обитателях, об эндемиках Байкала – голомянка, нерпа, рачок Эпишура, особенностях их внешнего вида.

Закрепить умение детей ориентироваться на карте, узнавать и сравнивать озеро Байкал с другими озёрами.

Познакомить детей с этнографией бурят, особенностями национального бурятского костюма.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества, умении договариваться, работать в компаниях, распределять обязанности.

Закреплять умение внимательно слушать педагога и грамотно отвечать на вопросы.

Активизировать словарный запас новыми терминами и понятиями: озеро Иссык – Куль, Сибирь, Иркутская область, географическая карта, пресная вода, тюркоязычные племена, буряты, юрта, дэгэл, биологический фильтр,

кратер, впадина, источник глубинной энергии, малгай, гутал, скотоводство, курыканы.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири, потребности общения с природой и интереса к познанию её законов и явлений.

Воспитывать уважение и толерантное отношение к людям разных национальностей, их культуре.

Предварительная работа:

Рассматривание карты мира, картин, иллюстраций, показ презентаций: «Подводные обитатели озера Байкал», «Где живут вулканы», «Путешествие по озеру Байкал», показ видеофильмов, рассматривание энциклопедий, познавательной и художественной литературы, чтение рассказов о Сибири, Бурятии, цикл бесед о природе и уникальности озера Байкал, разгадывание загадок, экспериментирование с водой, знакомство с обитателями Прибайкалья и Байкала через цикл бесед, презентаций, фильмов.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, двигательная, коммуникативная.

Методы и приемы организации детской деятельности: художественное слово, показ презентаций, педагогическая ситуация, беседа, физкультминутки, опытно – экспериментальная деятельность, бурятская народная игра «Ищем палочку», дидактические игры: «Подводные обитатели озера Байкал», «Собери картинку», интерактивная игра «Подбери картинку».

Оборудование: презентация, дидактическая игра «Собери картинку», интерактивная игра «Подбери картинку», палочка для подвижной игры, макет кратера Байкала, клеенка, горочки с крупой на каждого ребёнка, картинки с изображением предметов быта бурят, юрта, очаг, котел, куклы бурят, сосуд с водой, монетка, парные картинки.

ИКТ и ТСО: мультимедийный проектор, экран

Ход :

Дети заходят в зал, педагог предлагает сесть на стулья, расположенные полукругом (возле экрана)

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку

Древен род его в природе

Кличут озером в народе

Волны моря плещут в нем -

Как его мы назовем?

(Байкал)

Воспитатель: Совершенно верно в загадке говориться об озере Байкал (на экране картинки с изображением озера, слайд №1, а где находится озеро Байкал? (в Сибири, в Иркутской области)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как выглядит Байкал на карте?

Я предлагаю вам поиграть в настольную игру «Собери картинку», но для начала нам нужно разделиться на две команды, как мы это можем сделать? (ответы детей).

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру ниточка – иголочка; мы будем чередовать слова, но каждый из вас должен запомнить, кто ниточка, а кто иголочка, после воспитатель делит детей на команды и дети выполняют работу – собирают картинки с изображением озер : Байкал и озеро Иссык – Куль.

После того, как дети собрали картинки, педагог спрашивает:

- Кто из вас догадался, где изображено озеро Байкал? На что похоже изображение озера – на полумесяц, а на что похоже озеро Иссык – Куль? (ответы детей).

Воспитатель: А кто из вас знает, что означает слово Байкал? (ответы детей).

«Байкал» — это название он получил со времен поселения в его окрестностях тюркоязычных племен, людей населявших его в далекие – далекие времена, бай – означает богатый, а куль – озеро, т. е богатое озеро.

(слайд № 2) Байкал – самое древнее озеро на планете и самое глубокое, озеро настолько велико, что его называют колодцем планеты, сравнивают с морем, но в море вода соленая, а в Байкале пресная, именно реки являются основным источником пополнения пресной воды, Байкальская вода уникальна и удивительна, как и сам Байкал.

Она необыкновенно прозрачна, чиста и насыщена кислородом (показ слайдов № 3, 4).

Воспитатель: Ребята, почему в Байкале кристально чистая вода, чья это заслуга?

Дети: рачки эпишура (показ слайдов, три раза в год армада рачков очищают воду Байкала, они выполняют своеобразную роль биологического фильтра, проходящая через них вода очищается (слайд № 5)

В не столь уж и древние времена она считалась целебной и с ее помощью даже лечили болезни.

Вокруг озера всегда ходили легенды, люди строили разные предположения и догадки, Байкал хранит много тайн; какие-то уже открыты, какие-то еще предстоит узнать, а что-то, так и останется загадкой.

Воспитатель: А вы знаете, как образовалось озеро Байкал?

Воспитатель: А хотите узнать?

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в прошлое на машине времени (пульт управления, занимайте пожалуйста места, садитесь поудобнее (дети садятся на стулья, приготовились, нажмём кнопку пуск. Поехали! (звучит музыка космоса)

Воспитатель: Вот мы и прибыли, выходим, ребята будьте осторожны, чтобы не оступиться, нужно идти строго по следам! (на экране изображена глубокая впадина - кратер, слайд № 6)

Воспитатель: мы оказались с вами у кратера.

Ученые предполагают, что произошло озеро много миллионов лет тому назад, мощный источник глубинной энергии - вулкан (слайд № 7, вырвался наружу (извержение вулкана) и образовалась впадина, т. е. большое углубление.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю провести эксперимент, который покажет, как это было. Перед вами горки с крупой, это заменит нам почву, вы сейчас сможете, с помощью палочек, изобразить кратер и наблюдать, как образовалась впадина.

Дети выполняют задание (постепенно, палочкой делают углубление, получается своеобразная воронка).

Воспитатель: Что произошло, когда вы дотронулись до верхушки горок дети, рассыпалась и что получилось?

Дети: Углубление (впадина)

Воспитатель: (слайд № 7) Так примерно, миллионы лет тому назад, в результате сильного землетрясения появилась огромная впадина - кратер.

Со временем кратер постепенно наполнялся грунтовыми и дождевыми водами и образовалось озеро Байкал (показ слайдов). Воспитатель предлагает детям подойти к макету – кратер вулкана.

- Ребята, как мы можем определить, насколько прозрачна вода? (ответы детей). Бросим монетку или камень, видите насколько вода чистая и прозрачная, именно такая вода в озере Байкал.

Воспитатель: прежде, чем отправиться в путь, я предлагаю вам небольшую разминку:

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте

Эх! Руками машем вместе

Эхе - хе! Прогнули спинки

Посмотрели на ботинки

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе

Повертись на месте ловко

В этом нам нужна сноровка

Что, понравилось, дружок?

Отправляемся в поход!

Нам пора продолжать путь во времени, рассаживайтесь поудобнее, отправляемся в путь, нажимаем кнопку, пуск! (звучит музыка космоса)

Выходим, перед детьми представлены макеты поселения, юрты, куклы – буряты, иллюстрации старинных вещей, предметов быта.

Воспитатель:

Ребята, (слайд № 9) издревле на Байкале жили «курыканы», затем, им на смену пришли буряты, которые и засели озеро Байкал.

Традиционным жилищем бурят была юрта, юрты сооружали из бруса или бревен, а так же из войлока (слайд № 10, 11, 12- обращаю внимание детей на постройки).

Юрты (слайд № 13) не имеют окон, в центре располагается очаг и большой чугунный котел. Дым поднимается вверх и выходит через отверстие в потолке. Когда все дела были сделаны, вся семья садилась около очага и пели песни, а дети играли в свои игры, отображающие жизнь своего народа (слайд № 14)

Давайте и мы с вами поиграем в бурятскую народную игру «Тэмре», в переводе с бурятского это означает - ищем палочку.

Игра «Ищем палочку»

Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски, закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, куда упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.

Правила игры. Осаленный должен быстро передать палочку.

После окончания игры воспитатель предлагает детям подойти к экрану….

Воспитатель:

Обратите внимание на одежду бурят (слайд № 15); верхняя одежда называлась - дэгэл, очень похожа на халат с запахом. И зимние, и летние дэгел были длинными, и хорошо защищали ноги от сильных морозов, особенно при езде на лошади. Такая одежда не стесняла движений при посадке в седло, рукава дэгел, также удлиненные, они выполняли функцию рукавиц.

Головным убором бурят служила шапка – малгай (слайд 16) Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой наверху. Все детали, цвет головного убора имели свой смысл: остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Красные кисти обозначают лучи солнца. Излюбленным цветом бурят является — синий, который символизирует синее небо, вечное небо.

Частью бурятской одежды является пояс (слайд 17).

Пояс выполнял роль, своеобразного корсета, т. к. при длительной езде верхом спина и стан получали дополнительную опору и были защищены от простудных заболеваний.

Пояс играл важную роль в народных обрядах. Им обменивались в знак установления дружеских, побратимских, родственных (брачных) отношений. С поясом связаны также определенные запреты. По поверью, его нельзя бросать на землю, перешагивать через него и разрывать.

Обувь бурят называлась – гутал (слайд № 18, подошва бурятских сапог имеет гладкую форму, а носки их загнуты вверх. Это делалось для того, что бы при ходьбе человек не мог потревожить Землю-мать или повредить живым существам, обитавшим в ней.

Буряты очень уважительно относились к природе (слайд № 19).

Занимались буряты охотой и рыбалкой, а так же скотоводством - разводили коров, коз, лошадей, единственным средством передвижения были лошади.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам тоже заняться рыбалкой и наловить рыбу, которая обитает в озере Байкал, будьте внимательны! ( интерактивная игра: осётр, омуль, голомянка, байкальский бычок, налим, ленок, щука, хариус – нерпа, рачок эпишура, камбала, селедка бокоплав, подкаменщик, маллюск).

Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием, ребята, а давайте мы тоже превратимся в рыб и немного порезвимся!

Физкультминутка:

Рыбки весело плескались (плывут по кругу, ладони вместе)

В тёплой чистенькой воде

То сомкнутся, разомкнутся (берутся за руки, в круг, из круга)

То зароются в песке (приседания, роются в песке)

Воспитатель: Ребята наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад! (дети занимают места, нажимаем кнопку пуск, звучит космическая музыка).

Воспитатель: Вот мы и дома! Мы вернулись в наше время. Выходим

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? Я предлагаю вам игру, а называется она «Волшебная палочка», каждый из вас будет передавать палочку друг другу и скажет, что нового он сегодня узнал о Байкале.

Дети делятся своими впечатлениями.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Дерево символики» (старший дошкольный возраст) Цель: Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с государственной символикой..

Конспект НОД по экологии «Осень дарит чудеса» (старший дошкольный возраст) Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой.

Конспект НОД «В стране математики» (старший дошкольный возраст) муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 272» В стране математики. Старший дошкольный.

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Воды озера Байкал» Конспект ОД по экологии в старшей группе с использованием регионального компонента на тему «Воды озера Байкал» Цель: дать представления.

Конспект развлечения «Своя игра» (старший дошкольный возраст) Цель. Поощрять стремление к интеллектуальной оригинальности. Задачи. Развивать познавательные способности детей, умения и навыки диалогической.

Конспект развлечения «Все работы хороши» (старший дошкольный возраст) Цель: Продолжать расширять и уточнять представление детей о людях разных профессий. Уметь использовать пословицы о труде, воспитывать уважение.

Конспект занятия «Экскурсия в музей» (старший дошкольный возраст) Конспект занятия «Экскурсия в музей» Старший дошкольный возраст Задачи: * Обучающая: учить передавать эмоциональное состояние, свое настроение;.

Конспект НОД «Виртуальная экскурсия по городу Омску» (старший дошкольный возраст) К 300-летию со дня основания города Омска. Занятие и презентацию подготовили Иванова Людмила Александровна, воспитатель и Пенькова Анна.

Конспект занятия по математике «Необычное путешествие» (старший дошкольный возраст) Конспект организованной образовательной деятельности Познавательное развитие Математика Тема «Необычное путешествие» Старший дошкольный.

Конспект занятия «Я и моя семья» (старший дошкольный возраст) Занятие по теме: «Я и моя семья» (старший дошкольный возраст). Задачи: - расширять представление детей о семье; - развивать слуховое и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Тайны озера Байкал» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 18 марта 2016 в 16:05
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД