Захарова Наталья
Конспект урока чтения в 3 классе «Чтение рассказа М. Пляцковского «Какая бывает зима» по ролям»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока чтения в 3 классе
Составила: Захарова Наталья Петровна
Тема урока : М. Пляцковский «Какая бывает зима»
Учебник: В. В. Воронкова, 3 класс
Цель урока : Чтение рассказа М. Пляцковского «Какая бывает зима» по ролям.
Задачи:
-коррекционно-образовательные: активизировать вдумчивое чтение, расширять кругозор учащихся;
Публикация «Конспект урока чтения в 3 классе „Чтение рассказа М, Пляцковского „Какая бывает зима“ по ролям“» размещена в разделах
- Зима
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
- коррекционно-развивающие: развивать и корригировать умение анализировать, сопоставлять, обобщать, развивать активный словарь;
- коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к животным и заботу о них, интерес к детской литературе.
I. Организационный момент
Общая готовность рабочих мест.
Учитель: Сейчас у нас с вами урок чтения.
Чтение - вот лучшее учение.
Кто много читает,
Тот много знает.
II. Вступительная беседа.
Учитель: Ребята, назовите какое сегодня число. А какое идет время года?
Ученики: Зима.
Учитель: Давайте, сравним лето и зиму. Когда теплее?
Ученики: Летом.
Учитель: А что вы делаете летом?
Ученики: Купаемся, загораем, катаемся на велосипедах….
Учитель: А чем вы любите заниматься зимой?
Ученики: Играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах…
Учитель: Скажите, каких зверей, птиц, насекомых вы видели летом?
Ученики: Бабочек, ящериц, уток, ласточек, коров, собак, кошек…
Учитель: А каких зверей и птиц вы встречали зимой?
Ученики: Собак, кошек, снегирей, синиц….
Учитель: В какое время года больше животных?
Ученики: Летом.
Учитель: А как вы думаете, почему зимой вы меньше встречаете зверей и птиц?
Ученики: Потому что зимой холодно и мало еды. Некоторые птицы улетели в теплые края, некоторые звери спрятались в норки, залегли спать….
Учитель: Сегодня на уроке, ребята, мы будем с вами читать рассказ Михаила Пляцковского «Какая бывает зима». Я вам прочитаю этот рассказ, вы слушаете его и готовитесь отвечать на вопрос: «Каких животных расспрашивали о зиме?»
III. Первичное чтение учителем вслух.
(При первичном чтении текста учителем, учебники у учащихся закрыты)
IV. Беседа на основе слухового восприятия.
Учитель: Итак, ребята, каких же животных расспрашивали о зиме?
Ученики: Слона, оленя, снегиря, медведя….
Учитель: А кто знает, какого животного называют дворняжкой?
Ученики: Собаку.
Учитель: Правильно. Дворняжками называют непородистых собак, обычно не комнатных, живущих на дворе.
Видел ли кто-нибудь из вас снегиря? Почему у этой птицы такое название и почему автор его назвал красногрудым?
Ученики: Да. У него впереди на грудке перышки красного цвета и прилетает он, когда уже лежит снег.
Учитель: Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Однако есть и такое толкование: снИгирь (а именно так писалось раньше это слово) образовано от тюркского сниг, что значит “красногрудый”. А потом оно изменилось на современное написание снЕгирь, так как птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. Как только пойдёт первый снежок – жди снегиря.
А почему медведя называют Топтыгин?
Ученики: Может то, что они ходят неуклюже, топают.
Учитель: Топтыгин происходит от устаревшего слова топтыга - неуклюжий, с тяжелой походкой. Название Топтыгин, по-видимому, тоже как-то связано со сходством стопы медведя и человека (топтать, топтаться).
А теперь, дети, откройте учебник на стр. 42, найдите рассказ «Какая бывает зима». Сейчас вы читаете шепотом, а я пройду и послушаю, как вы читаете.
V. Самостоятельное чтение детей с проговариванием.
VI. Аналитическое чтение.
Учитель: Сколько опрашиваемых героев о зиме в тексте? Перечислите.
Ученики: - 6: Слон, Северный Олень, Красногрудый Снегирь, Дворняжка, Медведь, Мальчишка.
Учитель: Значит сколько частей в тексте?
Ученик: 6
Учитель: Сейчас мы будем с вами читать текст по ролям. Слова автора читает Наташа. Вопросы задает героям Катя. За Слона читает - Вова, за Оленя – Витя, за Снегиря – Костя, за Дворняжку – Света, за Медведя – Коля, за мальчишку – Петя.
Учитель: Начинаем читать. Первая читает Наташа.
Давайте остановимся. Почему слон не знает, какая бывает зима?
Ученики: Потому что он живет в теплых краях, где круглый год лето.
Учитель: Слон живет в теплых краях, так как он питается травой, листьями, яблоками, бананами. А зимой не встретишь обильной растительности. Почему?
Ученики: Потому что зимой холодно, все замерзает, листья опадают, все засыпано снегом…
Учитель: Продолжаем читать. Остановились. Почему Северный Олень говорит, что зима очень долгая?
Ученики: Он живет на Севере. Там почти целый год зима.
Учитель: А как вы думаете, почему Олень приспособился жить на севере, чем он питается?
Ученики: У него теплая шерсть. Ест мох.
Учитель: Правильно. Рацион питания северного оленя состоит в основном из растений. На первом месте стоит олений мох. Животное достаёт его из под снежной шубы, раскидывая её копытами. В пищу идут также другие лишайники, трава, ягода. Не брезгует олень и грибами. Ест яйца птиц, зазевавшихся грызунов. Может полакомиться и взрослой птицей, если ему представится такая возможность. В зимнее время жажду утоляет, поедая снег. Пьёт морскую воду. Иногда олени грызут рога друг у друга именно из-за нехватки минеральных солей в рационе питания.
Учитель: Дальше читаем. Остановимся. Почему для Снегиря зима трудная?
Ученики: Потому что холодно и мало еды.
Учитель: А почему же тогда живут именно у нас снегири зимой?
Ученики: Они прилетают к нам из более холодных мест.
Учитель: Действительно, снегири – северяне, они – жители таёжных лесов. В среднюю полосу прилетают “погреться”, когда на их родине начинаются трескучие морозы. А в марте - апреле вновь возвращаются в родные места. А чем питается снегирь?
Ученики: Ягодами, семенами, крошками…
Учитель: А мы, люди, можем помочь птицам? Кто-нибудь из вас подкармливает птиц зимой?
Ученики: Можно построить кормушки для птиц и развесить их на деревьях, насыпать туда зерна, положить хлебных крошек, сала…
Учитель: Продолжаем читать. Остановились. Почему для Дворняжки зима холодная?
Ученики: Потому что они дворовые собаки и живут на улице.
Учитель: А как можно помочь перезимовать этим животным?
Ученики: Можно в конуру постелить теплую вещь, подкармливать собак оставшейся едой из дома.
Учитель: Снова читаем. Остановились. Скажите, почему для Медведя зима – одна ночь?
Ученики: Потому что зимой Медведь спит, а просыпается только весной.
Учитель: Чем питается медведь зимой?
Ученики: Он сосет лапу.
Учитель: Нет, медведь не сосёт лапу. Это только говорится так. У медведя очень толстый слой огрубевшей кожи покрывает подошвы лап. Зимой, когда медведь спит, под старым слоем огрубевшей кожи продолжает расти новая кожа. Медведю это причиняет определенные неудобства, поэтому он скусывает грубую отслоившуюся корку, чтобы унять зуд. Так что взрослый медведь лапу не сосет, тем более от голода. Медведь, являясь хищником, всеяден, т. е. ест все, что похоже на пищу. Но это плохо помогает зимой, когда снегом засыпает половину пищевого рациона. Одной животной пищи, например, бурому медведю, просто не хватит, чтобы прокормиться. Поэтому он уходит в спячку, которая может продолжаться от 4 до 6 месяцев.
И теперь последнюю часть текста читаем. Ребята, ответьте, какая зима для мальчика.
Ученики: Веселая.
Учитель: А вам нравится зима? Почему?
Ученики: Да. Зимой можно кататься с горки, играть в снежки, кататься на коньках…
VII. Подведение итогов.
Учитель: С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?
Ученики: Какая бывает зима.
Учитель: Что нового вы узнали о жизни животных зимой?
Ученики: Чем питается олень, что медведь не сосет лапу…
Учитель: Нужно ли помогать братьям нашим меньшим зимой и чем?
Ученики: Да, подкармливать, давать укрытие.
Учитель: Запишите домашнее задание: читать дома рассказ на стр. 42 «Какая бывает зима» по ролям и нарисовать на альбомном листе бумаги, чем вы любите заниматься зимой.