Конспект урока по литературному чтению «Исследуем научные и художественные тексты. Дж. Родари «Отчего идет дождь»

Светлана
Конспект урока по литературному чтению «Исследуем научные и художественные тексты. Дж. Родари «Отчего идет дождь»

Исследуем научные и художественные тексты Дж. Родари «Отчего идет дождь», сказка «Путешествие капельки».

Цели: Сформировать понятие научной и художественной литературы, их различие.

Развивать умение различать специфику художественного текста и научного,умение аргументировать свою точку зрения, своё отношение к прочитанному.

Воспитывать интерес к изучению явлений природы, чтению научно-художественной литературы.

Задачи: Учить читать детей вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз, обосновывая использование разной интонации, темпа, логического ударения. Определять эмоциональный настрой произведений, находить в тексте отражение авторской позиции. Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения, образов.

Ход урока:

1. Организационный момент.

-Сегодня на уроке мы будем:

НАБЛЮДАТЬ

ЗАМЕЧАТЬ

РАЗМЫШЛЯТЬ

ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ

Пожелаем друг другу успешной работы.

Звучит музыка. Сядьте поудобнее и прослушайте фрагмент записи.

-Почему урок я начинаю с нее? (ответы детей) А можете уже сейчас сформулировать тему нашего урока? А какие поставим цели на урок?

УЧИТЬСЯ…

УЗНАТЬ…

ПРОНАБЛЮДАТЬ…

ПОРАБОТАТЬ…

У нас интерес к ДОЖДЮ возник давно. Его часто не любят, презирают, ругают, однако, все равно ждут, как манну небесную. Ведь он не только спасает человечество от засухи, дарит прохладу в жаркий день и свежесть всему миру. Дождь способен изменить окружающий мир до неузнаваемости. СеГОДНЯ мы посмотрим, как живет слово дождь в языке. Готовы начать?

- Что такое дождь? (ответы детей)

- Где можно найти точное определение этому слову? (ответы детей: в словаре)

Один ученик зачитывает. 1. Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй. атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель жидкости со среднимдиаметром от 0,5 до 6-7 мм[1][2].

• 2. перен. О чём-н. падающем во множестве. Искры сыплются дождём. Д. конфетти.

• • Звёздный (метеорный) ~ появление в ночном небе множества падающих звёзд (метеоров).

Мы прочитали определение дождя оно какое по стилю речи? Художественное или научное? Почему?

- Проведем разминку со словом дождь.

- Подберите к слову дождь родственные слова (ответы детей)

Дождь – дождевой дождевик дождевичок дождливый дождливостьдождливенький

дождливенько дождище дождина дождик -дождичек, дождинка дождитьзадождить

бездождие дождевание дождеприемник дождемер

ДОЖДЕМЕР (плювиометр, прибор, используемый для измерения количестваОСАДКОВ (дождя и др.). Существуют различные разновидности дождемеров,включая некоторые самозаписывающие виды. Большинство дождемеров состоитиз цилиндра, имеющего высоту, достаточную для того, чтобы предотвратитьпопадание внутрь брызг воды. Внутри цилиндра находится воронка, котораясобирает воду в специальную емкость. Собранную воду затем выливают в мерныйстакан для измерения общего количества осадков, обычно в миллиметрах или вдюймах.

Дождевание

способ полива с. -х. культур, при котором вода разбрызгивается в виде дождя над поверхностью почвы и растениями.

Дождеприёмник

Дождеприемник – это элемент дренажной системы, предназначенный для точечного водосбора поверхностных ливневых и талых вод. Дождеприемники применяются в точечной системе водоотвода и в комплексе с ливневой канализацией.

Бездожие - Засуха — продолжительный (от нескольких недель до двух-трёх месяцев) период устойчивой погоды с высокими для данной местности температурами воздуха когда возникает угнетение и гибель культурных растений.

ЗАДОЖДИТЬ —залить дождем. Поля задождило вовсе.

- Подберите к слову дождь действия предмета. Льет, поливает, может грянуть, брызнуть, испугать, капает, идёт, моросит, стучит по крыше, барабанит,

МОРОСИТЬ —идти мелкому дождю.

- Подберите к слову дождь признаки предмета. Какой может быть дождь? Грибной дождь, Звёздный дождь, Свинцовый,. дождь — о выпущенных из оружия в пулях, слепой, рыбный,

-Вам интересно почему рыбный?

В мире существуют дожди из лягушек, змей и даже птиц! Например, в Йоро, что находится в Гондурасе, на протяжении ста лет выпадает дождь из рыб. Каждый год в промежутке между маем и июлем, жители пристально вглядываются в небо, ведь там должна появиться огромная черная туча. После чего поднимется сильный ветер, и на город обрушится трехчасовой дождь. Вот и пришло время собирать "урожай". На земле бьется огромное количество живой рыбы. Довольным гондурасцам остается лишь собрать и приготовить, свалившееся с небес, лакомство. "Улова" так много, что жители Йоро начали устраивать рыбный фестиваль. Объяснение кроется в ветре, который поднимает рыбу из Карибского моря на несколько километров вверх и приносит жителям городка вместе с осадками.

На протяжении нескольких месяцев 2001 года в индийском штате Керала шел разноцветный, преимущественно красный дождь. Примечательно, что деревья и трава оставались сухими. Он пачкал одежду, оставляя следы, похожие на кровь. В результате власти Индии организовали расследование. В официальном заключении говорилось, что частицы, которые окрасили дождевую воду ни что иное, как споры водорослей, распространенных в данной местности.

Истории известны дожди из апельсинов (Неаполь, 1833 год, желтые, которые состоят из цветочной пыли (Кабардино-Балкария, 2009 год, черные с примесями вулканической пыли (Монреаль,1819 год). Существуют также "молочные" дожди. Причиной является меловая пыль, которая и окрашивает капли дождя в цвет молока.

Подберите к слову дождь синонимы. (ливень, ситничек, косохлест, подстега, чичер, лепня, хижа, проливень, дряпня, слякоть

Интересно, что наши предки могли по-разному называть дождь. Если посмотреть в самую глубину этих названий, можно разгадать и отношение древних славян к дождю. Например, самый мелкий дождик называли «ситничком». Наверное, им представлялось, что дождевые капли словно просеивались в небе через сито. Такой дождик был мягким, легким, поэтому и назывался ласково. Дождик еще меньше ситничка называли «морось» или «бус» (сравните: бусы, бусинки).

«Косохлестом» или «подстегой» именовался сильный косой дождь, хлесткий, метавшийся в разные стороны, подстегиваемый ветром. «Чичер», «лепня», «дряпня», «хижа» – все это названия дождя, который идет вперемешку со снегом. Не очень-то приятно оказаться на улице в такую погоду, соответственно и названия у этой «непогоды» неблагозвучные.

Подберите к слову дождь антонимы. Дождь – ведро, зной, стужа

ВЕДРО, арх. ведрие, ведренье ср. краснопогодье; ясная, тихая, сухая и вообще хорошая погода; без дождя.

- А теперь попробуйте объяснить следующие фразеологизмы, устойчивые выражения в речи.

- Льет дождь как из ведра. Проливной, сильный дождь.

-Что означает после дождичка в четверг? После дождичка в четверг — никогда.

Фразеологизм “Золотой дождь”

Выражение пришло из греческих мифов о Зевсе, который пленился красотой Данаи, дочери аргосского царя, и явился к ней в виде золотого дождя.

Это выражение, ставшее крылатым,употребляется в значении: богатство, неожиданное обогащение.

- Молодцы, хорошо поработали со словом. Ну а теперь можно проверить домашнее задание. Послушаем двух ребят выразительное чтение стихотворения. А потом дадим рецензию на их ответ. Отметим все достоинства и может быть недостатки.

- Мы так много уже сказали о дожде. А отчего идет дождь?

Как бы объяснили это явление вы, ребята?

Работа с рассказом Дж. Родари «Отчего идет дождь

- А вы знаете такого автора как Джанни Родари? Что вы о нем знаете?

Джанни (Джованни) Родари родился 23 октября 1920 года в небольшом городе Оменья на севере Италии. Отца Джанни звали Джузеппе, он был булочником —держал крохотную пекарню и магазин при ней: «Хлебобулочные изделия и продовольственные товары». Мать работала служанкой в богатом доме. Родари получил диплом учителя и в возрасте 17 лет начал преподавать в начальных классах местных сельских школ.

В 1970 г. писатель получил престижную премию Ганса Христиана Андерсена, которая помогла ему приобрести всемирную известность.

Им написаны замечательные книги-сказки, стихи, повести. Повесть-сказка «Приключения Чиполлино» сделала имя Джанни Родари известным всему миру.

- Прочитаем, как это объяснил отчего идет дождь Дж. Родари (чтение учащимися вслух).И попробуем ответить на вопрос: Можно ли поместить этот рассказ в энциклопедию или в учебник окружающего мира? Ну и поработаем карандашом, отметим непонятные слова и выражения.

Словарная работа: преспокойно-очень спокойно, крохотные-очень маленькие, улизнуть от ветра-убежать, из засады-из укрытия.

- Как описал это явление природы Дж. Родари: как ученый или как писатель?

Работа с текстом в разноуровневых группах. А сейчас мы поработаем в группах и попробуем доказать, что рассказ не совсем научный, хотя в нем есть точная информация.

Групповые задания.

1 группа.Ответить на вопрос: «Отчего идет дождь словами текста.

2 группа. Найти в рассказе научные слова, подчеркнуть простым карандашом.

3 группа. Найти разговорные слова, подчеркнуть их цветным карандашом.

4 группа. Используя только научные слова текста,составить объяснение: «Отчего идет дождь.

Выслушиваются мнения групп.

Так сделаем вывод, рассказ «Отчего идёт дождь - художественный, или научный?

(художественный – писатель выражает свое отношение, сравнения, разговорные слова).

Дождевые облака обычно образуются на высоте 1000-1200 метров над землей. Если с этой высоты упадет тело весом и размером с дождевую каплю, то при ускорении свободного падения скорость ее у земной поверхности достигнет где-то 558 км/ч. Такой летний дождик стал бы настоящей катастрофой – капли, падающие на землю с такой скоростью, уничтожали бы все на своем пути. Подобный ливень мог бы разрушить целый город. Тем не менее, этого не происходит. И все благодаря овальной форме капель. Именно овальной, а не форме слезы. Последняя, видимо, появилась благодаря особенностям нашего зрения, которое видит летящую каплю немного размазанной, отсюда и кажущееся сходство со слезой. Разумеется, скорость падения также зависит от размера и, соответственно, от веса капли. Но дождевые капли редко бывают больше 5 мм – они разбиваются потоком воздуха.

- Какой был текст, который я прочитала вам? (Ответы детей).

- А наши ребята дома сочиняли сказки о путешествии капельки. И сейчас мы послушаем некоторые из них.

Ну и в заключении нашего урока подведем итог в виде синквейна. Составим в группах синквейн на тему дождь.

Итог урока -синквейн.Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

1. ДОЖДЬ

2. (2- а прилагательных по теме)___

3. (3-и действия)___

4. (фраза из 4 слов выражающая отношение к теме)___

5. (одно слово синоним – ОТНОШЕНИЕ К ТЕМЕ)___

Пример: Весна

Яркая и волнующая

Возрождает, расцветает. Вдохновляет.

Что есть прекрасней, чем природы пробужденье…

Жизнь.

Домашнее задание.На выбор:

Вспомните интересные истории из своей жизни, связанные с дождём. Выберите самую интересную, чтобы рассказать её всем.

Подобрать и записать пословицы и поговорки о дожде, уметь их объяснить.

Подведем итог урока. Справились ли мы с поставленными целями на урок. Ну и у вас на партах лежат волшебные капельки. Давайте оценим свою работу на уроке.

Зеленая – активны на уроке.

Желтая – что-то немного не получилось.

Красная – было очень трудно работать.

Синяя – вспомните урок, если вы услышали новую информацию, которая вас удивила и поразила.

Публикации по теме:

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Карлсон, который живёт на крыше» Краткосрочный план по литературному чтению во 2 «Г» классе Байбуловой Ж. З. Тема: Астрид Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше»2 урок.

Детский исследовательский проект «Почему идет дождь» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» Копейского городского округа (МДОУ «ДС № 10») ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ:.

Конспект урока по литературному чтению в первом классе «Я и мои друзья» 1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент Организует ситуацию самооценки учащихся, готовности к предстоящей деятельности -Посмотрите,.

Конспект занятия по рисованию карандашами во второй младшей группе «Идет дождь» Программные задачи: 1. Образовательная часть: Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни. Учить изображать тучу и дождь.

Внеклассное мероприятие по литературному чтению во 2 классе «Хорошая книга — твой друг на всю жизнь» Внеклассное мероприятие во 2 классе «Хорошая книга – твой друг на всю жизнь» Цель мероприятия: формирование у младших школьников познавательной.

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе «Сказочная страна» Литературное чтение. 2. класс. Сказочная страна. Жирнова ЕлизаветаВасильевна учитель начальных классов, МБОУ «СОШ№33» г. Чебоксары Тема.

Презентация по литературному чтению для 3 класса «Басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Посмотри на памятник человеку, очень известному в русской литературе. Памятник находится в Летнем саду в Санкт-Петербурге, на детской площадке.

Проект по литературному чтению по творчеству С. Я. МаршакаПроект по литературному чтению по творчеству С. Я. Маршака Литературный проект «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ С. Я. МАРШАКА» Актуальность проекта Современные родители уделяют мало внимания творчеству.

Технологическая карта по литературному чтению во 2 классе «Мир народной сказки» Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мир народной сказки Понятия: сказка; народная сказка; виды сказок.

Занятие по рисованию на тему: «Идет дождь»Занятие по рисованию на тему: «Идет дождь» Цель: учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить пользоваться.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Научная лаборатория
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Конспект урока по литературному чтению «Исследуем научные и художественные тексты. Дж. Родари «Отчего идет дождь»
Опубликовано: 16 марта 2018 в 22:24
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Зимующие птицы России в технике айрис фолдинг. Детский мастер-класс и беседа
Сегодня мы беседовали дома с сыном Пашей о зимующих птицах России. В Центральной России зафиксировано около 50 видов зимующих птиц, в Орловской области...
Фотоотчет о выставке творческих поделок «Зимняя волшебная сказка»
Фотоотчет о выставке творческих поделок «Зимняя волшебная сказка». Несмотря на мороз, снег и порой недоброжелательную погоду, зима все же...
Мастер-класс по рисованию в нетрадиционной технике «Зимний лес»
Цель: учить детей рисовать зимнее дерево с использованием нетрадиционной техники рисования отпечатком осенних листьев. Задачи: продолжать учить детей...