Хамзова Екатерина Игоревна
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Повелительное наклонение глагола»
▼ Скачать + Заказать документы
6 класс «Повелительное наклонение глагола»
Тема урока : «Повелительное наклонение глаголов».
Цель: познакомить учащихся с особенностями глаголов повелительного наклонения.
Задачи урока :
обучающие: углубить знания учащихся о наклонениях глагола, дать понятие о повелительном наклонении, познакомить с условиями образования форм повелительного наклонения; развивающие: способствовать развитию умений правильно писать глаголы в повелительном наклонении и правильно употреблять их в речи; развитию мотивации учебной деятельности; рефлексивных способностей, активности и любознательности, речи учащихся; продолжить развитие навыков самостоятельной работы;
Публикация «Конспект урока русского языка в 6 классе по теме „Повелительное наклонение глагола“» размещена в разделах
- Русский язык, 6 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
воспитательные: воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в классном коллективе,
Тип урока : открытие новых знаний.
I. Организационный этап (СЛАЙД 1)
Добрый день, ребята! Прозвенел звонок, урок уже начался. Надеюсь, вы все пришли в хорошем настроении и готовы продуктивно поработать. Сегодня необычный урок, на уроке у нас присутствуют гости, давайте их поприветствуем и подарим свои улыбки.
Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
Садитесь.
II. Актуализация опорных знаний
1. Повторение изученного.
А теперь мы с вами попробуем решить лингвистическую задачу. (СЛАЙД ")
Посмотрите на экран и определите, о каком наклонении идёт речь.
На экране записи:
«Я реально существую, в отличие от моих братьев, существую попеременно в каждом из времён – в настоящем, прошедшем и будущем».
«Я могло бы произойти, но только при определённых условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частица БЫ».
– Какие ключевые слова помогли правильно определить наклонение глагола?
(После прочтения каждой записи учащиеся указывают на признаки, по которым определили наклонение глагола.)
А теперь давайте проверим ваше д/з. Дома вы должны были написать небольшой текст на тему «Если бы я был волшебником.»
II Мотивация.
Посмотрим на экран и прочитаем считалку из мультфильма «Цветик-семицветик».
(Слайд 3)
– Глаголы какого наклонения употреблены в считалке? Подсказкой послужит однокоренное слово.
На экране текст (Слайд 3)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Облети вокруг земли,
Быть по-моему вели!
Какова тема нашего сегодняшнего урока?
III Постановка целей.
Ребята, а как вы думаете зачем мы будем изучать повелительное наклонение?
Попробуем определить цели и задачи нашего урока : (СЛАЙД № 6)
- узнать, что выражают глаголы в повелительном наклонении;
- определить на какие вопросы отвечают; как образуются; где используются в речи.
IV Изучение нового материала
- Как понимаете значение слова «повелительный»? Подберите однокоренные слова. (повелевать, велеть, повелитель).
- Ребята, а к какому словарю мы должны обратиться, чтоб узнать лексическое значение слова?
(Повелевать- иметь власть над кем-нибудь (устар.). Приказывать, указывать). (СЛАЙД 7)
- Так какие же действия обозначают глаголы повелительного наклонения? (которые кто-то заставляет или просит выполнить). Приведите примеры таких глаголов (пишите, прыгни, работай, учитесь)
Скажите, а можем мы определить время у этих глаголов? (Нет)
А число? (Да)
Определите.
Чтение правила и теор. материала на стр. 125
А теперь рассмотрим таблицу на с. 125
- Глаголы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего времени глаголов изъявительного наклонения
- С помощью какого суффикса образуется повелительное наклонение? (суффикса –и- или без суффикса)
- Какие окончания имеют глаголы в повелительном наклонении? (в единственном числе – нулевое окончание, а во множественном числе – те)
А теперь я хочу, чтоб вы из карточек, которые лежат у вас на партах, составили схему образования повелительного наклонения. Сначала в единственном числе, а затем во множественном.
Вывожу на экран (СЛАЙД 8)
Записываем на доске и в тетради: учить-учат- учи-учите. Выделяем суффиксы и окончания.
Первичное закрепление: образовать повелительное наклонение от заданных глаголов (не более 3-х). Выходят к доске по одному, остальные записывают в тетради.
Смотреть, включать, любить
– Рассмотрим правописание глаголов повелительного наклонения.
На экране слова:
СПРЯЧЬ
ОСТАВЬ
ОТРЕЖЬ (Слайд 9)
– Как образованы глаголы? (от глаголов будущего времени без суффикса)
Что представляют собой глаголы? (это глаголы повелительного наклонения в форме 2-го лица единственного числа)
Что можно сказать о правописании этих глаголов? (ь на конце шипящих и мягких согласных).
Поставьте эти глаголы в форме 2-го лица множественного числа.
На экране слова:
СПРЯЧ)ТЕ
ОСТАВ)ТЕ
ОТРЕЖ)ТЕ (Слайд 10)
Как вы думаете, нужно ли написать на месте вопроса мягкий знак? (Проблемный вопрос)
Читаем правило на стр. 127
V Физкультминутка
- Ребята, когда я буду называть глаголы в повелительном наклонении, вы должны хлопнуть в ладоши.
Без сомненья, вы устали.
Встаньте! Сядьте!
Снова встаньте!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертите!
Друг на друга посмотрите!
Тихо сели!
Продолжаем работать.
VI Закрепление материала.
Теперь давайте обратимся к нашему учебнику и выполним упражнение.
Упр. 597 (Не забыть СРАЗУ поставить оценки)
Выполняем по образцу, выделяем орфограммы.
Сначала сильный ученик, затем остальные.
А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. Я вам диктую первую часть, а вторую вы должны продолжить самостоятельно.
Задание: первую часть пословицы учащиеся записывают под диктовку учителя, вторую – вспоминают и дописывают самостоятельно. (СЛАЙД 12)
1. Любишь кататься – (люби и саночки возить).
2. Хочешь есть калачи – (не сиди на печи).
3. Не копай другому яму – (сам в неё попадёшь).
4. Готовь летом сани, (а зимой телегу).
5. Семь раз отмерь – (один отрежь).
– Назовите в текстах пословиц глаголы в повелительном наклонении. А встретилась ли в этих словах изученная нами сегодня орфограмма?
- А сейчас у меня для вас очень интересное задание. Я хочу предложить вам составить инструкцию, как можно вести себя в школе и как нельзя, используя глаголы повелительного наклонения. Задание выполняем в парах, вместе с соседом по парте. В инструкции должно быть не менее 3-х предложений.
VII Рефлесия.
Ребята, наш урок подходит к концу.
– Что нового узнали о наклонении глаголов?
– Чему учились?
Возьмите анкеты, которые лежат у вас на партах. В первом столбике есть начало предложения, а во втором 2 варианта продолжения. Подпишите вверху свою фамилию и поставьте галочку возле одного из вариантов ответа.
На уроке я работал (а) активно/пассивно
Своей работой на уроке я доволен (ьна)/недоволен (ьна)
Урок для меня показался коротким/длинным
За урок я устал (а)/не устал (а)
Моё настроение
не изменилось стало лучше/стало хуже
Материал урока мне был понятен/не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен
Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным интересным/не интересным
Я ставлю себе отметку 5/4/3/2
VIII Дифференцированное д/з
п. 96- выучить правило и теоретический материал
Задание на выбор:
А) упр. 602
Б) записать рецепт «Мое любимое блюдо»
В) составить рекламное объявление.