Конспект урока «Русские народные инструменты» в 5 классе

Татьяна Егорова
Конспект урока «Русские народные инструменты» в 5 классе

ТЕМА урока : Русские народные инструменты.

Цель:закрепить знания о русских музыкальных инструментах. В ходе выполнения заданий сформировать понятия: русский народный оркестр.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с тембрами русских народных инструментов (гусли, балалайка, баян).

2. Сформировать новые умения, навыки, знания. Понятия: оркестр русских народных инструментов.

3. Учить играть на ударных музыкальных инструментах.

Развивающие:

1. Развивать умение детей различать на слух звучание инструмента.

2. Выделить и показать в пластике отдельные инструменты.

3. Продолжить формирование слушательского опыта.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь и уважение к музыкальному творчеству русского народа.

2. Воспитывать чувство патриотизма, трепетного отношения к прошлому своего народа.

Формируемые УУД

Личностные УУД:

1. Воспитание интереса к музыкальным традициям и истории родного края.

2. Осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской народной музыки.

Коммуникативные УУД:

1. Участие в ансамблевом исполнении музыкальных произведений.

2. Взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

3. Овладение умениями совместной деятельности: работа в парах.

Регулятивные УУД:

1. Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки.

2. Создание музыкальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

3. Формулирование учебной задачи.

4. Выполнение учебных действий в качестве слушателя.

Познавательные УУД:

1. Расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народных инструментов.

Тип урока: комбинированный урок

Методы:частично-поисковый, репродуктивный

Оборудование: музыкальные инструменты (ложки, бубны, маракасы, трещетки, карточки для групповой работы, шаблоны балалаек.

Музыкальное содержание:

1. «Стоит ива одинокая» русская хороводная песня

2. Былинные наигрыши

3. «Светит месяц» русская народная песня

Виды и формы контроля:

Наблюдение за пластикой во время звучания инструментов; прослушивание; пение по руке; дирижирование.

Проблема урока: Как звучат народные инструменты. Состав народного оркестра.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1. Мотивация к деятельности.  

У:Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке нам предстоит узнать много нового и интересного. Но сначала, давайте с вами исполним песню «Стоит ива одинокая», которую мы с вами разучили на предыдущих уроках.

(Фонограмма музыки хоровода).

У:Молодцы. Располагайтесь на своих местах.

-Скажите, какая это песня- народная или композиторская?

2. Формулирование темы урока.

 У:   Кто ее создавал? 

У:  Да, обычный человек прислушивался к звукам природы, пению птиц, шелесту листьев, журчанию воды в реке, к своему сердцу. Что оно подсказывало, какие чувства, настроения овладевали человеком, то и выражал он  в своей музыке.

У:  Кто помогает услышать нам музыку? Кто помогает, чтоб она зазвучала?

У: Какая же тема нашего урока

 (Тема урока «Русские народные инструменты»)

(Дети исполняют песню «Стоит ива одинокая»)

(Дети рассаживаются по своим местам)

Д:Эта русская народная песня «Стоит ива одинокая».  

ДНарод.  

Д:Музыкальные инструменты

Д:  Тема нашего урока «Русские народные инструменты»

3. Изучение нового материала.

У: А кто играет на музыкальных инструментах? (Музыканты)

У:-  А на каких инструментах играют музыканты?

 ( «Загадка»)

- Послушайте стихотворение-загадку.         

Приложил к губам я трубку, 

понеслась по лесу трель, 

инструмент тот очень хрупкий

называется …

Показ картины  («Пастушок»)

У:- Да, свирель. Очень древний русский народный духовой инструмент. На нем играли мальчишки, придумывали веселые наигрыши и веселили народ.

У:- Почему в народе называют этот инструмент свирелью?

У:- Прислушаемся еще к одному инструменту.

 ( «Стих-загадка»)

В деревнях она живет, 

очень жалобно поет…

 ( «Жалейка»)

У: Давайте с вами послушаем, как звучит жалейка. Встанем и покажем, как играют на ней.

У:С какими инструментами мы познакомились?

К какому виду инструментов они относятся?

 («Духовые инструменты»).

У:-Почемуони называются духовыми?

 (стих загадка)

У:    Ой! Звенит она звенит.

       Всех игрою веселит!

      А всего – то три струны

      Ей для музыки нужны.

      Кто такая, отгадай-ка,

      Это наша…

 (Балалайка)

У: Балалайка известна на Руси не одну сотню лет. Когда не было телевидения, компьютеров и телефонов люди потешались игрой на балалайке, пели, плясали. Ни одного гуляния не обходилось без балалайки. Послушайте, как задорно звучит балалайка.

У: Ребята, а когда звучит балалайка, что хочется делать больше всего?

Д: Музыканты.

(Отгадывают загадки)

Д:-Свирель

(Слушают звучание свирели) 

Д:-За звук, похожий на свист птиц.

Д:-Жалейка

(Дети слушают звучание жалейки и имитируют игру на инструменте)

Д:-Свирель, жалейка-духовые инструменты.

Д:- Они воспроизводят звук с помощью дыхания, воздуха.

Д:-Балалайка.

(Слушание «Игра на балалайке». Дети имитируют игру на балалайке)

Д:-Танцевать.

4. Физкультминтка.

У: Давайте с вами споем песню "Моя Россия» Г. Струве

(Дети поют.)

5. Продолжение работы по теме урока.

У: А к какому виду инструментов относится балалайка?

У: Еще есть один очень старинный струнный инструмент. Человек, который играл на нем,  был  не только музыкантом, но и поэтом, и сказителем, так как знал он огромное множество былин разных, но не рассказывал  их, а распевал, сопровождая свое пение игрой на этом инструменте. Что это за инструмент?  

Картина  (В. Васнецов «Гусляры»)

 (Загадка)

У:   Деревянные сестрички, 

     друг о дружненько стучат, 

     всю округу веселят…

У: А к какому виду инструментов они относятся? Почему?

(Ударные инструменты)

У:-Какие еще ударные инструменты вы видите на слайде?

Д:-Струнный инструмент.

Д:-Гусли.

(Дети слушают звучание гуслей. Ребята имитируют игру на гуслях)

Д:-Ложки.

Д:-Ударные инструменты. Звук извлекается с помощью удара по инструменту.

Д:- Ложки, трещотки, бубен, бубенцы, металлофон, барабаны, литавры.

6. Знакомство с новыми понятиями – оркестр

У: Ребята, а когда собираются вместе музыканты и играют вместе, как это называется?  

У: Давайте назовем инструменты оркестра

 («Инструменты оркестра»)

У: Какие лишние остались инструменты?

У: К каким инструментам относятся эти инструменты?

У: Молодцы, вы определили ведущие инструменты, именно они и являются символом России.

-Недаром говорят: балалайка и гармонь разжигают в нас огонь.

У: Настало время услышать оркестр русских народных инструментов.

 (звучит плясовая «Светит месяц)

У: Определите характер музыки?

Д:-Оркестр.

(Дети называют инструменты)

Д:-Баян. Гармонь.

Д:-Оркестровые гармоники.

(Дети слушают произведение «Светит месяц)

Д:-Задорная, плясовая, бойкая, веселая, радостная, энергичная.

(Работа с партитурой над каждой партией, исполнение в ансамбле с учителем «Светит месяц»)

7. Подведение итогов. Работа в парах.

У: Музыку какого оркестра мы сегодня с вами слушали и исполняли?

У: На столах у вас конверты с фотографиями русских народных инструментов. Распределите эти инструменты по видам.

 Д:-Мы слушали и исполняли музыку русского народного оркестра.

(Дети работают в парах. Распределяют инструменты по видам.)

(Проверка выполнения задания с помощью документ-камеры.)

8. Домашнее задание.  (Творческая работа).

У: Вы получите шаблоны балалаек, на которых должны нарисовать струны, а также балалайку нужно расписать узорами, так как это делали мастера-умельцы.  На следующем уроке мы устроим выставку наших работ.

(Учитель раздает шаблоны балалаек учащимся)

У:- Спасибо за работу на уроке. До свидания.

(Дети получают шаблоны балалаек для творческой работы.)

Публикации по теме:

Башкирские народные музыкальные инструменты Сирбаева Загида Фиргатовна, воспитатель, МБДОУ ДС № 262, г. Уфа Башкирские народные музыкальные инструменты В материальной и духовной культуре.

Конспект физкультурного досуга «Русские народные игры» в подготовительной группе Цель: Знакомить детей с традициями и культурой русского народа. Развивать желание играть в русские народные подвижные игры, воспитывать.

Конспект музыкального занятия для старших дошкольников «Русские народные песни» Цель: приобщение дошкольников к истокам русского музыкального фольклора. Задачи: 1. Расширять знания детей о народной музыке, о жанрах народной.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Конспект урока «Русские народные инструменты» в 5 классе
Опубликовано: 12 июня 2019 в 18:09
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 июня. День поделок из кукурузного талаша на МААМ

Наступает пора созревания и уборки кукурузы. А это значит, что люди творческого склада могут рассчитывать на большое количество замечательного природного материала для создания поделок – кукурузного...

27 июня. Всемирный день рыболовства

«Ловись, рыбка, большая и маленькая» — известная поговорка из русской народной сказки вполне может стать девизом Всемирного дня рыболовства, который отмечается 27 июня. Это праздник профессионалов и...

Фотоочерк «Резьба по дереву на Руси»
Издавна русский человек, «справив» избу и закончив полевые работы, принимался в бесконечные осенние и зимние вечера за художества – вырезывание из...
Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления...
Цель: рассказать детям об особенностях и названиях направлений ветров на море. Краткое описание беседы Ребята, вы заметили, что на берегу моря...
Картотека «Загадки о кошках, котах и котятах»
39 загадок про кошку Фото из окна. Соседская кошечка у меня в саду. *** Мохнатенькая, усатенькая. Сидит, песни поёт. ( Кошка) *** В мягких...