Конспект урока русского языка «Антонимы» во 2 классе

Валентина Сагдакова
Конспект урока русского языка «Антонимы» во 2 классе

Конспект урока

1. ФИО Сагдакова Валентина Филипповна

2. Место работы Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Филиппово Кирово-Чепецкого района Кировской области

3. Должность Учитель начальных классов

4. Предмет Русский язык

5. Класс 2

6. Тема и номер урока в теме Антонимы. Урок № 6 (27)

7. Базовый учебник «Русский язык» 2 класс 1 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2019 г.

8. Цель урока: формирование первичного представления о словах-антонимах.

9.Планируемые результаты:

Предметные: знать определение антонимов, уметь подбирать антонимы к словам и находить их в тексте; устанавливать связь антонимов с многозначностью слова. Наблюдать за использованием антонимов в художественной речи.

Личностные: осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку как основа мирного поведения.

Метапредметные: пользоваться словарями разных типов (толковые, антонимов, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (изображение в словесную форму); освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

10. Тип урока: урок изучения нового материала.

11.Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная.

12.Оборудование: мультимедийный проектор; 3 ноутбука; презентация к уроку; электронное приложение к учебнику, листы самооценки для каждого ученика; сигналы; конверты с заданиями для работы в парах;

13.Методы обучения: словесный, частично-поисковый, проблемно - диалогический.

Ход урока:

1. Организационный момент

- Здравствуйте! Урок русского языка. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе (Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно,

Слушаем внимательно)

- Поставьте личностно значимую цель на урок (Буду на уроке внимательным;

буду стараться; постараюсь не делать ошибок т. д.)

Цели на урок записаны на слайде: (быть внимательным; быть старательным; быть усидчивым; быть аккуратным; активно работать на уроке; не делать ошибок;

не отвлекаться).

- В конце урока мы вернёмся к той цели, которую вы для себя поставили и узнаем, как она была реализована в ходе урока.

2. Актуализация знаний

- Ребята, я хотела бы начать урок со слов К. Г. Паустовского. Прочитаем эти слова хором. Высказывание на слайде («Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»).

- Как вы думаете, почему К. Паустовский называет русский язык волшебным? (Русский язык содержит много тайн, а на уроках русского языка мы узнаём (открываем) его тайны).

- Я желаю вам удачи и думаю, что сегодня вы действительно сможете открыть новую тайну великого русского языка.

Проверка домашнего задания.

- Вспомните, какую тайну узнали на прошлом уроке? (В русском языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие).

- Как называются такие слова? (Синонимы).

- Приведите примеры синонимов из домашнего задания. (Ветер, буря, ураган;

Чуткий, отзывчивый; Думать, размышлять; Правильный, верный).

- Каким словарём вы пользовались при выполнении домашнего задания? (Словарём синонимов).

- Сядьте правильно, положите тетрадь с наклоном, запишите число, классная работа в тетрадях.

Учащиеся записывают в тетрадях число…

3. Подготовка к основному этапу.

Минутка чистописания

- Прочитайте слова на экране (Азбука, алфавит).

- Как можно назвать эти слова? (Синонимы).

- Если вы найдете в данных словах повторяющуюся букву, то узнаете тему минутки чистописания (Строчная буква «а»).

- Установите очередность написания букв в данном ряду: абппбаабппба

Устанавливают очередность написания букв в данном ряду. (Сначала пишем «а», затем – «бп», потом – «пб» и «а» и повторяем –абппбаабппба).

- Напишите данные соединения в следующей строке.

Выполняют задание в тетради.

- Подчеркните карандашом самое красивое соединение, которое у вас получились.

- Оцените выполнение работы в «Листе самооценки» с помощью цвета (зелёный – хорошо; жёлтый – были затруднения, не всё получилось; красный – много ошибок).

Оценивают выполнение работы в «Листе самооценки» с помощью цвета.

Словарная работа.

- С помощью словаря синонимов подберите и запишите к словам синонимы. Поставьте в словах ударение, подчеркните «опасные места».

Учитель называет слова:

- Автомобиль, буря, дети, труд.

Выполняют задание. Записывают слова в тетрадь. Пользуются словарём синонимов.

(Машина, ветер, ребята, работа).

- Проверьте.

Проверка работы проводится по образцу.Образец выполнен на слайде: Машина, ветер, ребята, работа.

- Оцените выполнение работы в «Листе самооценки».

Оценивают выполнение работы в «Листе самооценки» с помощью трёх цветов.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

- Ребята, послушайте стихотворение Маши Лукашиной.

Один ученик (хорошо читающий) читает вслух. Слушают стихотворение.

Добрый – злой,

Трусливый – смелый,

Толстый – тонкий,

Чёрный – белый,

Вверх – вниз,

Внутри – снаружи,

Над – под,

Жара – стужа,

Чистить – пачкать,

День – ночь,

Все сюда! – ступайте прочь!

Труд – безделье,

Смех – рыданья…

Здравствуйте… и до свиданья!

Маша Лукашкина

- Вам понравилось стихотворение? Чем? (Оно весёлое, читается легко).

- Назовите слова – синонимы из стихотворения? (Здесь их нет).

- Чем интересны пары слов в стихотворении. (Пары слов имеют противоположное лексическое значение).

- Как называются такие слова? (Не знаем).

- Слова называются антонимами.

- Предлагаю сформулировать тему нашего урока. (Что такое антонимы)

На слайде тема урока: Что такое антонимы?

- Изучая новые слова, на какие вопросы отвечаем? (Мы отвечаем на вопросы, какие это слова, похожи они по смыслу или нет)

- Ответим на первый вопрос: какие это слова? (Разные. Они не похожи друг на друга).

- Ответьте, пожалуйста,на второй вопрос: Похожи они по смыслу или нет? (Они не похожи по смыслу. Они противоположные).

- Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Произнесите слова «антонимы», «синонимы».

Произносят слова хором. Вслушиваются.

- Прислушайтесь к их звучанию. Что заметили? (Слова «синонимы» и «антонимы» звучат похоже. Они созвучны).

- Чем? (Конец слова «оним»).

- «Онима» - по греч. означает – имя, слово. А если к этому добавить первую часть «анти» (что значит против, противоположный, то и получится антоним.

- Когда в речи мы употребляем антонимы, то речь становится более понятной, образной.

5. Организация деятельности, направленной на установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала

Работа по учебнику

-Открываем страницу в учебнике 54. Найдите знак Мудрой совы. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы?

Открывают учебники. Читают про себя правило в учебнике.

языке есть слова,противоположные по значению: большой – маленький, плакать – смеяться, день – ночь. Такие слова называются антонимами).

- Прочитайте задание упражнения 72.

Читают задание. (Прочитайте. Найдите в словаре антонимы к этим словам. Запишите слова парами по образцу).

- Выполняя упражнение, с каким словарём вы будете работать? (Со словарём антонимов).

- Выполните упражнение в тетради по образцу, используя словарь антонимов.

Учащиеся работают самостоятельно. После выполнения работы проводится взаимопроверка по образцу, записанному учителем на доске.

(В тетрадях записи: здравствуйте – до свидания, чистый – грязный, храбрый – трусливый, вчера – сегодня, весна – осень, хвалить – ругать, радость – грусть).

- Оцените работу соседа с помощью сигналов.

(зелёный – хорошо; жёлтый – были затруднения, не всё получилось; красный – много ошибок).

Оценивают работу соседа с помощью сигналов.

- Оцените выполнение работы в «Листе самооценки».

Оценивают выполнение работы в «Листе самооценки».

6. Музыкальная физминутка

- После интенсивной работы на уроке требуется отдых. Предлагаю сделать разминку под весёлую музыку (ЭОР №1 http://pedsovet.su/load/244-1-0-34315)

Выполняют упражнения под музыку.

Работа в группах (ноутбуки) с электронным приложением

- Повторим правила работы в группе.

Повторяют правила работы в группе (1. Работаем дружно. 2. Спокойно высказываем своё мнение. 3. Терпеливо выслушиваем мысли одноклассников. 4. Не перебиваем друг друга. 5. Общаемся тихо и спокойно.)

Работают в группах с электронным приложением.

1 группа – «Найди пары антонимов».

Задание: помоги мышке спуститься по склону. Для этого правильно соедини флажки.

Учащиеся соединяют флажки.

плюс больше

вычитание сложение

сумма разность

меньше минус

Записывают 2 пары слов в тетрадь.

2 группа – игра «Составь пословицы».

Задание: вставь подходящие по смыслу слова в пословицы.

Готовь сани летом, а телегу. .

Вместе тесно, а врозь.

Думай медленно, а работай.

Учащиеся вставляют слова: быстро, скучно, зимой, весной, хорошо.

(Готовь сани летом, а телегу зимой.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Думай медленно, а работай быстро).

Записывают 1 пословицу в тетрадь.

3 группа – игра «Синонимы или антонимы».

Задание: распредели пары слов по группам. В одну группу перетащи пару синонимов, а в другую – пару антонимов.

Антонимы Синонимы

громкий - тихий

азбука - алфавит

бежать - мчаться

плакать - смеяться

утро - ветер

чудесный - волшебный

Учащиеся «перетаскивают» пару синонимов, а в другую – пару антонимов.

(Антонимы Синонимы)

утро – ветер азбука - алфавит

плакать - смеяться бежать - мчаться

громкий - тихий чудесный - волшебный

Записывают 2 пары слов в тетрадь.

Демонстрируют работу в группах.

Оценивают работу.

Оценивают выполнение работы в группе в «Листе самооценки».

Игра «Наоборот»

Хором говорят слова-антонимы.

-А теперь пришел черед

-Сыграть в игру «Наоборот».

-Скажу я слово высоко,

-А ты ответишь:….(низко).

-Скажу я слово далеко,

-Ты возразишь мне:….(близко).

-Скажу я слово потерял,

-А ты кричи скорей:(нашел).

-Скажу тебе с укором: трус,

-Ты гордо скажешь: я -(храбрец).

-Теперь начало я скажу,

-А ты ответишь: нет….(конец).

-Молодцы!

Работаем в парах.

-На каждой парте конверты с заданиями.

Задания: прочитайте стихотворение, найдите и подчеркните слова антонимы.

Работают в парах.

Находят и подчёркивают слова антонимы.

1 конверт:

Грустный клоун громко плачет,

А весёлый клоун скачет.

Хочет подвиг совершить-

Хочет рёву рассмешить!

2 конверт:

Разочаровался старый дед: «Доживёшь до сотни лет!»

Внук ответил: «Никогда!

Буду молодым всегда!

3 конверт:

Петя пил чай ледяной

И теперь он весь больной.

Если б пил компот сливовый,

Был бы, как Степан, здоровый!

4 конверт:

Долго рисовала Даша

Птиц оранжевой гуашью,

Но вмешался Дима в дело:

«Ворон-чёрный, голубь – белый!»

5 конверт:

Вышел в поле храбрый рыцарь

Может он с любым сразиться,

А трусливого зайчонка

Напугает и девчонка!

6 конверт:

Вася птичкам сыплет крошки,

Жору все боятся кошки-

Он гоняет их метлой.

Вася-добрый, Жора-злой!

7 конверт:

За высоким за забором

Можно спрятать даже гору,

А за низеньким, увы,

Виден каждый пук травы.

-Проверяем. Читаем стихотворение и называем антонимы.

Читают стихотворение и называют антонимы.

(1. Грустный – весёлый.

2. Старый – молодой.

3. Больной – здоровый.

4. Чёрный – белый.

5. Храбрый – трусливый.

6. Добрый – злой.

7. Высокий – низкий.)

-Оцените выполнение работы в паре в «Листе самооценки».

Оценивают выполнение работы в паре в «Листе самооценки».

7. Подведение итогов. Рефлексия

- Пришло время подводить итоги нашего урока. Посмотрите на лист самооценки и проанализируйте, что получилось, что не очень, над чем надо еще поработать.

Лист самооценки

Ф. И. ___

Минутка чистописания

Словарная работа

Работа по учебнику: упр. 72

Работа в группе

Работа в паре

Итог урока

Учащиеся анализируют (На уроке я была активна, в тетради писала красиво, ошибок не сделала; Личную цель удалось выполнить, на уроке был внимателен; Я старался на уроке, но допустил 2 ошибки; На уроке отвлекался, поэтому допускал ошибки и т. д.)

- Какую тайну русского языка мы открыли сегодня на уроке? (В русском языке есть слова, противоположные по значению. Такие слова называются антонимами).

- Что такое антонимы? (Антонимы – это слова, противоположные по значению).

- Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие. Антонимы – это слова, противоположные по значению).

Приведите примеры антонимов.

Учащиеся приводят примеры антонимов.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Предлагаю домашнее задание на выбор:

1. Стр. 57 упр. 75.

2. Вспомнить и записать 3 – 4 пословицы, в которых используются антонимы и подчеркнуть их.

3. Сочинить и записать четверостишие, используя антонимы.

Ученики делают выбор и записывают задание в дневники.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «Синонимы и антонимы» Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «синонимы и антонимы». Цель: закрепить знания обучающихся.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Род глаголов в прошедшем времени» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года. Тема. Род глаголов.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лексика
  • Лексика
Автор публикации:
Конспект урока русского языка «Антонимы» во 2 классе
Опубликовано: 21 мая 2020 в 16:36
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. Марш парков

Очередной тематический день посвящен одному из самых масштабных природоохранных событий в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы чтобы рассказать детям про Марш парков,...

22 апреля. Международный день Земли

С наступлением весны – настоящей, а не календарной – отмечается День Земли, в честь уникальной голубой планеты Солнечной системы, на которой все мы живём. С 2009 года ООН решила отмечать его 22 апреля....


Горячие темочки