МААМ-картинки

Конспект урока русского языка «Антонимы» во 2 классе

Валентина Сагдакова
Конспект урока русского языка «Антонимы» во 2 классе

Конспект урока

1. ФИО Сагдакова Валентина Филипповна

2. Место работы Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Филиппово Кирово-Чепецкого района Кировской области

3. Должность Учитель начальных классов

4. Предмет Русский язык

5. Класс 2

6. Тема и номер урока в теме Антонимы. Урок № 6 (27)

Публикация «Конспект урока русского языка „Антонимы“ во 2 классе» размещена в разделах

7. Базовый учебник «Русский язык» 2 класс 1 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2019 г.

8. Цель урока : формирование первичного представления о словах-антонимах.

9. Планируемые результаты:

Предметные: знать определение антонимов, уметь подбирать антонимы к словам и находить их в тексте; устанавливать связь антонимов с многозначностью слова. Наблюдать за использованием антонимов в художественной речи.

Личностные: осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку как основа мирного поведения.

Метапредметные: пользоваться словарями разных типов (толковые, антонимов, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (изображение в словесную форму); освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

10. Тип урока : урок изучения нового материала.

11. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная.

12. Оборудование: мультимедийный проектор; 3 ноутбука; презентация к уроку; электронное приложение к учебнику, листы самооценки для каждого ученика; сигналы; конверты с заданиями для работы в парах;

13. Методы обучения: словесный, частично-поисковый, проблемно - диалогический.

Ход урока:

1. Организационный момент

- Здравствуйте! Урок русского языка. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе (Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно,

Слушаем внимательно)

- Поставьте личностно значимую цель на урок (Буду на уроке внимательным;

буду стараться; постараюсь не делать ошибок т. д.)

Цели на урок записаны на слайде : (быть внимательным; быть старательным; быть усидчивым; быть аккуратным; активно работать на уроке; не делать ошибок;

не отвлекаться).

- В конце урока мы вернёмся к той цели, которую вы для себя поставили и узнаем, как она была реализована в ходе урока.

2. Актуализация знаний

- Ребята, я хотела бы начать урок со слов К. Г. Паустовского. Прочитаем эти слова хором. Высказывание на слайде («Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»).

- Как вы думаете, почему К. Паустовский называет русский язык волшебным? (Русский язык содержит много тайн, а на уроках русского языка мы узнаём (открываем) его тайны).

- Я желаю вам удачи и думаю, что сегодня вы действительно сможете открыть новую тайну великого русского языка.

Проверка домашнего задания.

- Вспомните, какую тайну узнали на прошлом уроке? (В русском языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие).

- Как называются такие слова? (Синонимы).

- Приведите примеры синонимов из домашнего задания. (Ветер, буря, ураган;

Чуткий, отзывчивый; Думать, размышлять; Правильный, верный).

- Каким словарём вы пользовались при выполнении домашнего задания? (Словарём синонимов).

- Сядьте правильно, положите тетрадь с наклоном, запишите число, классная работа в тетрадях.

Учащиеся записывают в тетрадях число…

3. Подготовка к основному этапу.

Минутка чистописания

- Прочитайте слова на экране (Азбука, алфавит).

- Как можно назвать эти слова? (Синонимы).

- Если вы найдете в данных словах повторяющуюся букву, то узнаете тему минутки чистописания (Строчная буква «а»).

- Установите очередность написания букв в данном ряду: абппбаабппба

Устанавливают очередность написания букв в данном ряду. (Сначала пишем «а», затем – «бп», потом – «пб» и «а» и повторяем –абппбаабппба).

- Напишите данные соединения в следующей строке.

Выполняют задание в тетради.

- Подчеркните карандашом самое красивое соединение, которое у вас получились.

- Оцените выполнение работы в «Листе самооценки» с помощью цвета (зелёный – хорошо; жёлтый – были затруднения, не всё получилось; красный – много ошибок).

Оценивают выполнение работы в «Листе самооценки» с помощью цвета.

Словарная работа.

- С помощью словаря синонимов подберите и запишите к словам синонимы. Поставьте в словах ударение, подчеркните «опасные места».

Учитель называет слова:

- Автомобиль, буря, дети, труд.

Выполняют задание. Записывают слова в тетрадь. Пользуются словарём синонимов.

(Машина, ветер, ребята, работа).

- Проверьте.

Проверка работы проводится по образцу. Образец выполнен на слайде: Машина, ветер, ребята, работа.

- Оцените выполнение работы в «Листе самооценки».

Оценивают выполнение работы в «Листе самооценки» с помощью трёх цветов.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

- Ребята, послушайте стихотворение Маши Лукашиной.

Один ученик (хорошо читающий) читает вслух. Слушают стихотворение.

Добрый – злой,

Трусливый – смелый,

Толстый – тонкий,

Чёрный – белый,

Вверх – вниз,

Внутри – снаружи,

Над – под,

Жара – стужа,

Чистить – пачкать,

День – ночь,

Все сюда! – ступайте прочь!

Труд – безделье,

Смех – рыданья…

Здравствуйте… и до свиданья!

Маша Лукашкина

- Вам понравилось стихотворение? Чем? (Оно весёлое, читается легко).

- Назовите слова – синонимы из стихотворения? (Здесь их нет).

- Чем интересны пары слов в стихотворении. (Пары слов имеют противоположное лексическое значение).

- Как называются такие слова? (Не знаем).

- Слова называются антонимами.

- Предлагаю сформулировать тему нашего урока. (Что такое антонимы)

На слайде тема урока : Что такое антонимы?

- Изучая новые слова, на какие вопросы отвечаем? (Мы отвечаем на вопросы, какие это слова, похожи они по смыслу или нет)

- Ответим на первый вопрос: какие это слова? (Разные. Они не похожи друг на друга).

- Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос: Похожи они по смыслу или нет? (Они не похожи по смыслу. Они противоположные).

- Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Произнесите слова «антонимы», «синонимы».

Произносят слова хором. Вслушиваются.

- Прислушайтесь к их звучанию. Что заметили? (Слова «синонимы» и «антонимы» звучат похоже. Они созвучны).

- Чем? (Конец слова «оним»).

- «Онима» - по греч. означает – имя, слово. А если к этому добавить первую часть «анти» (что значит против, противоположный, то и получится антоним.

- Когда в речи мы употребляем антонимы, то речь становится более понятной, образной.

5. Организация деятельности, направленной на установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала

Работа по учебнику

-Открываем страницу в учебнике 54. Найдите знак Мудрой совы. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы?

Открывают учебники. Читают про себя правило в учебнике.

языке есть слова, противоположные по значению: большой – маленький, плакать – смеяться, день – ночь. Такие слова называются антонимами).

- Прочитайте задание упражнения 72.

Читают задание. (Прочитайте. Найдите в словаре антонимы к этим словам. Запишите слова парами по образцу).

- Выполняя упражнение, с каким словарём вы будете работать? (Со словарём антонимов).

- Выполните упражнение в тетради по образцу, используя словарь антонимов.

Учащиеся работают самостоятельно. После выполнения работы проводится взаимопроверка по образцу, записанному учителем на доске.

( В тетрадях записи: здравствуйте – до свидания, чистый – грязный, храбрый – трусливый, вчера – сегодня, весна – осень, хвалить – ругать, радость – грусть).

- Оцените работу соседа с помощью сигналов.

(зелёный – хорошо; жёлтый – были затруднения, не всё получилось; красный – много ошибок).

Оценивают работу соседа с помощью сигналов.

- Оцените выполнение работы в «Листе самооценки».

Оценивают выполнение работы в «Листе самооценки».

6. Музыкальная физминутка

- После интенсивной работы на уроке требуется отдых. Предлагаю сделать разминку под весёлую музыку (ЭОР №1 https://pedsovet.su/load/244-1-0-34315)

Выполняют упражнения под музыку.

Работа в группах (ноутбуки) с электронным приложением

- Повторим правила работы в группе.

Повторяют правила работы в группе (1. Работаем дружно. 2. Спокойно высказываем своё мнение. 3. Терпеливо выслушиваем мысли одноклассников. 4. Не перебиваем друг друга. 5. Общаемся тихо и спокойно.)

Работают в группах с электронным приложением.

1 группа – «Найди пары антонимов».

Задание: помоги мышке спуститься по склону. Для этого правильно соедини флажки.

Учащиеся соединяют флажки.

плюс больше

вычитание сложение

сумма разность

меньше минус

Записывают 2 пары слов в тетрадь.

2 группа – игра «Составь пословицы».

Задание: вставь подходящие по смыслу слова в пословицы.

Готовь сани летом, а телегу. .

Вместе тесно, а врозь.

Думай медленно, а работай.

Учащиеся вставляют слова: быстро, скучно, зимой, весной, хорошо.

(Готовь сани летом, а телегу зимой.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Думай медленно, а работай быстро).

Записывают 1 пословицу в тетрадь.

3 группа – игра «Синонимы или антонимы».

Задание: распредели пары слов по группам. В одну группу перетащи пару синонимов, а в другую – пару антонимов.

Антонимы Синонимы

громкий - тихий

азбука - алфавит

бежать - мчаться

плакать - смеяться

утро - ветер

чудесный - волшебный

Учащиеся «перетаскивают» пару синонимов, а в другую – пару антонимов.

(Антонимы Синонимы)

утро – ветер азбука - алфавит

плакать - смеяться бежать - мчаться

громкий - тихий чудесный - волшебный

Записывают 2 пары слов в тетрадь.

Демонстрируют работу в группах.

Оценивают работу.

Оценивают выполнение работы в группе в «Листе самооценки».

Игра «Наоборот»

Хором говорят слова-антонимы.

-А теперь пришел черед

-Сыграть в игру «Наоборот».

-Скажу я слово высоко,

-А ты ответишь:….(низко).

-Скажу я слово далеко,

-Ты возразишь мне:….(близко).

-Скажу я слово потерял,

-А ты кричи скорей:(нашел).

-Скажу тебе с укором: трус,

-Ты гордо скажешь: я -(храбрец).

-Теперь начало я скажу,

-А ты ответишь: нет….(конец).

-Молодцы!

Работаем в парах.

-На каждой парте конверты с заданиями.

Задания: прочитайте стихотворение, найдите и подчеркните слова антонимы.

Работают в парах.

Находят и подчёркивают слова антонимы.

1 конверт:

Грустный клоун громко плачет,

А весёлый клоун скачет.

Хочет подвиг совершить-

Хочет рёву рассмешить!

2 конверт:

Разочаровался старый дед: «Доживёшь до сотни лет!»

Внук ответил: «Никогда!

Буду молодым всегда!

3 конверт:

Петя пил чай ледяной

И теперь он весь больной.

Если б пил компот сливовый,

Был бы, как Степан, здоровый!

4 конверт:

Долго рисовала Даша

Птиц оранжевой гуашью,

Но вмешался Дима в дело:

«Ворон-чёрный, голубь – белый!»

5 конверт:

Вышел в поле храбрый рыцарь

Может он с любым сразиться,

А трусливого зайчонка

Напугает и девчонка!

6 конверт:

Вася птичкам сыплет крошки,

Жору все боятся кошки-

Он гоняет их метлой.

Вася-добрый, Жора-злой!

7 конверт:

За высоким за забором

Можно спрятать даже гору,

А за низеньким, увы,

Виден каждый пук травы.

-Проверяем. Читаем стихотворение и называем антонимы.

Читают стихотворение и называют антонимы.

(1. Грустный – весёлый.

2. Старый – молодой.

3. Больной – здоровый.

4. Чёрный – белый.

5. Храбрый – трусливый.

6. Добрый – злой.

7. Высокий – низкий.)

-Оцените выполнение работы в паре в «Листе самооценки».

Оценивают выполнение работы в паре в «Листе самооценки».

7. Подведение итогов. Рефлексия

- Пришло время подводить итоги нашего урока. Посмотрите на лист самооценки и проанализируйте, что получилось, что не очень, над чем надо еще поработать.

Лист самооценки

Ф. И. ___

Минутка чистописания

Словарная работа

Работа по учебнику: упр. 72

Работа в группе

Работа в паре

Итог урока

Учащиеся анализируют (На уроке я была активна, в тетради писала красиво, ошибок не сделала; Личную цель удалось выполнить, на уроке был внимателен; Я старался на уроке, но допустил 2 ошибки; На уроке отвлекался, поэтому допускал ошибки и т. д.)

- Какую тайну русского языка мы открыли сегодня на уроке? (В русском языке есть слова, противоположные по значению. Такие слова называются антонимами).

- Что такое антонимы? (Антонимы – это слова, противоположные по значению).

- Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие. Антонимы – это слова, противоположные по значению).

Приведите примеры антонимов.

Учащиеся приводят примеры антонимов.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Предлагаю домашнее задание на выбор:

1. Стр. 57 упр. 75.

2. Вспомнить и записать 3 – 4 пословицы, в которых используются антонимы и подчеркнуть их.

3. Сочинить и записать четверостишие, используя антонимы.

Ученики делают выбор и записывают задание в дневники.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «Синонимы и антонимы» Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «синонимы и антонимы». Цель: закрепить знания обучающихся.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Род глаголов в прошедшем времени» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года. Тема. Род глаголов.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка «Антонимы» во 2 классе
Опубликовано: 21 мая 2020 в 16:36
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД