МААМ-картинки

Конспект урока в 6 классе коррекционной школы 8 вида «Болота, их осушение»

Наталья Рязанцева
Конспект урока в 6 классе коррекционной школы 8 вида «Болота, их осушение»

Болота, их осушение.

Цель: подведение детей к выводу, что болота нужны в природе также, как и другие водоемы.

Задачи: 1. Уточнить понятие «болото», познакомить с животными и растениями болот.

2. Корригировать и развивать наблюдательность, любознательность, умение рассуждать, анализировать, делать выводы, развивать устную монологическую речь.

3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, способствовать экологическому воспитанию обучающихся.

Тип урока : сообщение новых знаний.

Публикация «Конспект урока в 6 классе коррекционной школы 8 вида „Болота, их осушение“» размещена в разделах

Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации.

Основной структурный элемент урока : диалог/полилог.

Оборудование: мультимедийная презентация

Ход урока.

I. Орг. момент. Установление дисциплины в классе, проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы урока, постановка учебных задач.

- Ребята, на прошлых уроках мы говорили о водоемах. Какие водоемы вы можете назвать? (Океан, море, река, озеро)

- Сегодня мы познакомимся еще с одним водоемом, который вы назовете, отгадав загадку:

Все обходят это место:

Здесь земля – как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для ноги. (Болото) (Слайд 2)

III. Знакомство с растениями болот.

- Верно. Сегодня мы поговорим о болоте. А вы знаете, как появились болота? (Высказывания детей.)

- Все началось 15 000 лет тому назад. Тогда огромные ледники покрывали поверхность Земли. (Слайд 3)

- Но климат менялся, и они стали таять, оставляя после себя многочисленные следы: небольшие впадины, образованные ледниками, заполнялись водой. Если в низинах (впадинах) нет стока воды, то образуются болота. (Слайд 4)

- В болоте вода стоячая, поэтому постепенно оно зарастает осокой, водорослями, мхами. Отмирая, они образуют толстый слой ила на дне. Ходить по болотам опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину и погибнуть. Именно поэтому еще с давних времен болота осушали. Действительно, раз болота так опасны, зачем же они нужны природе? Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Болото : осушать или помиловать(Запись темы на доске.) А для этого совершим увлекательное путешествие на болото.

- Назовите известные вам растения болот. (Клюква, черника, голубика, брусника, морошка).

- Чем же интересны эти растения? (Они низкорослые, корни стелют по верху, вглубь не идут. Листья узкие, жесткие, стебли длинные, цветки мелкие.)

- А почему на болотах не растут деревья и кустарники? (Из-за большой влажности и неустойчивости опоры.)

- Верно. На болоте растут особые виды растений, хорошо приспособившиеся к болоту – клюква, черника, голубика, брусника, морошка. Послушаем интересную информацию об этих растениях. (Подготовленные дети рассказывают сообщения.)

(Слайд5) Клюква – вечнозеленый кустарник. Ее ягоды кислые и очень полезные для здоровья. Растет в болотах, собирают ее поздней осенью. Ягоды долго могут храниться свежими. Из них делают морсы, компоты, кисели, варят варенье.

У черники (Слайд 6) стебелек тоненький, тянется вверх. По стебельку, как крылышки, в разные стороны торчат зеленые листики, а у листиков сидят мелким горошком чернички – почти черные ягодки с синим налетом. В народе даже поговорку о ней сложили: «В доме, в котором едят чернику, врачу делать нечего». Ягоды сушат, протирают с сахаром, варят из них варенье.

Голубика (Слайд 7) растет кустиком в болоте. Название растения происходит от цвета – голубая ягода. Из ее ягод варят варенье.

Брусника (Слайд 8) – кустарник. Из ее ягод варят варенье, делают мармелад.

Морошка (Слайд 9) – травянистое растение. Ее ягоды употребляют в пищу свежими, мочеными, делают из них варенье. Это хорошее средство против цинги – заболевания десен.

- Но не только ягоды, кустарники, травы растут на болотах, но и другие растения. Послушаем сообщения ребят о них.

Росянка (Слайд 10) – удивительное хищное растение. Ее листья покрыты волосками. На волосках – капельки жидкости, похожие на мелкие росинки. Отсюда и название растения. Жидкость привлекает насекомых. Ну как не присесть на эти блестящие капельки росы! Сядет насекомое на лист и приклеится. Лист закрывается, насекомое переваривается, остается только твердый хитиновый покров и крылышки. Так росянка питается.

- Как вы думаете, почему только на болотах попадается вид растений-хищников? (В воде болота мало нужных для растений веществ – их вымывает и уносит вода. Вот росянка и добирает их из организмов насекомых, которыми она питается.)

Кукушкин лен (Слайд 11) – это мох. Он жесткий и упругий. Вытягивается в высоту до 40 см.

- А вы знаете, что в темные ночи над болотом появляются огни. (Слайд 12) Откуда они? (Предположения детей.)

- Оказывается, на дне болот гниют останки погибших растений и животных. Образуются газы, которые выходят на поверхность и от кислорода, находящегося в составе воздуха, загораются. В старину думали, что на болоте живут злые духи, поэтому сюда не ходили поодиночке и далеко не заходили. Считалось, что по болотам могут ходить только злые колдуны и ведьмы.

- А стоит ли нам бояться болота? (Ответы детей.)

IV. Физминутка.

- А теперь немного отдохнем.

На болото мы пойдем,

Много клюквы наберем –

Кислой, приятной,

Очень ароматной.

V. Знакомство с животными болот.

- Вспомните, какие виды животных вы знаете? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.)

- Где в природе бывает много животных? (Где много пищи.)

- Много ли подходящей пищи на болоте? (Ответы детей.)

-Вспомните, какие животные живут на болоте. (Дети вспоминают, опираясь на свой опыт.)

- На болоте живут кулики (Слайд 13), цапли, (Слайд 14) утки, лебеди, иногда заходят лоси (Слайд 15). Расскажите по внешнему виду об особенностях жизни этих животных. (У всех длинные ноги – так удобно ходить по болоту. Птицам длинные клювы помогают достать пищу из воды. Все летают, а утки и лебеди – еще и плавают.)

- Живет на болоте интересная птица – выпь. (Слайд 16) Окраска у нее не ровная, а полосатая, что хорошо маскирует птицу. Если птица чувствует опасность, она замирает, вытягивает шею и становится невидимой. Охотится она только ночью: долго сидит у воды и наблюдает, не проплывает ли мимо добыча. По вечерам и утрам над болотом можно услышать протяжный, гулкий звук, похожий на вой. Это голос выпи.

- Кроме вышеперечисленных животных на болоте живут лягушки.

VI. Физминутка.

(Инсценирование стихотворения.)

На болоте две подружки –

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Лапками топали, лапками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Вам, друзья, физкульт - привет!

VII. Закрепление изученного.

- А сейчас у нас игра «Кто живет на болоте. Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок. Какие животные и растения болот упоминаются в этих произведениях?

1) «Она схватила ореховую скорлупку с девочкой и выпрыгнула в окно в сад. В саду протекала речка, а у самого ее берега было топкое болото. Здесь- то в болотной тине и жила старая жаба со своим сыном.» (Х. К. Андерсен «Дюймовочка».) (Слайд 17)

2) «Наш бегемот провалился в болото.

И ни туда, ни сюда!

О, если вы не придете,

Он утонет, утонет в болоте!

Ох, нелегкая это работа –

Из болота тащить бегемота…» (К. И. Чуковский «Телефон».) (Слайд 18)

3) «А у младшего сына Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до болота, видит – сидит лягушка, подхватила стрелу.» (Русская народная сказка) (Слайд 19)

VIII. Итог урока.

- - Посмотрите, что бывает, когда человек вмешивается в природу. Осущенные болота – удручающее зрелище! (Слайды 20, 21) Гибнут животные, растения. Возрастает угроза возникновения пожаров от высушенных торфяников.

- Итак, вернемся к нашему вопросу, который мы поставили в начале урока : «Болото – осушать или помиловать (Слайд 22) Как же мы ответим на этот вопрос? (Болота нельзя осушать, так как это наносит вред природе: погибают растения и животные, которые здесь раньше обитали.) (Нужно нажать на «осушать», а затем на «помиловать».)

- Что сегодня нового и интересного узнали о болоте? Что вас удивило?

- Спасибо всем за работу. На этом наш урок окончен.

Публикации по теме:

Конспект урока в 10 классе коррекционной школы по теме «Приготовление гречневой каши. Практическое занятие» Конспект урока. Класс: 10 Тема: «Практическая работа: приготовление гречневой каши» Цель: Формирование умения варить гречневую крупу, формирование.

Конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы по рассказу А. Баркова «Внезапное открытие» Тема: «Внезапное открытие». По А. Баркову. Цель: знакомство с новым произведением. Задачи: 1. Образовательные: формирование навыка осознанного,.

Конспект урока литературного чтения в 1 классе школы V вида. М. Пляцковский «Помощник» Цель: познакомить с произведением М. Пляцковского «Помощник». Задачи: - развивать умения анализировать произведение, делить его на части;.

Конспект урока математики во 2 классе в Скоу 8 вида «Число 16. Образование. Называние. Состав числа» Цель урока: закрепить знание числового ряда 1-15, понятий двузначное, однозначное число. Овладеть навыком счета от 1 до 16; познакомить.

Конспект урока математики во 2 классе в Скоу 8 вида: «Число 17. Образование. Называние. Состав числа» Цель урока: закрепить знание числового ряда 1-16. Овладеть навыком счета от 1 до 17; познакомить с числом 17, его образованием, составом.

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе школы V вида. Тема: «Птицы» Цель: преодоление речевых нарушений. Задачи: развитие слухового внимания и фонематического слуха; развитие чувства ритма; развитие общей.

Конспект воспитательного занятия в 1 классе коррекционной школы 8 вида «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» Тема: «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» Цель: - Продолжать развивать умение организовывать работу согласно плана. Задачи: - Коррекция.

Конспект урока по ПДД для 2 класса коррекционной школы 8 вида «Правила движения достойны уважения» Разработка занятия для воспитанников 2 класса коррекционной школы 8 вида по изучению и закреплению правил дорожной безопасности. " Правила.

Тема урока письма во 2 классе Скоу 8 вида: Звук и буква Ч. Дифференциация Ч — Т. Цели урока: Образовательные: Закреплять навык правильного, четкого произнесения звука [ч’], тренировать умение различать, находить и выделять.

Тема урока по письму во 2 классе Скоу 8 вида: Различение в словах «Р — Л» Цели урока: Образовательные: тренировать умение различать, находить и выделять "Р - Л" на письме. Воспитательные: Воспитывать интерес к.

Автор публикации:
Конспект урока в 6 классе коррекционной школы 8 вида «Болота, их осушение»
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 02:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД