Конспект урока в 6 классе коррекционной школы 8 вида «Болота, их осушение»

Наталья Рязанцева
Конспект урока в 6 классе коррекционной школы 8 вида «Болота, их осушение»

Болота, их осушение.

Цель: подведение детей к выводу, что болота нужны в природе также, как и другие водоемы.

Задачи: 1. Уточнить понятие «болото», познакомить с животными и растениями болот.

2. Корригировать и развивать наблюдательность, любознательность, умение рассуждать, анализировать, делать выводы, развивать устную монологическую речь.

3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, способствовать экологическому воспитанию обучающихся.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации.

Основной структурный элемент урока: диалог/полилог.

Оборудование: мультимедийная презентация

Ход урока.

I. Орг. момент. Установление дисциплины в классе, проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы урока, постановка учебных задач.

- Ребята, на прошлых уроках мы говорили о водоемах. Какие водоемы вы можете назвать? (Океан, море, река, озеро)

- Сегодня мы познакомимся еще с одним водоемом, который вы назовете, отгадав загадку:

Все обходят это место:

Здесь земля – как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для ноги. (Болото) (Слайд 2)

III. Знакомство с растениями болот.

- Верно. Сегодня мы поговорим о болоте. А вы знаете, как появились болота? (Высказывания детей.)

- Все началось 15 000 лет тому назад. Тогда огромные ледники покрывали поверхность Земли. (Слайд 3)

- Но климат менялся, и они стали таять, оставляя после себя многочисленные следы: небольшие впадины, образованные ледниками, заполнялись водой. Если в низинах (впадинах) нет стока воды, то образуются болота. (Слайд 4)

- В болоте вода стоячая, поэтому постепенно оно зарастает осокой, водорослями, мхами. Отмирая, они образуют толстый слой ила на дне. Ходить по болотам опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину и погибнуть. Именно поэтому еще с давних времен болота осушали. Действительно, раз болота так опасны, зачем же они нужны природе? Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Болото: осушать или помиловать(Запись темы на доске.) А для этого совершим увлекательное путешествие на болото.

- Назовите известные вам растения болот. (Клюква, черника, голубика, брусника, морошка).

- Чем же интересны эти растения? (Они низкорослые, корни стелют по верху, вглубь не идут. Листья узкие, жесткие, стебли длинные, цветки мелкие.)

- А почему на болотах не растут деревья и кустарники? (Из-за большой влажности и неустойчивости опоры.)

- Верно. На болоте растут особые виды растений, хорошо приспособившиеся к болоту – клюква, черника, голубика, брусника, морошка. Послушаем интересную информацию об этих растениях. (Подготовленные дети рассказывают сообщения.)

(Слайд5) Клюква – вечнозеленый кустарник. Ее ягоды кислые и очень полезные для здоровья. Растет в болотах, собирают ее поздней осенью. Ягоды долго могут храниться свежими. Из них делают морсы, компоты, кисели, варят варенье.

У черники (Слайд 6) стебелек тоненький, тянется вверх. По стебельку, как крылышки, в разные стороны торчат зеленые листики, а у листиков сидят мелким горошком чернички – почти черные ягодки с синим налетом. В народе даже поговорку о ней сложили: «В доме, в котором едят чернику, врачу делать нечего». Ягоды сушат, протирают с сахаром, варят из них варенье.

Голубика (Слайд 7) растет кустиком в болоте. Название растения происходит от цвета – голубая ягода. Из ее ягод варят варенье.

Брусника (Слайд 8) – кустарник. Из ее ягод варят варенье, делают мармелад.

Морошка (Слайд 9) – травянистое растение. Ее ягоды употребляют в пищу свежими, мочеными, делают из них варенье. Это хорошее средство против цинги – заболевания десен.

- Но не только ягоды, кустарники, травы растут на болотах, но и другие растения. Послушаем сообщения ребят о них.

Росянка (Слайд 10) – удивительное хищное растение. Ее листья покрыты волосками. На волосках – капельки жидкости, похожие на мелкие росинки. Отсюда и название растения. Жидкость привлекает насекомых. Ну как не присесть на эти блестящие капельки росы! Сядет насекомое на лист и приклеится. Лист закрывается, насекомое переваривается, остается только твердый хитиновый покров и крылышки. Так росянка питается.

- Как вы думаете, почему только на болотах попадается вид растений-хищников? (В воде болота мало нужных для растений веществ – их вымывает и уносит вода. Вот росянка и добирает их из организмов насекомых, которыми она питается.)

Кукушкин лен (Слайд 11) – это мох. Он жесткий и упругий. Вытягивается в высоту до 40 см.

- А вы знаете, что в темные ночи над болотом появляются огни. (Слайд 12) Откуда они? (Предположения детей.)

- Оказывается, на дне болот гниют останки погибших растений и животных. Образуются газы, которые выходят на поверхность и от кислорода, находящегося в составе воздуха, загораются. В старину думали, что на болоте живут злые духи, поэтому сюда не ходили поодиночке и далеко не заходили. Считалось, что по болотам могут ходить только злые колдуны и ведьмы.

- А стоит ли нам бояться болота? (Ответы детей.)

IV. Физминутка.

- А теперь немного отдохнем.

На болото мы пойдем,

Много клюквы наберем –

Кислой, приятной,

Очень ароматной.

V. Знакомство с животными болот.

- Вспомните, какие виды животных вы знаете? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.)

- Где в природе бывает много животных? (Где много пищи.)

- Много ли подходящей пищи на болоте? (Ответы детей.)

-Вспомните, какие животные живут на болоте. (Дети вспоминают, опираясь на свой опыт.)

- На болоте живут кулики (Слайд 13), цапли, (Слайд 14) утки, лебеди, иногда заходят лоси (Слайд 15). Расскажите по внешнему виду об особенностях жизни этих животных. (У всех длинные ноги – так удобно ходить по болоту. Птицам длинные клювы помогают достать пищу из воды. Все летают, а утки и лебеди – еще и плавают.)

- Живет на болоте интересная птица – выпь. (Слайд 16) Окраска у нее не ровная, а полосатая, что хорошо маскирует птицу. Если птица чувствует опасность, она замирает, вытягивает шею и становится невидимой. Охотится она только ночью: долго сидит у воды и наблюдает, не проплывает ли мимо добыча. По вечерам и утрам над болотом можно услышать протяжный, гулкий звук, похожий на вой. Это голос выпи.

- Кроме вышеперечисленных животных на болоте живут лягушки.

VI. Физминутка.

(Инсценирование стихотворения.)

На болоте две подружки –

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Лапками топали, лапками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Вам, друзья, физкульт - привет!

VII. Закрепление изученного.

- А сейчас у нас игра «Кто живет на болоте. Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок. Какие животные и растения болот упоминаются в этих произведениях?

1) «Она схватила ореховую скорлупку с девочкой и выпрыгнула в окно в сад. В саду протекала речка, а у самого ее берега было топкое болото. Здесь- то в болотной тине и жила старая жаба со своим сыном.» (Х. К. Андерсен «Дюймовочка».) (Слайд 17)

2) «Наш бегемот провалился в болото.

И ни туда, ни сюда!

О, если вы не придете,

Он утонет, утонет в болоте!

Ох, нелегкая это работа –

Из болота тащить бегемота…» (К. И. Чуковский «Телефон».) (Слайд 18)

3) «А у младшего сына Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до болота, видит – сидит лягушка, подхватила стрелу.» (Русская народная сказка) (Слайд 19)

VIII. Итог урока.

- - Посмотрите, что бывает, когда человек вмешивается в природу. Осущенные болота – удручающее зрелище! (Слайды 20, 21) Гибнут животные, растения. Возрастает угроза возникновения пожаров от высушенных торфяников.

- Итак, вернемся к нашему вопросу, который мы поставили в начале урока: «Болото – осушать или помиловать (Слайд 22) Как же мы ответим на этот вопрос? (Болота нельзя осушать, так как это наносит вред природе: погибают растения и животные, которые здесь раньше обитали.) (Нужно нажать на «осушать», а затем на «помиловать».)

- Что сегодня нового и интересного узнали о болоте? Что вас удивило?

- Спасибо всем за работу. На этом наш урок окончен.

Публикации по теме:

Конспект урока в 10 классе коррекционной школы по теме «Приготовление гречневой каши. Практическое занятие» Конспект урока. Класс: 10 Тема: «Практическая работа: приготовление гречневой каши» Цель: Формирование умения варить гречневую крупу, формирование.

Конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы по рассказу А. Баркова «Внезапное открытие» Тема: «Внезапное открытие». По А. Баркову. Цель: знакомство с новым произведением. Задачи: 1. Образовательные: формирование навыка осознанного,.

Конспект урока литературного чтения в 1 классе школы V вида. М. Пляцковский «Помощник» Цель: познакомить с произведением М. Пляцковского «Помощник». Задачи: - развивать умения анализировать произведение, делить его на части;.

Конспект урока математики во 2 классе в Скоу 8 вида «Число 16. Образование. Называние. Состав числа» Цель урока: закрепить знание числового ряда 1-15, понятий двузначное, однозначное число. Овладеть навыком счета от 1 до 16; познакомить.

Конспект урока математики во 2 классе в Скоу 8 вида: «Число 17. Образование. Называние. Состав числа» Цель урока: закрепить знание числового ряда 1-16. Овладеть навыком счета от 1 до 17; познакомить с числом 17, его образованием, составом.

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе школы V вида. Тема: «Птицы» Цель: преодоление речевых нарушений. Задачи: развитие слухового внимания и фонематического слуха; развитие чувства ритма; развитие общей.

Конспект воспитательного занятия в 1 классе коррекционной школы 8 вида «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» Тема: «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» Цель: - Продолжать развивать умение организовывать работу согласно плана. Задачи: - Коррекция.

Конспект урока по ПДД для 2 класса коррекционной школы 8 вида «Правила движения достойны уважения» Разработка занятия для воспитанников 2 класса коррекционной школы 8 вида по изучению и закреплению правил дорожной безопасности. " Правила.

Тема урока письма во 2 классе Скоу 8 вида: Звук и буква Ч. Дифференциация Ч — Т. Цели урока: Образовательные: Закреплять навык правильного, четкого произнесения звука [ч’], тренировать умение различать, находить и выделять.

Тема урока по письму во 2 классе Скоу 8 вида: Различение в словах «Р — Л». Цели урока: Образовательные: тренировать умение различать, находить и выделять "Р - Л" на письме. Воспитательные: Воспитывать интерес к.

Автор публикации:
Конспект урока в 6 классе коррекционной школы 8 вида «Болота, их осушение»
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 02:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД «Грибная полянка» по аппликации во второй младшей группе
Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе Тема: «грибная полянка» Цель: учить составлять грибы в технике аппликации; воспитывать...
Фотоотчет тематической недели «Золотая осень».
Добрый вечер уважаемые друзья и коллеги! Очень рада вновь влиться в ваш дружный коллектив! Новый учебный год начался трудновато. Подготовишек выпустили и в...
Фотоотчет о проведении коллективной работы в старшей группе «Аквариум с золотыми...
Ничто так не радует ребят, как игра или занятия в дружном коллективе. Коллективные работы - одно из моих любимых видов творчества в детском саду. При...
Консультация для родителей «Нужен ли ребёнку дневной сон?»
Дневной сон - это физиологическая потребность ребенка, необходимая для его нормального развития . Сон необходим каждому человеку, но для ребенка он особенно...
Семейная мастерская «Поделки из природного материала» в младшей группе детского сада
Совместное творчество формирует доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Творческий...