Получи документы

Конспект занятия «Наши предки»

Ирина Максимович
Конспект занятия «Наши предки»

Цель: приобщение детей к национальной культуре посредством знакомства и сравнения русского и финского (ингерманландского) национального костюма.

Задачи:

- знакомить детей с образцами русского и финского народного костюма- коренных национальностей, проживающих на территории пос. Сиверский

- учить, самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народном костюме в разные виды деятельности;

- способствовать развитию интереса к изучению истории культуры народа, проживающего в пос. Сиверский

- развивать эстетический вкус, технические умения и навыки аппликации из бумаги.

Публикация «Конспект занятия „Наши предки“» размещена в разделах

- воспитывать интерес и уважение к традициям своего народа, патриотические чувства, любовь к Родине.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, настольно-печатная игра «Сложи картинку» (изображения крестьянок в русском и финском национальном костюме, образцы русского и финского орнамента, клей, цветная бумага, ножницы.

Ход ЗД

1. часть

Дети стоят в кругу

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и это все идет от меня к вам и по кругу возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Воспитатель. Ребята, послушайте загадку:

«Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто подержит вас друзья?

Ваша дружная…» (семья)

Дети: Семья

Воспитатель: Правильно «семья». Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?

Дети:

«Не нужен и клад, коли в семье лад»

«При солнышке тепло, а при матери добро»,

«Материнская ласка не знает конца»,

«Нет такого дружка, как родная матушка»,

«Братская любовь лучше каменных стен»,

«Птица рада весне, а младенец – матери»,

«Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка»,

«Вся семья вместе, так и душа на месте»,

Воспитатель: Молодцы, много пословиц знаете. Мамы и папы, бабушки и дедушки – они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?

Дети: Родные, родственники, родичи, предки.

Воспитатель: Близкие предки – это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами отправимся в путешествие к дальним-дальним родственникам – предкам. Присаживайтесь на места.

Презентация

Слайд 1

Издавна наши предки жили в Сиверской. Они выращивали овощи, разводили скот, преимущественно коров и коз, занимались рыболовством и охотой.

Обратите внимание, как были одеты наши предки. одежда была свободной, длинной, удобной.

Слайд2

И мужчины и женщины носили длинные рубахи. Рубаха - это основа русского народного костюма. Она сшита из льняной ткани белого цвета украшена вышивкой на рукавах, и вороте.

Слайд3

Сарафан или юбку -понёву - надевали женщины поверх рубахи. Их шили из ткани разного цвета.

Слайд4

Поверх понёвы повязывали передник, самую декоративную, богато украшенную часть русского костюма, он закрывал женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и украшали вышивкой, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток. Как вы думаете, почему он так называется? (надевается спереди)

Слайд5

На голову русские красавицы надевали платки, кокошники разной формы, украшали их разными узорами.

Предлагаю вам сыграть в словесную игру «Какой. Какая?»

- Лента из атласа - - Блузка из шёлка - - Варежки из шерсти -Сарафан из ситца -Брюки из сатина -Рубаха из льна -Сапоги из кожи -Шапка из меха

-Платье из парчи

Слайд 6

Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток. Главная часть мужского костюма рубаха- косоворотка, то есть с разрезом сбоку, а не по середине, как у обычных рубашек. Рубаху делали длинной и подпоясывались кушаком.

- Для чего нужен был пояс? Пояс был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.

На ноги надевали лапти, их плели из коры деревьев липы и березы

Физминутка. Русская хороводная игра «Плетень»

2 часть

Слайд7

Воспитатель: На нашей сиверской земле, жили люди не только русской национальности, но и финской. Финны-ингерманландцы переселились сюда в давние времена. Эти люди имели свой язык, традиции, но жили в мире и согласии с русскими людьми. Они также занимались земледелием и животноводством.

Слайд8

Национальная одежда ингерманландцев была очень похожа на русскую. Но имела свои особенности- женщины также как и русские крестьянки носили рубахи из тонкого льняного полотна –на груди украшалась прямоугольной вставкой рэкко, где шерстяными нитями красных, оранжевых, жёлтых, коричневых, зелёных и синих цветов вышивались геометрические орнаменты. Поверх рубахи носили сарафан, его шили из синего сукна, а лямки – из красного. Поверх юбки повязывали передник и яркий пояс с большими кистями.

Слайд 9

Головным убором девушек был очень красивый венец сяппяли из красного сукна, украшенный металлическими «шипами», бисером и перламутром. Замужние женщины носили белые полотняные чепцы с кружевом по краю.

Слайд10

Мужчины носили летом полотняные, зимой – суконные штаны хоусут. Рубаха пайта шилась из белого холста, украшалась вышивкой. Верхней одеждой служили длинные суконные кафтаны, поддёвки и овчинные шубы. Особой гордостью были кожаные сапоги и широкополые шляпы с низкой тульёй.

Игра «Сложи картинку»- предлагаю вам разделиться на 2 команды, задача сложить изображение сельской красавицы из частей., и в конце работы сообщить нам, какой национальности крестьянка изображена и почему?

Слайд10

В старину не найти было ни одного дома на нашей сиверской земле без рушников - самобытных полотенец, в украшениях которых использовались традиции глубокой древности. Рушники были в домах и финских крестьян, так как рушник – главный оберег человека от рождения до смерти. Рушники использовались не только в прямом назначении как полотенце (тогда их называли утиральником и украшали его скромной вышивкой, ими украшали дом. Орнамент полотенец включал сюжетную и геометрическую вышивку: разные виды птиц, коней, стилизованные деревья, солярные символы (свастики, сложные ромбы, кресты и пр.). Узоры выполнялись в технике «роспись» с добавлением нескольких простых швов. Для вышивки использовали красные бумажные нити.

На днях мы с вами будем отмечать праздник День матери предлагаю вам сделать подарок для своих мам-рушник, украсить определённым узором из разноцветной тесьмы. Ребята, для того чтобы вышивать красивые узоры на своей одежде мастерицы разминали пальчики, и мы с вами перед тем как начать работу тоже разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Я узнал, что у меня есть огромная семья, И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок

Речка, небо голубое-это всё моё родное, Это родина моя, Всех люблю на свете я.

3 часть

Для работы предлагаю выбрать основу- изображение рушника, из ажурных салфеток можно сделать кружева, разрезав пополам, из цветной бумаги аккуратно нарежьте полоски, составьте узор, аккуратно расположите и приклейте его на полотенце, обратите внимание, что с правой стороны узор должен быть такой же как и с левой стороны.

Воспитатель наблюдает за выполнением работы

Итог.

Ребята давайте покажем гостям какие подарки для мам у нас получились. Все наряды очень красивые, с разным узором, ребята вы молодцы.

О чём вы сегодня узнали? Какие новые слова запомнили? Что они означают?

Публикации по теме:

Конспект занятия по валеологии в средней группе «Наши уши» Цель : Дать знания об органах слуха, уточнить, что уши у всех разные При помощи опытов учить различать высоту звука Закрепить правила ухода.

Конспект занятия «Как говорят наши дети»Конспект занятия «Как говорят наши дети» Я вижу, как растёт трава И как цветы цветут, Но где же выросли слова И как они живут? Как появилось слово жизнь Возникло слово лето? Откуда.

Конспект интегрированного занятия «Наши друзья птицы» для детей 3–4 лет Цель: закреплять знания детей о зимних явлениях в природе, расширять представления о зимующих птицах. Задачи: - формировать представление.

Конспект интегрированного занятия «Наши русские красавицы — матрешки»Конспект интегрированного занятия «Наши русские красавицы — матрешки» Цель занятия: Познакомить детей с русскими народными промыслами, с деревянной игрушкой – Матрешкой путём восприятия её через народный.

Конспект комплексного занятия «Наши домашние питомцы» для детей 5–6 летКонспект комплексного занятия «Наши домашние питомцы» для детей 5–6 лет Цель: воспитывать любовь и ответственное отношение к домашним питомцам через продуктивную деятельность. Задачи: - уточнить представления.

Конспект занятия с детьми старшей группы «Наши пернатые друзья»Конспект занятия с детьми старшей группы «Наши пернатые друзья» Конспект по экологическому воспитанию (образовательная область Познавательное развитие) с детьми старшей группы. Сегодня я хочу представить.

Конспект занятия «Наши эмоции»Конспект занятия «Наши эмоции» Цель – Обогащение эмоциональной сферы ребёнка. Задачи - * развивать умение детей распознавать эмоции по мимике и интонациям голоса; • Упражнять.

Автор публикации:
Конспект занятия «Наши предки»
Опубликовано: 29 ноября 2023 в 10:10
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД