Наталья Георгиева
Конспект виртуальной экскурсии в лес «Красота спасет мир. Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
виртуальной экскурсии в лес
«Красота спасет мир. Осень»
Автор-составитель:
Федосеева Л. В., воспитатель
Дата проведения: 26.11.2016г.
Санкт-Петербург
2016
Тип занятия: обобщения и систематизации знаний
Место проведения: учебный кабинет
Тема: «Красота спасет мир. Осень»
Цель: обобщить знания реабилитантов о времени года осень
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект виртуальной экскурсии в лес „Красота спасет мир, Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
- обобщить знания о признаках осени
- уточнить и расширить знания о перелетных и зимующих птицах
- обобщить знания о жилищах лесных животных
- дифференцировать знания о правилах поведения в лесу
- тренировать умение работать в группах посредством кейс-метода
Коррекционно-развивающие:
- корректировать и развивать мыслительную деятельность (операции классификации, анализа)
- корректировать и развивать зрительное и слуховое восприятие
- корректировать и развивать связную устную речь (анализирующую функцию речи) посредством работы в системе кейс-метода, дидактической игры, работы с плакатом
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества: любовь и бережное отношение к природе
- воспитывать чувство прекрасного в окружающем мире
- воспитывать интерес к теме программы
Предварительная работа: отгадывание загадок о лесе, деревьях, лесных обитателях, беседы «Лес и здоровье», «Кто заботится о лесе», экскурсия в парк и проведение наблюдений за изменениями в природе, рассматривание репродукций художников И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору», И. И. Левитана «Березовая роща», В. М. Васнецова «Дубы», рассматривание альбомов: «Дикие звери», «Растения леса»
Оборудование: ТСО: магнитофон, ноутбук; динамические наглядные модели: видео презентация «Осенний лес», аудиозапись «Звуки природы», «Времена года» П. И. Чайковского; условные графические изображения: иллюстрации по теме «Осень», «Лес», плакат «Правила поведения на природе»; дидактические карточки «Животные и их жилище»
Продолжительность занятия: 45 минут
Ход виртуальной экскурсии:
Вводная часть
Организационный момент: Приветствие, привлечение внимания реабилитантов, напоминание правил дисциплины.
Актуализация знаний:
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» - «Ноябрь»
Ты человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей
в увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши,
Она твой давний лекарь,
Она союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую;
Нас много, а она одна.
(Р. П. Трефилова)
- О чем говорится в стихотворении? (О природе)
- Как человек должен относиться к природе? (Бережно)
- Почему человек должен бережно относиться к природе, заботиться об окружающем мире? (Потому что окружающий мир – это среда обитания человека. Природа кормит человека, дарит строительный материал для жилища и многое другое. Как человек относится к природе, так и природа ответит человеку)
Подведение к теме
Несу я урожаи.
Поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю.
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек.
Я - … (осень)
Совместно с педагогом формулируют тему занятия: «Красота спасет мир. Осень»
Вводная беседа об осени (сопровождается показом картин на осеннюю тематику)
- Пролетело лето, наступила осень. Назовите осенние месяцы (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Перечислите приметы осени? (Улетают птицы, листья на деревьях опадают, собирают в полях урожай, идет дождь и др.)
- Отличаются ли осенние месяцы друг от друга – погода, внешний облик окружающей природы, природные явления и так далее? (Высказывают свое мнение)
Воспитатель обобщает ответы реабилитантов:
- Уже в сентябре дни становятся заметно короче, рано наступают сумерки. В начале месяца еще сохраняется теплая погода и яркие краски ушедшего лета. К концу сентября чувствуется дыхание осени. Ночи становятся холоднее. Настоящим осенним месяцем можно считать октябрь. В октябре меньше сухих и теплых дней. Часто идут затяжные дожди. Временами выпадает снег, но его тяжелые влажные хлопья быстро тают, и выглянувшее солнце превращает снег в потоки мутной воды. В ноябре температура воздуха снижается до нуля градусов. Погода в это время неустойчивая, холода сменяются потеплением. По утрам лужи покрываются льдом. Первый ледок тонок и поэтому по нему опасно ходить. Почва промерзает. Солнце все ниже поднимается над горизонтом, и его лучи уже не согревают остывшую землю. Часто идут дожди со снегом. В конце ноября снег белым ковром покрывает землю.
- А что же осенью происходит с лесом? Давайте отправимся в путешествие по лесным тропинкам, послушаем, какие звуки слышны в лесу, и, может быть, кого-нибудь там встретим…
Основная часть
Воспитатель читает стихотворение об осени (сопровождается показом видео презентацией «Осенний лес»)
Здравствуй, лес, полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре, весь в росе как серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи: ты же видишь – мы свои.
(С. Погорельский)
- О чем говорится в этом стихотворении? (О лесе)
- Кто из вас был в лесу? Вам там понравилось? (Реабилитанты делятся своими впечатлениями)
- Что происходит с лесом осенью? Назовите первый признак наступления осени. (Деревья меняют окраску своих листьев – становятся желтыми, красными, пестрыми)
Листья разноцветные
на ветру кружатся,
И на землю падают,
и ковром ложатся.
(Автор неизвестен)
Воспитатель раздает стилизованные из картона осенние листья каждому реабилитанту, просит определить и назвать с какого дерева лист (клен, береза, осина, рябина и т. д.)
- Удивительно, а ведь это не простые листочки, некоторые из них с загадками. Вот так Осень – выдумщица какая! Это она для нас листочки с ветром прислала.
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Коровам без нее - беда:
Она их главная еда.
(Трава)
Без рук, без ног,
В дверь стучится, в избу ломиться. (Ветер)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень) Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает?
(Дождь)
Сидит – зеленеет,
Падает – желтеет,
Летит – чернеет.
(Лист)
- В какие цвета осень раскрасила листья? (Желтые, красные)
- Вот Вам и чудо: из зеленых листья желтыми становятся, а потом багряными.
Физкультминутка
Ветер тихо клен качает. ( Движение: покачивание руками над головой)
Вправо – влево наклоняет. (Наклоны вправо, затем влево)
Раз – наклон и два – наклон, (Наклоны вправо, влево)
Зашумел листвою клен. (Руки вверху, покачивание)
Звучит аудиозапись «Звуки природы» - «Шум леса»
- Прислушайтесь…Осень… Падают в лесу с деревьев шуршащие листья. Слышны в небе прощальные песни улетающих в жаркие страны птиц. А тут у рябинки слышно тихое посвистывание, словно игра на свиристеле: «Свири - свири - свирисвир!». А какая нарядная птичка сидит на рябине. Красно – коричневая, с черными перышками под клювом, на крылышках и хвосте. С прической – хохолком на голове. Что – то ее не было видно летом в лесу… Это свиристель. (Показывается картинка с птицей). Она прилетает в октябре в наши леса на зимовку с севера и сейчас лакомится ягодами рябины.
Прилетели свиристели,
Заиграли на свирелях,
Засвистели: «Свири – свир!
Мы в лесу устроим пир!
Пусть опали с веток листья,
Шелестит осенний дождь,
Мы клюем рябины кисти-
Лучше ягод не найдешь»
(Т. Шорыгина)
Звучит аудиозапись «Звуки природы» - «Голоса птиц»
- Много голосов разных птиц раздается в лесу. Слышите?
-Синь, синь, синь - это песенка синицы.
-Чив, чив, чив – это воробей.
-Ча-ча- ча – а это сорока.
Кейс «Перелетные и зимующие птицы»
Воспитатель делит реабилитантов на 2 группы с примерно равным количеством человек. В группах назначаются спикеры (капитаны).
Магнитная доска делится на две части – «Зимующие птицы» и «Перелетные птицы». Каждая команда получает один и тот же набор карточек с изображением птиц (перелетных и неперелетных вперемешку).
Каждая группа получает свое задание, выполнив которое, фиксирует свое решение задания на магнитной доске. Спикеру необходимо будет представить, доказать и отстоять точку зрения своей команды.
Карточки: ласточка, стриж, гусь, утка, лебедь, скворец (перелетные); воробей, голубь, сова, синица, сорока, ворона (неперелетные).
Задание группы № 1: Какие из представленных птиц остаются осенью на зимовку?
Задание группы № 2: Какие из представленных птиц улетают на юг с наступлением осени?
- Каких еще обитателей не хватает в нашем лесу? (Животных)
- Назовите животных, которые обитают в лесу? (Лиса, волк, медведь, заяц, еж, белка и т. д.)
Дидактическая игра «Кто где живет?»
Оборудование: карточки с изображением животных, карточки с изображением их жилища.
Ход игры: каждый реабилитант получает карточку с изображением жилища одного животного. Воспитатель показывает изображение животного. Реабилитантам необходимо определить, где живет это животное. Тот, у кого находится карточка жилища этого животного, забирает ее себе.
- Как вы думаете хорошо ли живется всем живым существам в лесу? (Да. Лес чистый, хорошо дышится в нем, лес – дом для животных, в лесу животные находят себе корм)
- Природа, окружающая нас очень красива. Как Вы думаете, природа зависит от человека? (Зависит)
- Что должен делать человек, чтобы сохранить природу? (Беречь ее, не убивать животных и птиц, не засорять природу, охранять от пожаров, в холодное время года подкармливать птиц и животных)
- Мы должны бережно относиться к окружающей нас природе. Ведь человек дышит воздухом, пьет воду, а и вода, и воздух должны быть чистыми. Мусор нужно оставлять в специально отведенных для этого местах, а не бросать где попало. Бывая в лесу, люди часто оставляют пластиковые бутылки, упаковки в местах пикников. А ведь этот материал не сгниет в течении многих лет! Экологи занимаются охраной окружающей среды, борются с нарушителями. Но и каждый из нас должен уметь вести себя на природе правильно. Природный мир России богат. Но если человек не будет бережно относиться к природе, заботиться о ее обитателях, это богатство может безвозвратно исчезнуть.
- Я сейчас прочитаю стихотворение, в нем говорится о правилах поведения на природе.
Чтение стихотворения «Лесные правила»
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
(Автор неизвестен)
- Давайте вместе сформулируем правила поведение в лесу. (Вывешивается плакат «Правила поведения на природе»)
Совместно с воспитателем формулируют правила поведения в природе на основе анализа плаката:
• Нельзя разводить в лесу костер
• Нельзя шуметь, рвать растения, пугать птиц, в природе все тесно взаимосвязано и человек своим поведением не должен нарушать гармонию.
• Надо проводить санитарную вырубку сухих деревьев
• Необходимо выкапывать неглубокие рвы шириной 1,5 – 2 м (они помогают останавливать огонь)
• На въездах в лесной массив необходимо разместить плакаты, напоминающие о правилах поведения в лесу.
• Нельзя на отдыхе в лесу оставлять после себя мусор
Заключительная часть
- Вот и закончилось наше путешествие в лес. Увидели, как по нему гуляет сама «Осень» и раскрашивает своей волшебной палочкой листву деревьев.
- Назовите кого мы с вами встретили в лесу? (Птиц и животных)
- О чем мы с вами еще говорили на занятии? (О правилах поведения в лесу)
- Вот сколько чудесных встреч приготовил нам осенний лес, и пусть для всех посетителей, которые хотят познакомиться с чудесами природы, лес еще не раз откроет свои двери, словно гостеприимный дом.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Смело заходи в тот дом -
Чудеса ты встретишь в нем.
Подведение итогов.
- Как вы думаете, все ли вам удалось выполнить на занятии? Оцените, пожалуйста, свою работу. (Рефлексия)
Подведение итогов занятия, общая и поименная оценка деятельности реабилитантов на занятии.
Список литературы:
1. «Праздник в школе». Олимпиады. Спорт. Здоровье. Минск, ИООО «Красико-Принт», 2003
2. Акимова Ю. А. «Знакомим дошкольников с окружающим миром». М., СФЕРА, 2007
3. Кравченко И. В., Долгова Т. В. Практическое пособие. Методические указания. Прогулки в детском саду. Серия: Программа развития. М., ТЦ Сфера, 2008
4. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина,Л. А. Обухова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М,ВАКО, 2007
5. Шевченко С. Г. «Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития» М., 1990