Конспект выступления на ГМО психологов «Фрустрация»

Ольга Булгакова
Конспект выступления на ГМО психологов «Фрустрация»

Приглашаю вас вновь обратиться к теме фрустрации. Вот смотрите, происходит нечто,что не устраивает ребенка: он хотел, чтобы ему купили машинку, а этого не произошло или пытался собрать пазл, а он (вот противный) – никак не складывается, хотел «шоколадку-вто-прям-щас», а мама говорит что «после обеда». Фрустрация, опять она (

Гордон Ньюфелд предложил гениальную, на мой взгляд, схему продвижения энергии фрустрации. Давайте в ней разберемся.

1. Когда малыш сталкивается «с хочу, но не могу», утыкается в преграду или соприкасается с противостоянием с другой стороны, первое что он (да и каждый из нас) стремится сделать – это изменить ситуацию с помощью просьб, мольбы, нытья, уговоров и прочей мелкой артиллерии. И фрустрация исчезнет, если другая сторона (родитель, другой ребенок) уступят его требованиям.

Но, очевидно, что мы не всегда можем говорить «да» на просьбы наших детей. Часто мы вынуждены отвечать «нет». И тогда ребенок сталкивается с тем, что есть рамки и ограничения, которые ему выставляют. И ему приходится отказаться от идеи адаптировать, изменить, продавить среду под себя, а, напротив, теперь он вынужден адаптироваться сам к сложившейся ситуации невозможности достижения желаемого.

Это состояние называется тщетностью.

2. Ребенок адаптируется к тому чего не может изменить.

«Если мы хотим, чтобы ребенок адаптировался к чему-то, что оказалось тщетно, тогда мы должны закрыть путь к изменениям и открыть дверь к адаптации». Т. е. мы должны показать невозможность изменений однозначно и недвусмысленно, иначе малыш так и будет пытаться проломить наше «нет», а это отнимает много сил, времени у него и нас и в конечном итоге приводит к эскалации раздражения и взаимного недовольства.

Если наше «нет» услышано и тщетность окажется усвоена и прочувствована эмоционально, ребенок сможет начать адаптироваться. Он почувствует грусть, разочарование, возможно заплачет. Слезы грусти означают, что дверь к адаптации открылась, и в ребенке происходят изменения. Вслед за этими слезами психологическая устойчивость и находчивость. Привести малыша к признанию и проживанию тщетности – задача непростая, для этого нужна эдакая «трехходовка»:

Шаг 1. Показывайте тщетность.

Взрослый должен показать ребенку,что изменения невозможны: «Нет, мы не вернем твою сестренку обратно в роддом, она останется с нами».

Шаг 2. Удерживайте в этом переживании.

Это значит извлекать на белый свет переживания малыша и сопереживать вместе с ним.Чего точно тут делать не нужно это: спорить, обесценивать его чувства, наказывать ил ругаться.Можно сказать: «Я знаю, как тяжело, когда у тебя рождается сестра. Тебе бы хотелось, чтобы все стало как раньше. Но мы не отнесем ее». Мы не должны уговаривать ребенка полюбить сестру, стыдить и заставлять «быть хорошим мальчиком», устраивать отвлекающие маневры, переводить разговор на другие темы. Наша задача – подвести к грусти и принятию невозможности изменений.

Шаг 3. Вызывайте грусть.

Называйте его чувства: «Я понимаю, это ужасно грустно,тебе нравилось когда мы были втроем: я, ты и папа, но теперь нас четверо и тут ничего не поделаешь». Обнимите, посидите рядом, дайте малышу молча погрустить или поплакать. Так он привыкает к новому, адаптируется.

Но чтобы ребенок пошел по пути адаптации, ему нужно безопасное место для слез и надежный человек, с которым можно погрустить или поплакать. Однако, есть ряд причин, по которым взрослым может быть сложно продвигать ребенка к слезам тщетности или грусти. Нам сложно бывает выдерживать сильные негативные чувства ребенка, мы пугаемся или стыдимся его слез, начинаем винить и корить себя за это, не понимая, что это правильный и здоровый путь к адаптации. Это действительно непросто, т. к. нас воспитывали в идеях «мальчики не плачут» или «если у тебя плачет ребенок – ты плохая мать» или… а вы какие помните установки, которые мешают нам с вами сейчас спокойно и с уважением относиться к слезам наших детей? Какие у вас есть опасения или идеи и как вы с ними справляетесь?

Заметьте, что мы с вами разобрали еще не всю схему, в следующий раз выясним, от куда появляется АГРЕССИЯ у наших малышей (и у нас самих).

Публикации по теме:

Рекомендации психологов «Как освободиться от стресса» Как освободиться от стресса? Полезные рекомендации от психолога Стрессовые ситуации подстерегают нас повсеместно. Они настолько сильно.

Консультация для родителей «Советы педагогов и психологов» .

Консультация для родителей «Советы психологов по применению наказаний» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НАКАЗАНИЙ.» Всем приходится хвалить и наказывать детей. Сколько существует педагогика,.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Самоопределение учащихся» В рамках межрайонного фестиваля «Наши общие возможности – наши общие результаты» я решила провести мастер-класс «Самоопределение учащихся».

Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах»Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах» 8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся.

Методическое объединение педагогов-психологов ДОУ Методическое объединение педагогов-психологов создаёт возможность взаимодействия психологов в профессиональной деятельности, повышает качество.

Развитие творчества детей в рисовании. Исследования педагогов и психологов Современная жизнь, которая благодаря новейшим изобретениям, открытиям и знаниям становится всё сложнее и сложнее, требует от человека не.

Родительское отношение к ребенку как предмет исследования психологов Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки.

Выступление на ГМО музыкальных руководителей «ФГОС до: новые подходы в работе музыкального руководителя» Музыкальный руководитель Байправ Т. Н. ТМБДОУ «Белоснежка»Заседание ГМО музыкальных руководителей 2017-2018 учебный год Руководитель: Байправ.

Выступление на ГМО. Развитие речевой активности и коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе Развитие речевой активности и коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. Дошкольный.

Автор публикации:
Конспект выступления на ГМО психологов «Фрустрация»
Опубликовано: 16 августа 2018 в 11:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 июля. День Ивана Купалы на МААМ

У праздника Ивана Купалы богатое фольклорное наполнение, вот почему на его примере легко знакомить детей с народной культурой и традициями. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы провести этот...

7 июля. День рождения Буратино

7 июля 1881 года была впервые напечатана сказка «Приключения Пиноккио» итальянского писателя Карло Коллоди. На основе этой нравоучительной истории о деревянном человечке, которого за хорошее поведение фея...

Фотоотчет тематической недели «Дорожная азбука»
Лето - чудесная пора, когда дети большую часть времени проводят на свежем воздухе. Как правило, основными занятиями являются песок, вода и подвижные игры. Но...
Мастер-класс по объёмной аппликации «Сова» для старших дошкольников
Аппликация — один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. Дети радуются яркому цвету бумаги, удачному ритмическому расположению фигур....
Стенгазета «С днем любви, семьи и верности»
8 июля в России чествуют семейных покровителей - Петра и Февронью. Традиция светского празднования дня Петра и Февроньи была восстановлена муромцами в...