Приложение МААМ

Конспект экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «Как найти травушку-муравушку?»

Вера Кузнецова
Конспект экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «Как найти травушку-муравушку?»
▼ Скачать + Заказать документы

Как найти травушку-муравушку?

Экскурсия в природу.

Цели:

-познакомить детей с Днем Ивана Купалы, как одной из дат древнего земледельческого календаря, после которого следует собирать лекарственные растения.

-- научить детей различать и правильно называть лекарственные растения и травы, показать их лечебные свойства.

-закрепить понятие и смысл поговорок и народных примет.

-формировать сознание детей о том, что природу необходимо сберечь и сохранить в её первозданном виде.

- собрать и подготовить растения для гербария

Публикация «Конспект экскурсии для детей старшего дошкольного возраста „Как найти травушку-муравушку?“» размещена в разделах

Подготовительная работа:

рассматривание иллюстраций и картинок с изображением лекарственных растений нашего Края. Чтение произведений детских писателей :И Синявский «Зеленая Аптека»; Н. Сладков «Знахари»; Н. Соколов-Микитов «Лесные картинки»; былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник»; заучивание потешек и отгадывание загадок, заучивание чистоговорки «Ты коси моя коса пока на травушке роса», слушание русских народных сказок о животных.

Ход :

Воспитатель сообщает детям, что сегодня мы идем на лесную поляну. По дороге обращаем внимание на растущие вдоль тропинки растения и цветы. Загадываем загадки :

По ковру мы идем,

его никто не ткал,

растет у речки голубой

и желт и синь и ал.? (цветы)

- Ой, послушайте, кто это возле пенечка плачет? Дети видят на пенечке игрушку- медвежонка. Медвежонок порезал об стекло лапку. (Дети должны понять что засорение лесов приносит вред не только растениям но и животным)

-Как помочь медвежонку? В лесу есть растения которые не только радуют нас своим цветением и зелеными листочками но и приносят пользу-могут лечит раны. Отгадайте, о каком растении я сейчас вам расскажу: у него буроватые овальные листочки, цветочки в форме колоска на стрелке. Что это за растение? (Дети называют подорожник)

-Почему он так называется, почему он прекрасно растет у дороги, люди его топчут а он все- равно растет. В чем же секрет? Показываю как нужно прикладывать листик к пораженному месту- помять листик в руках чтобы появился сок и приложить если есть возможность примотать. Дети срывают по листочку пробуют размять, делают вывод, что листочки достаточно крепкие, прочные, «лечат» медвежонку лапку.

- у подорожника есть и другие свойства. Попробуйте приподнять прижатые к земле листочки. Чувствуете, какая влажная и прохладная земля под ними? Таким способом подорожник сохраняет влагу не только для себя, но и для других растений в жаркую погоду. А еще если потереть место укуса комара, то можно избежать зуда и покраснения!

-Ребята, посмотрите вокруг и расскажите, какие еще растения вам знакомы? Дети рассказывают об одуванчике, ромашке (воспитатель обобщает и конкретизирует знания детей об их пользе) Одуванчик улучшает кровообращение и влияет на состав крови, из него делают отвары при заражениях, для улучшения пищеварения, варят из цветов варенье. А ромашка применяется для мытья волос, при болях и коликах в кишечнике пьт отвар. Про ромашку есть загадка : Стоят в поле сестрички-

желтый глазок, белые реснички!

Весной ребята на полянках в лесах появляются первоцветы. Дети вспоминают и называют: мать и мачеха, зверобой, шалфей, чуть позже зацветает Иван-чай. Все эти травы заваривают и пьют от кашля. Дети делятся своими ощущениями от прикосновения к травам

-а вот еще одна загадка: Ах, не трогайте меня-обожгу и без огня!

Конечно ребятам всем знакома крапива. Они наперебой хвалят крапиву: останавливает кровотечения, отваром крапивы ополаскивают волосы, добавляют в чай, и варят вкусный суп! Крапива-кладезь полезных веществ и витаминов!

Воспитатель направляет внимание детей на траву-мураву : «она невысокого росточка, листочки мелкие овальные ярко-зеленого цвета;встретить можно и в городе на газонах и возле рек, и даже возле нашего детсада!. Как только не топчут траву-мураву!И люди и стада овец и коров, а она все равно растет!Она богата витаминами и лечит людей. Эта трава давно знакома людям, о ней и в сказках часто говориться! И в потешках:

Травушка- муравушка со сна поднялась,

Птица синица за зерно взялась,

Зайцы за капустку

Мышки за корочку,

Детки –за молочко!

Дети по ролям декламируют потешку:

«Ты трава ль моя, шелковая! Да кто ж тебя травку притоптал

-«Притоптали меня, травинушку, да все детушки, да все малые, во зеленом саду гуляючи, бегаючи, прыгаючи!»

Напомнить детям отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник» : «засвистал Соловей, да по- соловьиному, закричал злодей да по- звериному, Так все травушки –муравушки уплеталися, да лазоревы цветочки осыпалися, Темны лесушки к земле припадалися…»

В стародавние времена люди придавали большое значение травам, применяли их как лекарство. Люди были неграмотные и наделяли волшебными свойствами разные предмты. Они наблюдали за движением Луны и создали земледельческий календарь, в котором отмечали, что травы собранные и посаженые в определенные дни обладают особенными целебными свойствами. Они могли вылечить, а могли и навредить. С тех пор считается что 7 июля вечером и утром по росе, нужно собирать растения и травы. Этот день в земледельческом календаре называется днем Ивана Купалы

Затем воспитатель предлагает «прикоснуться к травам, присесть на землю отдохнуть и проговаривать слова в скроговорке: Ты коси моя коса, Пока на травушке- муравушке роса!

Продолжаем прогулку и проводим хороводную игру: «Угадай травку» Выбираем водящего считалкой в которой упоминается трава-мурава :

Ходит Ваня по бору,

рвет траву-мураву.

Рвет порвет и в корзиночку кладет.

Этот выйдет-вон пойдет!

Игроки стоят по кругу передают друг другу корзиночку с травами и поют : Травка-муравка во поле росла

травку муравку сама я сорвала

положила в кузовок

закрывай скорей глазок!

По окончании песни тот ребенок у кого в руках осталась корзинка берет с закрытыми глазами траку из корзинки и называет её.

Предложить вместе с детьми сплести веночки из травы и цветов, растущих на лужайке. Отобрать наиболее удавшийся и правильно сплетенный венок и предложить детям поиграть в подвижную игру «Теремок».

Дети Образуют «ворота» ,кидают кому-нибудь из детей на голову венок и проговаривают «Венок-венок, спрячься в теремок!».И тот участник игры который получил венок убегает и прячется, остальные дети идут его искать. Кто первый найдет, тот забирает себе венок и игра продолжается.

В конце прогулки совестно решаем можно ли делить растения на «нужные» и «ненужные», на полезные и вредные, обсуждаем, что случилось бы на Земле если бы исчезли все травы и другие растения. Благодарим Лес за его богатства, прощаемся.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Блокада Ленинграда» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование интеллектуальной компетентности дошкольников на примерах жизни детей и взрослых в тылу врага во время Великой Отечественной.

Конспект НОД к Дню матери для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: "познание","социально-коммуникативное развитие", "художественно-эстетическое развитие". Цель: Поддержать.

Конспект НОД по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Осторожно: незнакомец!» Цель: способствовать обобщению правил безопасности при встрече с незнакомыми людьми. Задачи: способствовать формированию навыков безопасного.

Конспект НОД «Страна восходящего солнца» для детей старшего возраста Конспект для детей старшей группы по теме «Страна восходящего солнца» Цель: 1. Формирование представлений о Японии, её особенностях. Задачи:.

Конспект НОД «Журавлик» для детей старшего дошкольного возраста Цель: - расширение представлений детей о природе в жизни людей; - уточнить и расширить, систематизировать представления детей о характерных.

Конспект НОД «У медведя во бору» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД «У медведя во бору» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах.

Конспект НОД «Зима» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка», «Познание», «Чтение художественной литературы»,.

Конспект прогулки для детей старшего возрастаКонспект прогулки для детей старшего возраста Наблюдение за тополем Программные задачи: Продолжать знакомить детей с деревьями на участке; Формировать представления об особенностях.

Конспект режиссерской игры для детей старшего дошкольного возраста «Терем-теремок и сосед» Цель: развивать творческие способности детей. Задачи: 1. учить детей самостоятельно организовывать театрализованную.

Конспект семейной гостиной для детей и родителей старшего возраста Семейная гостиная «Солнышко» Тема: «Будем здоровы!»Цель:Выделить основные направления в формировании здорового образа жизни на данный возрастной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «Как найти травушку-муравушку?»
Опубликовано: 10 июня 2016 в 16:46
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «Как найти травушку-муравушку?»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Кузнецова (УИ 354141) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД