Конспект экспериментальной деятельности «Воздух повсюду»

Вера Ширикова
Конспект экспериментальной деятельности «Воздух повсюду»

Цель: развитие исследовательской деятельности детей.

Задачи:

обучающие:

• знакомить детей со свойствами воздуха;

• формировать представление о том, что он занимает много места и обладает свойствами (невидимый, прозрачный, легкий);

• дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

• вырабатывать у детей умение делать умозаключения и выводы в экспериментах;

развивающие:

• развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

• развивать зрительное и слуховое восприятие;

воспитательные:

• воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: обогащать и активировать словарь детей: легкий, прозрачный, невидимый.

Подготовительная работа:

наблюдение за ветром;

эксперименты с водой и предметами из металла, камня, песка;

разучивание физминутки «Ветерок весенний»;

игры с флюгерами, лентами, воздухом;

беседы из цикла «Земля – наш общий дом».

Материалы: Лунтик (игрушка, воздушный шарик (игрушка); полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); две прозрачные чаши; два апельсина (не очищенный и очищенный); стаканы (по количеству детей); коктейльные трубочки (по количеству детей); снежинки из салфеток (по количеству детей).

Ход экспериментальной деятельности.

Включается презентация, и появляется Лунтик (фонограмма Лунтика)

Лунтик. Здравствуйте друзья, а вот и я. Я пришел к вам и принес вам загадки. Вы умеете отгадывать? Ну тогда слушайте:

Белые овечки

Не сидят на печке.

А плывут издалека

Кучевые… (Облака)

Ну – ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (Солнце)

По нему летают тучи

И порхают облака,

И оттуда солнца лучик

Льется в окна как река. (Небо)

Он на улице живет,

Листья осенью несет,

А зимой несет снежинки

Иногда весной дождинки,

Летом, если он подует-

С головы панамку сдует (Ветер)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.)

Воспитатель. Лунтик, ребята не могут отгадать твою загадку, а ты сам то, знаешь отгадку?

Лунтик. Нет и я не знаю, я думал, вы мне поможете.

Воспитатель. Я приглашаю в город Знаний, может там мы найдем разгадку. Давайте вспомним, кто живет в городе Знаний? (Ответы детей). Ой, ребята, посмотрите, в гости к нам кто – то идет? Кто же это? Похож на Воздушный шарик. Здравствуйте, Воздушный шарик, помогите нам с ребятами отгадать загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Воздушный шарик. Здравствуйте, ребята. Это же легкая загадка – это воздух.

Лунтик. О, воздух? А кто его видел, этот воздух? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята? (Ответы детей)

Воздушный шарик. Правильно, раз мы его не видели, значит, какой воздух? (Воздух невидимый). (Прикрепляем к мольберту подсказку: воздух невидимый)

Лунтик. Вот – вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе.

Воздушный шарик. Погоди, Лунтик! Я вот тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас и даже во мне есть. Ребята, давайте докажем Лунтику, что воздух все – таки есть.

Опыт 1. «С полиэтиленовым пакетом»

Конспект экспериментальной деятельности «Воздух повсюду»

Воздушный шарик. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы взмахнем пакетом и закрутим его, он стал похож на подушку. Что мы «поймали» в пакеты? (Воздух) Посмотрите, а какого цвета воздух? (Воздух прозрачный). Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нем нет воздуха).

Вот ребята мы теперь знаем, что воздух невидимый, прозрачный.

Лунтик. А мне этот мешочек что – то напомнил. Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это был надувной матрас. А вы, ребята, видели предметы, в которых спрятался воздух? (Спасательные нарукавники, круги, мяч, воздушные шары)

Воздушный шарик. Ребята, как вы думаете, воздух тонет? А есть воздух в апельсине? Как вы думаете, прав я или нет? Давайте проверим.

Опыт 2. «С апельсином»

Воздушный шарик. Я положу апельсин в воду. Что происходит с ним? (Он не тонет). А теперь давайте опустим в воду очищенный апельсин. Что происходит? (Апельсин утонул).

Как вы думаете, ребята, где находится воздух в апельсине? (Воздух находится в кожуре мандарин.) Какой он, легкий или тяжелый? (Легкий.)

Воспитатель. А я вам предлагаю немножко отдохнуть и отправится в весенний лес.

Физкультминутка: (Включается фонограмма «Ветер)

Ветерок весенний разметал по небу

(Дети плавно качают руками над головой.)

Стайку белоснежных легких облаков

(Касаются ладонями плеч, поднимают

руки вверх, затем опять ладони на плечи)

Пробежал по кронам вековых деревьев

Растревожил ветки, да и был таков.

(попеременно: одну руку вверх, другую вниз)

Заглянул в берлогу (Присесть)

Разбудил медведя (Встают)

Вылезай Топтыгин, кончилась зима! (Хлопают в ладоши)

Поброди по лесу - он такой красивый!

Нежный и прозрачный как сама весна!

(Ходьба на месте) (Делаем 2 раза)

Ребята, посмотрите, а снег еще не растаял совсем. Давайте поиграем со снежинками.

Возьмем снежинки, поднесем их к лицу, будем дуть на них. Что происходит? (Снежинка шевелится). Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, снежинка шевелится, как летом листочки на деревьях? А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился возле нашего лица? (Когда воздух движется, получается ветер.) А теперь, ребята мы возвращаемся в город Знаний.

Лунтик. Теперь я знаю, что внутри предметов, где кажется пусто, спрятался воздух. Вот интересно, внутри человека есть воздух?

Воздушный шарик. Как вы думаете, ребята, прав ли Лунтик? Давайте проверим.

Опыт 3. «С трубочкой, опущенной в стакан с водой»

Воздушный шарик. Ребята, у вас у каждого на столе стоит стакан с водой и трубочка. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? (Выходят пузырьки, воздух). Так есть воздух внутри нас? (Да, есть. Мы дуем в трубочку, и он выходит). А чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку – и получаются пузырьки. (Воздух есть внутри человека.)

Лунтик. Понятно! Мы выдыхаем воздух, значит, он есть внутри нас.

Лунтик. Ребята, мне так понравилось с вами. И так много интересного о воздухе рассказал нам Воздушный шарик, и я теперь точно знаю отгадку на мою загадку. Давайте вернемся к экрану, что это? (Воздух).Проверим, правильно, воздух. Но мне пора возвращаться к бабе Капе. До свидания.

Воспитатель. А давайте предложим Воздушному шарику поселится в нашем городе Знаний. И мы будем приходить к нему в гости, а он нам рассказывать много интересного о воздухе.

Воздушный шарик. Ой, спасибо, ребята. Я очень рад, что вы меня пригласили в ваш город. А для заселения на улицу, я подарю вам схему про воздух, которая будет нам помогать с опытами о воздухе, а еще воздушные шарики, стаканчики и трубочки.

Воспитатель. Спасибо, Воздушный шарик, заселяйся на улицу города. И улицу, на которой ты будешь жить и мы ее назовем Воздушная. Ребята, а вам понравилось наше занятие? А что больше всего понравилось? А у кого в гостях мы были и с кем? Что нам показывал Воздушный шарик? А где мы встретили воздух?

(В пакете, в кожуре мандарина, в стакане с водой.) А давайте вспомним, какой воздух? (Прозрачный, легкий, невидимый). Вы сегодня были молодцы. На этом наше занятие закончено и скажем всем спасибо и досвидание.

Публикации по теме:

Конспект открытого просмотра образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе «Невидимка воздух» МБДОУ детский сад № 3 Подготовила и провела воспитатель: Лисюнина Полина Николаевна. Ст. Каневская 2011г. Задачи: Воспитательные:.

НОД «Наблюдение за воздухом (Невидимка-воздух)» Цели: -подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас Задачи: -дать представление о том, что он занимает место и обладает.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект экспериментальной деятельности «Воздух повсюду»
Опубликовано: 11 марта 2015 в 16:29
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 декабря. День экспериментов со снегом на МААМ

Дошколята активно познают окружающий мир и задают нам, взрослым, множество разных интересных вопросов. Зимой это, к примеру «откуда берется снег», «почему он не тает», «почему на улице вода замерзает и...

16 декабря. День валенка на МААМ

Прадедушками валенок были пимы — традиционные войлочные сапоги кочевников, которые появились на Руси во времена монголо-татарского ига. Валяная обувь пришлась по душе нашим предкам — легкие и теплые...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Е. Пермяка...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект совместной...
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста: «Дед Мороз и Санта Клаус»
Цель: дать понятие о том, что Дед Мороз и Санта Клаус разные новогодние персонажи. Задачи: расширять представление об основных новогодних персонажах;...
Фото отчет «Семейные поделки к Новому году», старшая группа
Дети всех возрастов с восторгом ждут самого главного зимнего праздника. Новый год. У детей Новый год это самый весёлый праздник . И даже взрослые не...