Cтаршова Наталия Юрьевна
Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП «В Снежном Королевстве. Ориентировка на плоскости. Геометрические фигуры»
Конспект открытого занятия в старшей группе «Затейники». Тема: «В Снежном королевстве».
Образовательная область: Познавательное развитие.
Дата 20.01.2025
Автор-разработчик Старшова Н. Ю., воспитатель ГБДОУ детский сад №83
Приморского района Санкт-Петербурга
Возрастная адресованность: старшая группа детского сада.
Длительность занятия 25 минут
Цель: Систематизировать элементарные математические представления у детей в совместной деятельности.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП „В Снежном Королевстве, Ориентировка на плоскости, Геометрические фигуры“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по математике, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты по ФЭМП, сенсорике
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Ориентировка в пространстве
- Старшая группа
- Темочки
Познавательное развитие: - закрепить умение ориентироваться на плоскости и понимать пространственную терминологию (в центре, слева, справа, вверху-внизу) - закрепить представления детей о геометрических фигурах : различать геометрические фигуры, сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине)
Речевое развитие: - развивать речевую активность - закреплять умение отвечать на вопросы - активизировать словарь по теме занятия
Художественно-эстетическое развитие: - способствовать восприятию художественного слова
Социально-коммуникативное развитие: - воспитывать в детях навыки сотрудничества, умение взаимодействовать друг с другом
Физическое развитие: - развивать двигательную активность
Демонстрационный материал:
«Письмо», замок с разноцветными геометрическими фигурами, геометрические фигуры разной формы для тропинки белого цвета, осколки зеркала, рамка для зеркала,
Наглядный на интерактивной доске-изображение Снежной Королевы, оленя, Герды и Кая (использование иллюстрации).
Раздаточный материал: Снежинки на каждого ребенка, с цифрами на обратной стороне, льдинки белые, вырезанные из картона разных размеров по количеству детей, цветные карандаши, листы бумаги для математического диктанта, клей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы №8 «Затейники». Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут послание. Интересно, от кого оно? Сейчас прочитаем его, и нам все станет ясно. (Открывает письмо).
Воспитатель: Оказывается, письмо нам привёз северный олень.
«Дорогие ребята, меня зовут Герда, я попала в большую беду! Мой друг Кай оказался в ледяном плену Снежной Королевы, и она не хочет его отпускать. Снежная королева разбила волшебное зеркало на множество кусочков и спрятала их по всему королевству. Только, если собрать все осколки и превратить их в зеркало доброты, мы сможем спасти Кая! Но одна я не справлюсь, мне нужны настоящие храбрецы, которые не боятся трудностей и готовы пройти испытания. Снежная Королева оставила задания, и только самые смелые, умные и добрые смогут преодолеть все преграды. Вы готовы отправиться в волшебное путешествие и спасти нас?
С надеждой, девочка Герда».
Воспитатель: Ребята, что будем делать? Вы готовы помочь Герде и Каю?
Дети отвечают, что готовы.
Воспитатель:- Тогда мы отправляемся в Снежное королевство спасать Кая и Герду! Предлагаю добраться на оленях, ведь они живут в этой холодной стране и знают дорогу. (звучит музыка -Лесной олень.) Дети имитируют езду на оленях. (останавливаются).
Звучит музыка вьюги. (На экране зимний лес.)
Воспитатель: Вот мы и в Снежном королевстве! Но что это? - Ребята, кто- то повесил огромный замок на воротах Королевства.
Воспитатель: Ребята, я нашла странный предмет, что же это, интересно - показывает «осколок» зеркала. (Дети предполагают, что это такое.)
Воспитатель: Да это же осколок того самого зеркала Снежной Королевы!
(рассматривает его)- здесь что-то написано, наверно задание (читает).
1. Задание. Воспитатель читает: Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет - найти лишнюю фигуру.
- Что вы видите на замке? Ребята, какие геометрические фигуры вы видите? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их и скажите, чем они похожи, что есть общее? (сравнение по форме, цвету, величине)
Воспитатель убирает с замка фигуры, похожие друг на друга.
- Как вы считаете, какая фигура лишняя? (Предполагаемые ответы детей (круг – не имеет углов).
Воспитатель уточняет: Мы нашли лишнюю фигуру, это - белый круг. Теперь замок должен открыться.
Давайте теперь попробуем открыть.
Пальчиковая гимнастика «На двери висит замок».
На двери висит замок, кто его открыть бы смог?
Постучали, покрутили, повертели и открыли! (Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
-Молодцы, замок открыли, мы можем зайти в Снежное Королевство!
Воспитатель находит ещё один осколок-читает задание.
2. Задание. Пройти по тропинке через зимний лес только по ледяным прямоугольникам, рассказывая считалку про зверей, не наступая на другие геометрические фигуры. Только прямоугольники не заколдованы. Если мы наступим на другие геометрические фигуры, то превратимся в ледышки.
Дети идут и рассказывают: 1-2-3-4-5, в зимний лес идем гулять.
Заяц, волк, лиса не спят, а медведи всё храпят,
ёжик в норочке сопит, и барсук всю зиму спит.
Кто зимой впадает в сон, из игры выходит вон.
Находят еще один осколок, который лежит на полу. (читает).
3. Задание: Собрать льдинки в лесу и разложить от самой маленькой до самой большой. (дети собирают на столе лежащие льдинки и раскладывают их в ряд по возрастанию). Вместе с воспитателем проговаривают, когда раскладывают льдинки- самая маленькая, побольше, ещё больше…сама большая.
Воспитатель: Что-то холодно в зимнем лесу (греет руки). Ребята, не замерзли?
Давайте немного отдохнем и присядем на пеньки, погреем наши ручки и лицо, чтобы не заболеть в Снежном Королевстве.
«Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.
Чтоб не кашлять, не чихать, нос мы будем растирать.
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком.
Вилку пальчиками сделай.
Да, да, да, нам простуда не страшна!» Согрелись? Ну теперь можно и дальше идти.
4. Задание. Воспитатель находит третий осколок, читает:
«Случай странный, случай редкий,
Цифры в ссоре, вот те на!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить.
И их строй восстановить»
- Надо каждому из вас найти в лесу по одной снежинке, посмотреть какая цифра на ней написана и послушать задание:
Встаньте по порядку от 1 до 8
Воспитатель: А теперь постройтесь от 8 до 1.
Вопросы:
1. Посчитай по порядку от 1 до 5
2. Посчитай по порядку от 5 до 10
3. Посчитай в обратном порядке от 5 до1
4. Посчитай от 10 до 5
5. Назови соседей числа 3
6. Назови соседей числа 5
7. Назови соседей числа 2
8. Какие числа твои соседи?
(Каждый ребёнок отвечает на1 вопрос).
Молодцы, вы отлично справились с заданием и помирили все цифры. Теперь можно немного и отдохнуть. Давайте положим снежинки обратно, оставим их в зимнем лесу.
Воспитатель: Ребята, а какой сегодня день недели? А вчера какой был?
Тогда завтра наступит… (дети отвечают).
Вставайте в круг. Давайте немного поиграем, вспомним дни недели.
Физминутка
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (танцуют)
А в субботу, воскресенье (потягиваются)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают).
Воспитатель: Да, некогда только нам сейчас долго отдыхать, пора дальше в путь, но куда идти дальше? Кто же нам подскажет? Дети находят 5-й осколок.
5. Задание (На столе лежат бумага, карандаши, клей, вырезанные сердечки.)
Читает задание: -написать письмо Снежной Королеве.
Геометрический диктант (на листе бумаги)
Воспитатель. –А сейчас давайте с вами присядем за столы, нам надо написать письма Снежной Королеве! Вспомним, где у нас правая рука, а где левая.
Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание:
-В правом верхнем углу нарисовать снежный ком,
-В левом нижнем углу-снеговика,
-В правом нижнем ёлочку из двух треугольников.
-В левом верхнем снежинку,
-В центре-сердечко. Но его надо приклеить.
Воспитатель: -Здорово, вы так быстро выполнили задание, давайте проверим всё ли правильно сделали:
-В верхнем правом углу что вы нарисовали?
- В верхнем левом углу?
-Что нарисовано в нижнем правом углу?
-Что нарисовано в нижнем левом углу?
Воспитатель:- Очень хорошо!
- А давайте в центре письма мы приклеим –сердечко?
Воспитатель: Ну вот мы и выполнили все задания Снежной Королевы. Теперь нам осталось собрать зеркало, превратить его в зеркало доброты, положить в посылку его и наши письма с сердечками и отправить его во дворец к Снежной королеве. Королева посмотрится в зеркало, увидит наши сердечки и подобреет, а став доброй, она отпустит Кая с Гердой!
(Дети соединяют зеркало вместе с воспитателем наклеивают на красивый круг.)
Ребята, пока мы искали осколки, выполняли задания, прошло немало времени-прошло утро, затем что? (дети отвечают, совсем скоро наступит (вечер, а там и (ночь). Мы можем не успеть до ночи возвратиться домой. Предлагаю зеркало отправить с оленем, он вмиг довезёт его туда, а нам надо отправляться в обратный путь.
Кладут его в большой конверт вместе со своими листочками с сердечками.
Итог занятия : Ну вот мы с вами и выполнили все задания. Что это были за задания? (Дети отвечают).
Как вы думаете, что дальше произойдёт, когда олень привезёт зеркало –доброты Снежной Королеве?
Ответы детей-(Она посмотрится в зеркало, станет доброй и отпустит Кая и Герду.)
-Что нового вы сегодня узнали? Были ли трудности при выполнении задания? Что больше всего понравилось?
Воспитатель: Ну, нам пора в обратный путь! Выбирайте на каком транспорте мы поедем или полетим. Дети выбирают и отправляются домой