МААМ-картинки

Матрица совместной деятельности воспитателя с детьми на тему «Капустник»

Ирина Семенова
Матрица совместной деятельности воспитателя с детьми на тему «Капустник»

МАТРИЦА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

Тема: «Капустник»

Автор: Семенова И. В.

Возрастная группа: старшая

Форма совместной деятельности : непосредственно образовательная деятельность

Форма организации (групповая, подгрупповая,индивидуальная, парная)

Виды детской деятельности : коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная, изобразительная.

Публикация «Матрица совместной деятельности воспитателя с детьми на тему „Капустник“» размещена в разделах

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Средства:

наглядные: иллюстрации видов капусты, корыто, сечка

литературные: пословицы и поговорки о капусте, загадки о капусте, овощах и фруктах

музыкальные: хоровод «Капустка»

оборудование: кочан капусты, иллюстрации видов капусты, деревянное корыто, сечка, корзина с овощами и фруктами

Заготовки для рисования из ватмана «корзина», «платок», краски гуашь, кисти, овощи и фрукты, разрезанные пополам.

Предварительная работа:чтение стихов, загадок, примет, пословиц о капусте. Разучивание хоровода «Капустка».Разучивание пальчиковой гимнастики про капусту.

Цель:Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников через приобщение к народной культуре.

Задачи:1. Воспитывать любовь к народным традициям через народное творчество и игры.

2. Формировать у детей представление о календарно-обрядовом празднике «Капустник», обычаях и приметах, связанных с ним, о пользе капусты для человека.

3. Дать детям представление о видах капусты, об этапах изготовления квашенной капусты.

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление, сообразительность, кругозор, обогащать словарный запас прилагательными (белая, хрустящая, сладкая, сочная, полезная, вкусная, кислая, тугая, круглая и т. д.).

5. Познакомить со словами «груда», «деревянное корыто», «сечка» их значением.

Многие занимаются традиционной русской культурой. Вот и наш д/сад много лет знакомит детей с традициями русского народа через фольклор.

1. Воспитатель : Добро пожаловать, гости званные и желанные. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, делали заготовки на долгую зиму. Один из таких праздников назывался в народе – Сергей Капустник. Он проходил осенью на день Воздвиженья, когда появлялись первые заморозки и начинался массовый руб и засол капусты. Я сегодня вам хочу рассказать об одном старинном обычае русского народа - это «капустник», «капустница», «капустные посиделки, вечёрки». Капустники происходили не только в деревнях, но и в городах, и продолжались две недели. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Помощь такая была очень нужна, капусты-то заготавливали много-много, на всю зиму.

Хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить капусты на зиму. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам. Так и ходили нарядные девушки из дома в дом с песнями, шутками, прибаутками, помогая друг другу в заготовке капусты. Парни капусту рубить не помогали, а приходили для веселья. Да и невесту за работой лучше выбирать.

2. Вос-ль: Видов (сортов) капусты очень много, и все они объединяются под одним видом - «капуста огородная». Как вы думаете почему? (Потому что она растёт на огороде.)

: Ой, какие молодцы! Ребята, а вы знаете, (сорта) виды капусты? ( Я вас познакомлю: Кочанная (белокочанная и краснокочанная, цветная, брокколи, пекинская капуста, китайская капуста, брюссельская капуста, савойская капуста, кольраби. (см. иллюстрации)

3. Вос-ль: Испокон веку картошка да квашеная капуста - первое блюдо у русского человека.

- Ребята, а какие блюда можно приготовить из капусты? (ответы детей) (капуста стала основой русских национальных блюд: квашеная кислая капуста, пироги с капустой, голубцы. А щи подавали не только в простых избах, но и в царских палатах).

4. В-ль: Капусту люди уважают,

Её за обе щёки уплетают.

С ней делают салаты, супы и голубцы…

Едите вы капусту? Тогда вы молодцы!

Вос-ль: Но ведь чтобы что-то приготовить из капусты, её надо было порубить.

Посмотрите, ребята, какую капусту я вырастила. Белую, сладкую! Весной посадила, все лето ухаживала. Урожай нынче хороший. Ребята, а как можно сохранить такой большой урожай капусты на всю зиму, чтобы она осталась и вкусной и полезной. Правильно, люди придумали её солить – квасить.

-Ребята, раньше в деревнях капусты сажали очень много, и начинали её собирать после первых осенних заморозков. Недаром говорится, что «Капуста последняя из огорода уходит». Все жители деревни помогали друг другу, собирались целыми семьями ходили из одного двора в другой пока последнюю капусту не срубят. В старые времена для рубки капусты в каждом доме имелось особое корыто, оно выдалбливалось из толстого бревна липы или дуба (показ корыта) и специальная тяпка - сечка. В помещичьих (богатых) домах корыта были очень длинные, и при рубке капусты возле такого корыта помещалось от 10 до 14 женщин. В бедных домах не было тяпок, рубили топором.

-На столе у меня корыто и сечка (воспитатель показывает детям).

Вот я возьму сечку и разрежу капусту, как ножом, посеку ее на кусочки.

Давайте попробуем капусту.

Какая капуста на вкус? - Ответы детей

Для засолки капусты нам еще понадобится морковка и соль.

А хотите я вас научу капусту солить. - Ответы детей

Тогда приготовьте руки и повторяйте за мной

5. Проводится гимнастика для пальчиков "Заготавливаем капусту"

Руками имитируем соответствующие действия:

- Мы капусту рубим! (2 раза) - прямыми, напряженными ладонями

имитируем движения топора: вверх-вниз.

- Мы капусту режем! (2 раза) - энергичные движения прями ладонями

вперед-назад.

- Мы капусту солим! (2 раза) - пальцы собраны "щепотью", "солим

капусту".

- Мы капусту жмем! (2 раза) - энергично сжимаем пальцы в кулаки то

одновременно на двух руках, то поочередно.

- Мы морковку трём! (2 раза) - пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки.

--Все перемешаем( (2 раза)

- В банки закатаем! (2 раза)

- И в подвалы ставим! (2 раза)

- Хороша капустка ням-ням-ням!

Вос-ль: -Теперь она должна постоять просолиться, закваситься.

-Ребята, а хотите попробовать квашеную капусту, я вчера засолила?

-Какая капуста на вкус? Ответы детей (хрустящая, сладкая, сочная, вкусная, кислая, т. д.).

6. Вос-ль: Вот так же дружно собирали урожай и в древней Руси. В старые времена существовал обычай по окончании полевых работ и сбора урожая устраивали посиделки.

Вот и я

Сяду рядышком на стульчик

Вместе с вами посижу

Загадаю Вам загадки,

Кто смышлёный погляжу.

Ребята, а загадки вы любите отгадывать

1. Сидит бабка на грядке

Вся в заплатках,

А иголками не сшита (капуста)

2. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я. (капуста).

3. Стоит Ермошка

На одной ножке,

На нем сто одежек,

Не шиты, не кроены,

Все в рубцах. (Капуста.)

Воспитатель : Да, хорошо вы отгадываете загадки. А ну-ка попробуйте отгадать другие загадки – не про капусту, а про те продукты, которые в нее добавляли, когда квасили, чтобы капуста получилась вкусной.

4. За кудрявый хохолок

лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая.

(Морковь)

5. Я красна, я кисла.

На болоте я росла,

Созревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква)

6. Я румяную матрешку

От подруг не оторву.

Подожду пока матрешка

Упадет сама в траву.

(Яблоко)

Воспитатель : Правильно, это морковь, клюква и яблоки. Именно их добавляли в капусту, чтобы она стала не только вкусной, но и красивой.

Ай да ребята молодцы! Как солёны огурцы!

7. Вос-ль: Часто выручала капуста людей во времена голода, потому и сложил народ про неё поговорку «Хлеб да капуста лихого не допустят»,

Кто про капустку пословицы знает, пусть говорит да не зевает.

Пословицы

Дети. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой.

-Ни один рот без капусты не живёт!

-Без капусты щи не густы.

Щи капустою богаты, а солью вкусны.

Хорошая капуста в кочан завьётся, а плохая – в листьях сгниёт.

Капуста любит воду, да хорошую погоду.

«Капуста не пуста, сама лезет в уста»

- Ай да молодцы! Как солёные огурцы!

8. Вос-ль. Я открою вам секрет. Капуста - богатый витаминами овощ. Её надо есть и старым и малым, а также тем, у кого слабое здоровье. Капустный лист и пища и лекарь: снижает жар и помогает снять головную боль. Чтобы сбавить температуру, можно приложить его к голове, посмотрите. Капусту в древности считали лекарственным средством и использовали от бессонницы, при отравлениях, головной боли, заболеваниях желудка.

9. Вос-ль: Недаром говорится - дело мастера боится. Заводите-ка, девицы, хоровод про капусту нашу белокочанную, чтобы и на следующий год она так же хорошо уродилась! Недаром на Руси капусту, называли: «Первой барыней на деревне».

В хоровод скорей вставайте

И капусту завивайте

Хоровод «Капустка».

«Вейся, вейся, капустка»

Вейся, вейся, капустка моя,

Вейся, вейся, белая моя!

Как мне, капустке, не виться,

Белою Вилою не навиться?

Развивайся ты, капустынька,

Развивайся ты, Вилой кочешок.

Вос-ль: Урожай у нас хороший

Будет сыта вся семья!

Отгадать сумей на ощупь

Что в корзинке у меня?

10. Игра "Угадай, что в корзинке?" (корзина накрыта платком, дети на ощупь отгадывают овощи и фрукты связывают с капустой - называют блюдо).

Вос-ль: Осень в этом году знатная – урожаем богатая.

Поспели овощи-фрукты –полезные продукты.

Теперь нужно и о зиме подумать – запасы делать.

Варенье сварить.

Огурцы посолить.

Капустку нарубить.

Собирем наш урожай в корзину.

11. Рисуем натюрморт, нетрадиционной техникой «отпечаток», «Корзина с урожаем».

И вы гости дорогие

Время даром не теряйте

И к работе приступайте.

Вам задание такое украсить к зиме платок с помощью пекинской капусты «отпечатком».

12. Вос-ль: Вот такой добрый семейный праздник «Капустник» был на Руси.

Удачи вам, здоровья, счастья. И капусту засолили, и пели, и плясали, весело играли, урожай собирали.

Осень, осень на порог,

Осень принесла пирог

За ваше терпение, да за ваше веселье.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте В речевом развитии ребенка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного.

Фотоотчёт о совместной деятельности воспитателя с детьми «Знакомство с техникой «зентангл»Фотоотчёт о совместной деятельности воспитателя с детьми «Знакомство с техникой «зентангл» Материал может быть полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям для совместной деятельности со своими детьми.

Фотоотчёт о совместной трудовой деятельности воспитателя с детьми на участке осеньюФотоотчёт о совместной трудовой деятельности воспитателя с детьми на участке осенью Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о совместной.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по ФЭМП «Кто в теремочке живет?» для детей 3–4 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 города Кузнецка. Конспект проведения совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Июль»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Июль» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Март» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Октябрь»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Октябрь» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Сентябрь»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Сентябрь» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект.

Разработка совместной деятельности воспитателя с детьми «Путешествие в сказочную страну» Цель: Развитие связной речи у детей через театрализованную деятельность. Задачи: Образовательные: • Формировать у детей умение сочетать.

Разработка совместной деятельности воспитателя с детьми «Загадки из сундучка» МБДОУ «Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» Разработка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Матрица совместной деятельности воспитателя с детьми на тему «Капустник»
Опубликовано: 25 октября 2019 в 22:40
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД