Конспект занятия по развитию связной речи «За подснежниками в лес»

Светлана Русина
Конспект занятия по развитию связной речи «За подснежниками в лес»

Конспект открытого просмотра на тему:

«За подснежниками в лес…»

(«Формы и методы развития речи детей дошкольного возраста»

Подготовила

старший воспитатель

Русина С. В.

г. Кропоткин

2015 год

Программные задачи: Расширять планетарные знания детей о строении Солнечной системы, закономерность смены времен года.

Обобщить знания о жизни зимующих птиц, особенностях внешнего вида, повадках, условиях обитания.

Развивать связную речь детей. Закреплять умения составлять описательный рассказ, опираясь на карточки – схемы. Использовать в речи образные выражения, эпитеты, сравнения; подбирать прилагательные к заданному существительному.

Упражнять в придумывании сказки от первого лица, эмоционально откликаясь на настроение героя, придумывать новый конец знакомой сказке.

Развивать аналитическое мышление, воображение и творчество.

Воспитывать активность, самостоятельность, отзывчивость.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

В зал входят дети (зал оформлен макетами с временами года, на заднем плане – лес).

Воспитатель: Сегодня не обычный день. На вас пришли посмотреть много гостей: что вы знаете, умеете.

От души старайтесь, да не зазнавайтесь.

А попадем мы с вами в сказку. Отгадайте в какую? Будте внимательны…

Придумала мать дочерям имена

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

1-й ребенок: Приходит Весна – зеленеют леса

И птичьи повсюду звенят голоса.

2-й ребенок: А Лето пришло-все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

3-й ребенок: Нам щедрая Осень приносит плоды

Дают урожаи поля и сады.

4-й ребенок: Зима посыпает снегами поля

Зимой отдыхает и дремлет Земля.

Воспитатель обращает внимание на макет «Земля вращается вокруг солнца».

Вот наша планета Земля. Вокруг чего вращается Земля?

(Земля вращается вокруг Солнца, и вокруг своей оси)

Чтобы совершить полный оборот вокруг Солнца, сколько время необходимо Земле? (1 год)

Что происходит за это время с месяцами, с временами года? (они поочередно сменяют друг друга)

Почему у нас сейчас Зима? (потому что земная ось наклонена от Солнца).

Что происходит, когда наступает лето? (ось Земли наклоняется ближе к Солнцу).

А может сначала пойти снег, а потом пожелтеть листья? (нет, все идет по порядку).

Воспитатель: Все правильно, ребята. У каждого месяца свой характер, своя погода, свои дела и обязанности.

Ну, что вы догадались в какую сказку мы отправимся? (12 месяцев).

Итак, тише, тишина

Сказка к нам идет сама…

Помните начало сказки?

1-й ребенок: В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей.

2-й ребенок: Была зима, январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей снег приходилось отгребать лопатами.

Воспитатель: Люди сидели в домах и топили печки.

Под музыку вбегает мачеха с дочкой.

Дочь: Маманя, я хороша?

Мачеха: Конечно, кровь с молоком. Отборный кусочек. Сама вскармливала.

Дочь: А Настька?

Мачеха: Та одни же косточки, тфу!

Дочь: Маманя, я пригожа? (топает)

Мачеха: Та краше тебя во всем свете не найдешь.

Дочь: А Настька?

Мачеха: Та страшная людина, силы нет (достает газету)

Ой, Марфушечка, гляди че написано сёдни в газете

И бывают же всякие хохмы на свете

Слышь, уж очень кому - то хочется

Зимой поглядеть на природу

Цветы получить, обманув непогоду

Дочь: Какие цветы, выражайся точнее

Чем больше подробностей – шутка смешнее!

Мать: Какие цветы?

Подснежников охапку

В обмен тебе – долларов шапку!

Возможность такую нельзя упускать,

Но где же подснежников этих достать?

С песней «Ой вставала я ранешенько» входит падчерица Настенька.

Дома порядок везде навела

Вымыла, поскребла все до бела

Так уморилась, очень устала.

Мать: Очень устала? Что за дела?

Тут тебе мама заданье нашла!

Мать: Нам с Марфой подснежники очень нужны

Сегодня для нас они очень важны

Дочь: Маманя, гляди она ручками машет.

Мать: В лес отправляйся, я не шучу,

Цветов не притащишь-поколочу!

Настя: Вы смеетесь, зимой не бывает цветов!

Мать: Спорить с тобой я не намерена

Очень ты стала самоуверенна.

Весною, конечно, их легче достать

Только деньжищи боюсь я проспать.

Отправляйся немедленно в лес без обману (достает пустую корзину). А без них на порог ни-ни-ни!

Дочь: И вообще сочтены твои дни! (Уходят)

Настя: Ну какие зимою цветы?

Целый край ледяной пустоты! (Плачет)

Я погибну, я застыну

Загублю я там в лесу

Свою девичью красу!

Воспитатель: Настенька не плачь, мы тебе поможем, правда, ребята?

Настя: Кто вы? Из какой сказки?

Воспитатель: мы из детского сада. Мы столько раз читали твою сказку, и нас всегда возмущала безжалостность твоей мачехи.

Ребята, что двигало поступками мачехи и дочки? Почему они так поступали?

(У них было злое сердце, мачеха не любила Настеньку и т. д.)

За цветами нежными

В лес мы поспешим

Трудно будет нам идти

Снег по лесу стелется,

Все дороги замела

Проказница-метелица.

Настенька: Скачите на помощь лесные лошадки

С вами нам путь окажется гладким!

Таней с лошадками.

Появляются месяцы, располагаются у костра.

Январь:(бросая в огонь хворост)

Гори, гори ярче-

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

Март: Славный мороз, чистота и покой

Ели и сосны укрыты как надо

Ты, молодец, у нас братец старшой

Ты постарался и вправду на славу!

Февраль: Тепло ты укутал пригорки, холмы

Дела твои, правда, достойны хвалы!

Все теперь спит, видит добрые сны

Все доживет до счастливой весны!

Январь: Ударю морозом, раскину снега

Повсюду отправятся иней, пурга

Все заморожу, все успокою

Все одеялом пушистым накрою.

Что за чудо? Ты откуда здесь взялась?

Да не одна. А корзинка зачем? За шишками что ли пришла?

Настя: Не за шишками, и не по своей воли пришла.

Матушка за подснежниками послала

А это мои друзья-помощники.

Январь: Плохи ваши дела. Не время теперь для цветов. Надо Апреля месяца ждать. (Настенька плачет)

Апрель: Братцы, уступите мне на час свое время.

Январь: Что будем делать братцы-месяцы? (шепчутся)

Мы тут посоветовались и решили. Ладно, уступим, но с условием, что выполните все наши задания. Начнем с меня.

Поведайте мне, что вы знаете о зимушке-зиме!

(Воспитатель акцентирует внимание на карточки-схемы для составления рассказа. Дети составляют рассказ 8-10 предложений)

Январь: Хорошие рассказы, молодцы. А теперь твой черед, братец Февраль!

Февраль (с посохом): Мое задание посложнее.

На лесной поляне – одинокий пень стоит. Почему-то он все время грустный и молчит. Я знать хочу, о чем он думает?

Воспитатель: Ребята, представьте, что пень это каждый из вас. Попробуйте рассказать от лица пня: кем он был раньше, почему у него такое настроение, о чем он молчит? (ответы детей)

Февраль: Ну и ну! Справились - таки.

Выходи и ты братец Март!

Март: А мое задание особое – государственной важности. Выберите президента зимующих птиц.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, каким должен быть президент? (красивым, добрым, справедливым, полезным, веселым, ловким, храбрым, смелым и т. д.)

Воспитатель: Посмотрите на дерево, кто прилетел на птичьи выборы? (ворона, воробей, снегирь, дятел, сорока, синица, сова). Как можно назвать их всех? (зимующие птицы)

Президент всегда должен находится на рабочем месте. Все ли кандидаты подходят?

Дети: Нет, не все. Снегирь-кочующая птица, прилетает только зимой.

Сова тоже не может быть президентом, потому, что днем она спит, а ночью охотится.

(Воспитатель переворачивает изображение птиц)

Президент должен быть представительным, с красивым оперением. Все ли птицы подходят?

Опишите окраску. Оперение, сравните с одеждой людей.

Дети: Оперение у вороны и воробья не очень привлекательное.

Сорока нарядная, пестрая птица.

На голове черный платочек, белая блузка, плащик черный, крылья черные с белыми полосками. Хвост длинный, черный с зеленоватым оттеком.

Синица – красивая птица. У неё желтая блузочка с черным галстуком. Темно-зеленый плащик, а на голове темно-синяя шапочка.

Дятел- красивая, нарядная птица. Сюртучок у него черный с белыми и желтыми полосками и крапинами. Рубашка розовая с белым крапинами. На голове у дятла красный беретик.

Воспитатель: президент должен быть хорошим строителем. Как узнать, кто хороший строитель?

Дети: Посмотреть на их гнезда.

У сороки гнездо большое и круглое. Внизу оно глиняное, а сверху сложено из соломы и веток. Устлано гнездо пухом, перьями. От дождя сороки делают навес из веток и сучьев-получается настоящая крыша.

У синицы гнездо из тонких прутиков и сломы. Для тепла синица приносит пух, перья, кусочки ваты. Иногда синицы занимают чужие гнезда.

У дятла большое, глубокое дупло. Вход в дупло круглый, овальный. Гнездо утепляет сухой травой, листьями, перьями, пухом.

Синица не очень хороший строитель, её гнездо не такое прочное и теплое как у сороки и дятла.

Воспитатель: Президент должен быть полезным. Какую пользу приносит сорока, и дятел?

Дети: Сорока уничтожает много гусениц, мошек, комаров. Но она может утащить яйцо из другого гнезда. Это плохо.

Дятел – очень полезная птица Его называют лесным доктором, потому что он выстукивает деревья. Находит жучков. Червячков и поедает их.

Воспитатель: Вот мы и выбрали президента: им стал дятел.

Январь: Ну и последнее испытание:

Ты водица белая

Ты вода студеная

Стань как февральское небо!

Каким оно бывает? (хмурое, мрачное и т. д.)

Март: Ты водица белая

Ты вода студеная

Стань как мартовское солнце!

Каким бывает солнце в марте? (лучистое, теплое)

Апрель: Ты водица белая

Ты вода студеная

Стань как апрельская трава! (молодая, пахучая, изумрудная)

Январь: Ну, что, ребята, заслужили вы зимой подснежники.

Действуй, братец Апрель!

Апрель выходит с солнышком:

Разбегайтесь, ручьи

Растекайтесь лужи

Вылезайте муравьи

После зимней стужи

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник!

Танец подснежников.

Настя: Да как же все это случилось?

Неужто ради меня весна среди зимы наступила? Глазам своим не верю.

Воспитатель: Верь – не верь, а беги скорее подснежники собирать. Не то вернется зима, а у тебя корзинка пустая.

Настя: Бегу, бегу подснежниками убегает)

Воспитатель: Ребята, ваша дружба и знания помогли Настеньке. Плохо только, что мачеха с дочкой её обижают.

Январь: Что это? Настеньку опять в плохие руки отдавать? Не бывать этому (стучит посохом)

Появляются мачеха с дочкой с ведрами.

Мачеха: Прошел слушок, что Настька нашла – таки зимой в лесу подснежники.

Дочь: Маманя. Холодно. Чего ты меня сюда тянешь?

Мачеха: Деньги лишние, что ли? Надо все ведра подснежниками заполнить.

Январь: Вы почему здесь?

Мачеха: Дед, ты кто такой? Не мешай подснежники искать.

Январь: А вы знаете, что я сейчас тут хозяин.

Мачеха: Дед уйди с дороги, не мешай.

Дочь: Мы тут с маманей из-за денежек.

Январь: Братцы - месяцы, зло должно быть наказано. Сейчас я вас жадных таких заморожу!

Мачеха: Ой, не надо страшно.

Воспитатель: Подожди, Мороз. Ребята, давайте научим мачеху с дочкой доброте. Как вы думаете, что они должны сказать Настеньке, когда она вернется?

Дети: Извиниться за то, что обижали. Дать теплую одежду, согреть, потому что Настенька замерзла. Накормить, потому что она изголодалась. Поблагодарить…

Январь: Ну, что будете теперь Настеньку обижать?

Мачеха: Не будем, Морозко, не будем!

Воспитатель: А вот и Настенька.

Появляется Настенька в новой шубке с корзиной подснежников.

Апрель: Ну и красавица же ты! И шубка тебе к лицу и шапочка.

Настя: Матушка, Марфушечка, вот вам подснежники!

Мачеха: Что ты, Настенька, ребята изменили конец сказки. Мы теперь добрые. Мы тебе очень рады. Прости нас.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Час суда» Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какой замечательный солнечный день. В такой день хочется делать что-то хорошее, но для начала давайте.

Конспект игры — занятия с детьми раннего возраста Конспект игры-занятия с детьми раннего возраста «Поможем Петушку» Конспект игры – занятия с детьми раннего возраста «Поможем Петушку» Задачи: 1. Закреплять знания детей о красном, желтом, зеленом, синем.

Конспект занятия Занятие в средней группе ко Дню Победы. Флаг России. Цель: Воспитание патриотизма, уважительного отношения к флагу нашей страны. Воспитание.

Конспект занятия открытого занятия в старшей группе «Чудеса воды» Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: «Чудеса воды» Тема: «Чудеса воды» Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных.

Конспект занятия горизонтального пластического балета «Пластик-шоу» Тема занятия: «Вода» Цель: Привлечение к здоровому образу жизни. Влюбить детей в воду, составляющий и объединяющий элемент мира и человека Задачи: Актуализация.

Конспект занятия по ПДД «Школа дорожного движения» Муниципальное казённое дошкольное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Улыбка» р. п. Екатериновка Конспект Непосредственно.

Конспект занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте. Тема занятия «Звуки [с], [с’]. Буква С» Тема занятия: Звуки С, СЬ. Буква С. 1. Коррекционно-образовательные цели. Закреплять навыки различения и произношения звуков С, СЬ в слогах,.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционного рисования «Одуванчик» Цель: учить детей рисовать, используя метод тычка. Задачи: образовательные: закреплять умение правильно держать кисточку, набирать краску.

Конспект занятия по звукопроизношению. Тема занятия: «Дифференциация звуков Р-Л» Цель: продолжать учить детей различать на слух звуки Р–Л. Задачи: - Закрепление произношения и различения звуков Р-Л; - Образование глаглолов.

Конспект занятия «Семья» Цель: формировать представление о составе семьи. Задачи: 1. Дать представление о том, что такое семья. 2. Учить проявлять заботу к родителям.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной речи «За подснежниками в лес»
Опубликовано: 22 октября 2015 в 14:35
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Вишняковский сквер. Фоторепортаж из серии «Малое краеведение»
Социально-коммуникативное развитие ( в соответствии с ФГОС ДО) предполагает работу по организации образовательного процесса и в направлении краеведения...
Фотоотчет «Что такое доброта?»
13 ноября во многих странах стало доброй традицией праздновать самый душевный и прекрасный праздник- Всемирный день доброты. Дарите людям доброту, Заботу и...
Дидактическая игра для младших дошкольников «Разноцветные матрешки» из поролона
Матрешка – знаменитый и традиционный сувенир, который можно изготовить из разных материалов, в том числе из поролона. Данное дидактическое пособие...
Конспект по математике в подготовительной группе «Число 6 и цифра 6»
Конспект по математике в подготовительной группе Тема: Число 6 и цифра 6. Цель: Создать условие для Закрепления порядкового и количественного счёта в...
Сценарий Новогоднего праздника для детей младшей группы «Это наша елочка — колкая...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 г Кизел, Пермский край Сценарий Новогоднего праздника для детей младшей группы...