Получи документы

Конспект занятия «Звук [М]» для детей с общим недоразвитием речи комбинированной группы

Ольга Короткова
Конспект занятия «Звук [М]» для детей с общим недоразвитием речи комбинированной группы

Конспект образовательной деятельности

по «Речевому развитию» (формирование фонетических средств речи)

для детей с общим недоразвитием речи

комбинированной группы

(5-6 лет)

Тема: «Звук [м]» (закрепление)

Автор:

Короткова Ольга Николаевна,

учитель-логопед,

первая квалификационная категория

Цель: автоматизация звука [м].

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Закреплять навыки произношения звука [м] в словах, предложениях.

Публикация «Конспект занятия „Звук [М]“ для детей с общим недоразвитием речи комбинированной группы» размещена в разделах

2. Развивать умение детей давать характеристику звука.

3. Дифференцировать понятия «гласные» и «согласные звуки».

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Активизировать словарный запас.

2. Развивать умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки; учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

3. Упражнять детей в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

6. Упражнять в согласовании имен существительных с именами числительными.

7. Совершенствовать умение употреблять имена существительные в различных падежах.

8. Развивать внимание, память, логическое мышление.

9. Активизировать пространственные представления.

10. Совершенствовать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, самостоятельность, взаимоуважение, инициативность, навыки сотрудничества.

Оборудование и материалы (приложение) : две куклы, шкатулка, бусы (синего, красного, зеленого цвета, «домик гласных звуков», зеркала и подушечки для каждого ребенка, «фонарики» синего цвета, елка, рукавица Деда Мороза, снежинки с картинками, игрушка Гном, разрезные картинки с изображением елочных шаров, фишки – сердечки.

Методы и приемы:

• Наглядные (показ, демонстрация)

• Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ)

• Игровые (использование «сюрпризных» элементов)

• Практические (занимательные упражнения, динамическая пауза)

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Дети стоят около логопеда

Логопед. - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет очень интересное занятие. Я уверена, что вы будете стараться, у вас все получится.

(Обратить внимание детей на стол, где сидят две куклы)

Логопед. - У нас в гостях две куклы-подружки – Вика и Таня. Подойдём к ним поближе.

(Логопед и дети подходят к столу, на котором сидят две куклы и лежит закрытая шкатулка). (Приложение 1)

Логопед. – Это Вика. (Логопед показывает куклу)

– Это Таня. (Логопед показывает куклу)

– Кто запомнил, как зовут кукол? Кто это? (Это Вика) Кто это? (Это Таня)

– Вика и Таня собираются на новогодний праздник. Какие они нарядные! Не хватает только бус. Давайте им их подарим.

(Логопед открывает шкатулку и показывает бусы)

Логопед. – В шкатулке есть бусы разного цвета. Назовите, какого они цвета (синего, красного, зелёного)

– Какие бусы подарим кукле, если её имя начинается с твёрдого согласного звука?

Воспитанники. – Синие бусы.

Логопед. – Какие бусы подарим кукле, если её имя начинается с мягкого согласного звука?

Воспитанники. – Зелёные бусы.

(Логопед достает и показывает детям синие бусы.)

Логопед. – Это чьи бусы?

Воспитанники. – Это Танины бусы.

Логопед. – Олеся, надень Тане бусы.

(Олеся надевает Тане синие бусы)

(Логопед достает и показывает детям зеленые бусы)

Логопед. – А это чьи бусы?

Воспитанники. – Это Викины бусы.

Логопед. – Правильно. Богдан, надень Вике бусы.

(Богдан надевает Вике зеленые бусы)

Логопед. – Куклы наши нарядились, преобразились и стали какие?

Воспитанники. – Нарядные, красивые, весёлые, счастливые, радостные…

Логопед. – Теперь все в порядке. Вика и Таня готовы к празднику.

Логопед. – Скажите мне, какие ещё есть звуки в русском языке, кроме согласных звуков?

Воспитанники. – Гласные.

(Логопед выставляет «домик гласных звуков»). (Приложение 2)

Логопед. – Рома, назови гласные звуки.

Рома. – [а], [о], [у], [ы], [э], [и]

Логопед. – Назовём их все вместе - [а], [о], [у], [ы], [э], [и]

II. Основная часть.

1. Выделение звука из конца слова.

Логопед. – А теперь садитесь за столы. Сядьте правильно, удобно. Будьте внимательны.

Послушайте и отгадайте загадку.

Стены, крыша, дверь, замок –

Всё знакомо нам, дружок.

Вечером к нему идём,

Ждёт меня мой милый…

Воспитанники. – Дом.

(Логопед выставляет картинку, на которой изображен дом)

Логопед. – Назовите последний звук в слове дом.

Воспитанники. – Последний звук [м].

Логопед. – Правильно. Звук [м] будет сегодня главным на нашем занятии. Возьмите зеркала.

(Дети берут в руки зеркала, которые лежат на их столах.)

Логопед. – Давайте произнесём звук [м] вместе.

(Логопед и дети произносят звук [м])

Логопед. – Когда мы произносим звук [м], что происходит с губками?

Воспитанники. – Губки смыкаются, соединяются.

(Групповое и индивидуальное произнесение звука)

Логопед. – Положите зеркала на стол.

Звук [м] согласный или гласный?

Воспитанники. – Звук [м] согласный.

Логопед. – А как мы его произносим? Твердо или мягко?

Воспитанники. – Твердо.

Логопед. – Значит звук [м] какой?

Воспитанники. – Твердый.

Логопед. – Каким цветом обозначаем твердый согласный звук?

Воспитанники. – Синим цветом.

Логопед. – Звук [м] звонкий или глухой?

Воспитанники. – Звонкий.

(При наличии ошибок у детей используется тактильно-вибрационный контроль).

2. Выделение звука [м] из ряда слогов. (Приложение 3)

Логопед. – Поиграем в игру «Включи фонарик». Она требует вашего внимания. Если услышите звук [м], поднимите синий фонарик. Возьмите фонарики в руки.

АМ – ИП – ОК – УМ – ЭМ – УТ – ИХ – ОМ – ЫК – АМ

Логопед. - Молодцы. Все справились. Положите фонарики на край стола.

3. Активизация словаря признаков.

Логопед. - Скоро, скоро Новый год,

И нас ёлка с вами ждёт.

У нас тоже есть ёлочка. Подойдите к ёлочке.

(Дети встают полукругом у стола, на котором стоит ненаряженная ёлочка).

Логопед. – Встаньте так, чтобы не мешать друг другу. Посмотрите, под ёлкой что-то лежит.

(Логопед достаёт рукавицу Деда Мороза, в которой лежат снежинки с картинками). (Приложение 4)

– Это, наверное, Дед Мороз обронил, пока обходил свои владения. В рукавице что-то есть. Посмотрим?

(Логопед достаёт из рукавицы снежинки).

Логопед. – Здесь снежинки. Какие бывают снежинки?

Воспитанники. – Лёгкие, резные, пушистые, маленькие, красивые, холодные, серебристые, белые.

4. Выделение звука [м] из слов. Игра «Снежинки»

Логопед. – Давайте поможем Деду Морозу украсить ёлку снежинками. Снежинки необычные, на них картинки. Нам нужны только те картинки, в названиях которых слышим звук [м].

Первой картинку выберет девочка.

Логопед. – Олеся, какую картинку ты выбрала?

Олеся. – Я выберу дом.

Логопед. – Олеся, куда бы ты хотела ее повесить?

Олеся. – Сюда.

Логопед. – Объясни, где это вверху или внизу?

Олеся. – Вверху.

Логопед. – Богдан, какую картинку выбрал ты?

Богдан. – Я выбрал малину.

Логопед. – Найди место для своей картинки.

(Каждый ребёнок выбирает и вешает на ёлку снежинку с картинкой).

(Логопед обращает внимание детей на оставшиеся снежинки)

Логопед. – А эти картинки мы будем использовать?

Воспитанники. – Нет.

Логопед. – Почему?

Воспитанники. – Потому что в их названиях нет звука [м].

Логопед. – Эти снежинки мы оставим под ёлкой для красоты.

(Логопед переворачивает снежинки картинками вниз)

Логопед. – Какая теперь стала ёлочка?

Воспитанники. – Нарядная, красивая, новогодняя, праздничная, яркая…

5. Практическое использование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Логопед. – Очень хочется назвать нашу елку ласково.

Воспитанники. – Ёлочка.

Логопед. – А иголки у ёлки как ласково назовём?

Воспитанники. – Иголочки.

Логопед. – А ветки?

Воспитанники. – Веточки.

Логопед. – Представьте, что вы оказались в лесу, где растут только ёлки. Как такой лес называется?

Воспитанники. – Ельник. Еловый лес.

Динамическая пауза

Логопед. – Ёлка, ёлка, ёлочка,

Колкая иголочка.

Возле ёлки в Новый год

Водим, водим хоровод.

Логопед. – Встаньте вокруг ёлочки, возьмитесь за руки. Повернитесь направо.

Ёлочка – красавица (Идут вокруг ёлки,

Детям очень нравится. держась за руки)

Вот она какая – (Показывают на елку)

Стройная, большая. (Тянемся за руками вверх, потом

разводим их в стороны)

Ватный снег внизу лежит (Присели, ладошки на полу)

Наверху звезда блестит (Встали. Показываем руками)

А на ветках шарики (Показывают руками шары)

Пёстрые фонарики. (Показывают «фонарики»)

6. Работа с предложением.

Логопед. – Сядьте на подушечки. Если вы ещё отгадаете одну загадку, то узнаете любимое слово Тани и Вики. (Логопед и дети садятся на подушечки около елки)

К нам всегда стучится в дом

В Новый год весёлый …

Воспитанники. – Гном.

Логопед. – Правильно.

(Логопед достаёт из-под ёлки гнома)

Логопед. – Сейчас я буду начинать предложения, а вы будете добавлять слово гном так, чтобы предложение стало понятным.

Логопед. – Это весёлый…

Воспитанники. – Гном.

Логопед. – Дома нет весёлого…

Воспитанники. – Гнома.

Логопед. - Давайте найдём весёлого…

Воспитанники. – Гнома.

Логопед. – Мы дадим конфету весёлому …

Воспитанники. – Гному.

Логопед. – Я любуюсь весёлым …

Воспитанники. – Гномом.

Логопед. – Мы вспомним о весёлом …

Воспитанники. – Гноме.

7. Согласование имен существительных с именами числительными.

Логопед. –Молодцы. Нам этот гном давно знаком, но с ним ещё есть гномы. Где же они? А вот под ёлкой.

(Логопед достаёт из-под ёлки карточку, на которой изображены пять гномов). (Приложение 5)

Логопед. – Сколько их здесь, давайте посчитаем.

(Дети вместе с логопедом считают гномов)

Один гном, два гнома, три гнома, четыре гнома, пять (логопед делает паузу).

Воспитанники. – Гномов.

Логопед. – А кто может посчитать сам?

(Далее дети пересчитают гномов индивидуально)

8. Работа с разрезной картинкой.

Логопед. – Наш гном неосторожен был

И несколько шаров разбил.

Расстроился весёлый гном,

Детей зовёт на помощь он.

Давайте поможем гному, соберём шары, и он украсит ими свой дом.

(Логопед берет гнома с собой. Дети садятся за столы)

Логопед. – А шары были вот такие.

(Показ образцов). (Приложение 6)

Логопед. – На ваших подносах лежат части шаров. Собирайте шары вдвоём, помогайте друг другу.

(Дети собирают шары).

Логопед. – Молодцы. Все шары собраны. Гном очень доволен.

9. Закрепление звука [м] в коротком стихотворении.

Логопед. – Давайте вместе с ним порадуемся. Расскажем о нём стишок.

Бом – бом – бом, бом – бом – бом.

Гном идёт в свой новый дом.

(Вместе с логопедом дети проговаривают стихотворение и прохлопывают ритм.)

10. Игра «Соревнование».

Логопед. – Внимание, внимание! Игра «Соревнование». Кто больше назовёт слов со звуком [м]? Каждое правильно названное слово мы будем обозначать фишкой. Победит тот, кто наберет больше всех фишек.

(Проведение игры. В конце - подсчет фишек. Выявление победителя. Поощрение его аплодисментами)

III. Итог.

Логопед. – Вы все молодцы, так хорошо играли и, конечно же, запомнили, какой звук был сегодня главным.

Логопед. – Дома подберите еще слова, в которых слышится звук [м].

(Далее логопед предлагает детям рассказать, что их особенно заинтересовало на занятии, какие были трудности, оценивает работу каждого из детей).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект игры-путешествия по лексической теме «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Цель: Обогащение словаря детей на тему «Посуда». Задачи: 1) коррекционно-образовательные задачи: - Развивать связную речь при составлении.

Интегрированное занятие для детей с общим недоразвитием речи «Здоровье — большое богатство человека» Интегрированное занятие для детей с общим недоразвитием речи. Тема: «Здоровье – большое богатство человека» Цель: Воспитывать у детей.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему «Звук [Г] и буква Г» Коррекционно-образовательные цели. 1. Закрепить знание детей о звуках: гласных, согласных. 2. Познакомить со звуком и буквой «Г». 3. Упражнять.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в нетрадиционной технике Конспект НОД по рисованию в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в нетрадиционной технике: «Традесканция» с использованием.

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной группы «Транспорт» Логопедическая тема: работа над слоговой структурой слова. Лексическая тема: «Транспорт» Цели: Коррекционно-образовательные цели: • Активизировать.

Конспект занятия по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи в старшей группе «Дикие животные» Тема занятия: Дикие животные. Цель: систематизация и уточнение знаний детей о диких животных. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании.

Методическая разработка программы «Умелые пальчики» для детей с общим недоразвитием речи 5–6 лет 1. Пояснительная записка Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь и пищу, защищали,.

План-конспект занятия по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи Программное содержание: • Коррекционно-образовательные задачи: расширение и конкретизация представлений о домашних животных. Совершенствование.

Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное.

НОД «Зимние развлечения» в средней группе для детей с общим недоразвитием речи Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в средней.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Звук [М]» для детей с общим недоразвитием речи комбинированной группы
Опубликовано: 30 апреля 2018 в 19:28
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД