Папки-передвижки

Конспект занятия «Башкортостан — земля сокровищ» (2 фото)

Татьяна Пашнина
Конспект занятия «Башкортостан — земля сокровищ»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели занятия :

1. Формировать знания детей о символике Республики Башкортостан, истории башкирского народа : место проживанием на Урале, национальными костюмами, особенностями жилища.

2. Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей.

3. Воспитывать любовь к малой Родине - уральскому краю, уважение к культурным традициям других народов (башкир).

Место проведения занятия :

Краеведческий музей в МУДО «ООЦ «Горный ручеек».

Зрительный ряд:

Публикация «Конспект занятия „Башкортостан — земля сокровищ“» размещена в разделах

Карта России и Южного Урала, включающая Челябинскую область и Республику Башкортостан. Флаг, герб России и Башкортостана. Башкирские национальные костюмы, макет юрты.

Литературный ряд:

Стихотворение Хая Мухамедьярова «Я славлю жизнь», башкирская легенда «Происхождение башкир».

Музыкальный ряд:

Гимн Башкортостана. Башкирская мелодия «Сал Урал» («Седой Урал»).

Обогащение словаря:

Республика Башкортостан, башкиры, юрта.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о правилах посещения музея, дать понятие «краеведческий музей».

Домашнее задание:

1. Разучить с воспитателем п / и «Юрта».

2. Сделать в группе макет летней башкирской деревни (см. программу «Наш дом - Южный Урал», стр 118, 175).

Ход занятия:

Педагог: - Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живем? (Россия). Кто знает как называется то место России, где мы с вами живем? (Ответы детей. Показать Урал на карте России). И мы с вами живем на юге этого края - на Южном Урале.

Я славлю жизнь.

Какое солнце всходит над горами,

Как хорошо и радостно в душе!

Я день встречаю звонкими словами:

Цвети, земля, цвети и хорошей.

Горжусь безмерно я моей землёю,

Где привелось трудиться и творить,

Где каждый честный может стать героем,

Где каждый может подвиг совершить. Хай Мухамедьяров.

Наш родной город Магнитогорск, откуда мы приехали, находится в Челябинской области. Соседствует с нашей областью Республика Башкортостан (показать на карте).

Республика Башкортостан, также, как и Челябинская область, расположена на Южном Урале, на границе двух частей света — Европы и Азии. На территории Башкортостана имеются и высокие Уральские горы, и дремучие таёжные леса, и обширные степи. Здесь очень много рек и озёр. В Башкортостане всего 21 город. Некоторые из них Ишимбай, Салават, Октябрьский, Туймазы, Учалы, Сибай и другие были построены в прошлом (ХХ) веке. А некоторые города (Уфа) имеют многовековую историю.

В календаре Башкортостана есть день, который дорог всем его жителям: 11 октября 1990 года республика была провозглашена суверенной и стала называться Республикой Башкортостан. День 11 октября является праздничным и ежегодно отмечается по всей республике.

Символика Башкортостана.

Государственный флаг республики представляет собой прямоугольное полотно, которое состоит из трёх полос синего, белого и зелёного цветов. Внутри белой полосы - золотой круг с обозначением семи лепестков цветка курая, национального музыкального инструмента башкирского народа. Синий цвет означает ясное небо, белый цвет воздух, зелёный землю, свободу, вечность жизни. Одновременно они же означают чистоту помыслов, миролюбие. Цветок курая является знаком дружбы, семь его лепестков подразумевают семь племён, положивших начало единению народов древнего Башкортостана. Государственный флаг устанавливается на всех зданиях республиканской власти и управления.

А Герб республики можно увидеть на печатях, бланках деловых бумаг. Он представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей в круге с национальным орнаментом. Ниже также изображено соцветие курая и лента, окрашенная в цвета государственного флага.

Гимн — это торжественная мелодия. Он обычно исполняется при открытии и закрытии торжественных собраний, посвящённых праздничным дням республики, в начале утренних передач Башкирского радио, при поднятии Государственного флага и при проведении различных торжественных мероприятий государственного уровня.

Из прошлого Башкортостана.

Башкиры жили на Южном Урале ещё 10 веков назад. Откуда же пошло название этого народа?

Существует такая легенда. «В давние времена предки башкир кочевали с одного места на другое. У них были целые табуны скота. Кроме того, они занимались охотой. Однажды, в поисках лучших пастбищ, откочевали они с прежних мест. Долго шли они и вдруг встретили волчью стаю. Волчий вожак отделился от стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Долго шли люди за волком, пока не дошли до благодатной земли, богатой реками, лугами, лесами, полными зверьем. А ослепительно дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до этого места, волк остановился. И решили люди: «Нам не найти земли прекрасней этой. Остановимся мы здесь и будем жить всегда». И стали люди жить на этой богатой земле, поставили юрты, стали заниматься охотой, рыболовством, разводить скот. И народ тот стали называть себя «башкорттар», то есть людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка звали «корт», Башкорт - значит «главный волк». Вот откуда произошел народ башкортов».

- Ребята, каждый народ имеет свой родной язык. А какой родной язык башкир? (Башкирский). Отличия у народов также были и в национальных костюмах. По национальному костюму раньше и определяли, к какому народу принадлежит человек. Давайте рассмотрим башкирский национальный костюм (рассказ сопровождается показом).

Одежда была летней и зимней. Летом мужчины носили халаты или обшитый позументом безрукавный камзол. Основной мужской теплой одеждой были чекмень и шуба, которые обязательно подпоясывались. Мужчины утепляли и украшали свои головы разной формы тюбетейками, стегаными шапками, иногда отороченными мехом, катаными шляпами. Меховые шапки обычно надевались поверх тюбетеек.

Праздничные и свадебные халаты, в первую очередь женские, выглядели очень декоративно. Они украшались с использованием разной техники: вышивкой, аппликацией цветным сукном, нашитыми монетами, медальонами, подвесками, кораллами, бисером. Женский костюм украшали большие прямоугольные нагрудники, зашитые рядами монет и кораллов. Более скромными были и другие украшения: «воротники» из монет, нашитых на полукруг ткани. Женскими головными уборами были обычные платки и шали, а также белые покрывала, разнообразные виды колпачков, украшенные монетками и стеклярусом.

Самой доступной, а, следовательно, распространенной обувью были лыковые лапти. Их надевали с портянками, вязанными или суконными чулками. Кожаные башмаки (кункалуш, башмак) были доступны состоятельным башкирам.

У башкирского народа жилище делилось на летнее и зимнее. Это срубы - срубные избушки с очагом для приготовления пищи и печью-камином для обогрева жилища. В холодное время года башкиры жили в утепленных юртах или шалашах-чумах. Это были конической или шаровидной формы жилища, крытые шкурами, корой, войлоком. На юрту накладывались два-три слоя войлока, набрасывался снег. Внутри такого жилища устанавливалась глинобитная печь, дым из которой выходил наружу через верхнее отверстие в юрте. Летом жили в легких, неутепленных юртах (рассказ сопровождается показом).

Свободное рассматривание экспонатов.

Конспект занятия «Башкортостан — земля сокровищ»
Фото «Башкортостан — земля сокровищ»
Публикации по теме:

Конспект занятия «Салават Юлаев — национальный герой Республики Башкортостан» Тема: «Салават Юлаев национальный герой Республики Башкортостан» Образовательные задачи: • расширять представления детей о городе Уфа,.

Конспект открытого занятия «Земля — наш общий дом» Конспект занятия «Земля – наш общий дом». Интеграция образовательных областей: 1. Познание. 2. Коммуникация. 3. Художественная литература.

Конспект занятия по ФЭМП «В поисках сокровищ» Тема по ФЭМП : «В поисках сокровищ» Цели: 1) Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5, закреплять.

Конспект занятия «Земля-наш общий дом» для подготовительной группыКонспект занятия «Земля-наш общий дом» для подготовительной группы Цель: Показать, что планета Земля, человек, природа - это единое целое. Задачи: Образовательные: расширение представления детей о том, что.

Конспект занятия «Остров сокровищ»Конспект занятия «Остров сокровищ» Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Поиск сокровищ». Задачи: Коррекционно-образовательные: • закреплять.

Конспект занятия «Тамань-полуостров сокровищ» для детей 10–17 лет с ОВЗКонспект занятия «Тамань-полуостров сокровищ» для детей 10–17 лет с ОВЗ Цель занятия: дать сведения о Тамани, ее природных богатствах. Задачи: 1. Привлечь внимание к Таманскому полуострову. Повышать уровень.

Конспект занятия в подготовительной группе «В поисках сокровищ»Конспект занятия в подготовительной группе «В поисках сокровищ» Конспект занятия в подготовительной группе "В поисках сокровищ".Цель: создавать условия для формирования предпосылок учебной деятельности.

Конспект занятия «Земля — живая планета». Цель. Уточнить представления о Солнечной системе. Сформировать элементарное представление о силе притяжения (на основе опытов). Рассказать.

Конспект занятия по развитию логико-математического мышления «В поисках сокровищ» детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию логико-математического мышления «В поисках сокровищ» детей старшего дошкольного возраста Методическая разработкаКонспект занятия по развитию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста на тему: «В поисках.

Конспект занятия «Земля — наш дом! Дерево в жизни человека»Конспект занятия «Земля — наш дом! Дерево в жизни человека» Цель: Углублять и совершенствовать знания детей о Земле и о природе. Задачи: - закреплять знания о Земле; - о значении деревьев в жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Башкортостан — земля сокровищ»
Опубликовано: 8 сентября 2022 в 10:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Башкортостан — земля сокровищ»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Пашнина (УИ 1029227) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД