Беленкова Ирина
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) «Как наши животные живут зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Жизнь диких животных зимой»
Цель: формирование знаний о жизни диких животных зимой.
Образовательная: познакомить и обобщить знания детей о жизни диких животных зимой; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях;
формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.
Развивающая: развивать внимание, мышление, память,
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) „Как наши животные живут зимой“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: иллюстрации - медведь, лиса. заяц, лось, белка; магнитофон, презентация, трафареты-заготовки животных, ножницы, цветные карандаши, листы бумаги, снежинки – бумажные (большие и маленькие) и пластмассовые.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, вы хотели бы побывать в зимнем лесу? А на чем мы с вами сможем отправиться в лес зимой?
Дети: машина, автобус, лыжи, санки, снегоход и т. д.
Воспитатель: А давайте отправимся в лес на санках! (Дети встают парами, имитируя движения езды на санках).
Слайд 2
Воспитатель: Ну вот мы с вами и приехали! Но прежде чем войти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу. Если я буду говорить правильно, то вы будете хлопать, а если неверно, то топать. Слушайте внимательно:
В лес бери с собой топор, можешь там разжечь костер.
Пойте, кричите, аукайте, громкой песней лес баюкайте.
Птиц, зверушек и ужей из леса надо гнать взашей.
В лесу громко не разговаривай.
Птиц домой не забирай.
Ходи в лесу осторожно, веток не ломай.
Воспитатель: Молодцы, вы не ошиблись, хорошо знаете, как нужно вести себя на природе и поэтому мы смело можем прогуляться по зимнему лесу.
Ой, а ко мне на ладошку села красивая снежинка. К кому она попадет в руки, тот должен назвать первый зимний месяц. (любое слово о зиме).
Дети: декабрь (лыжи, снег, метель, сосулька, снеговик, санки, мороз и т. д.)
Слайд 3
Воспитатель: Декабрь- это начало зимы. Выпадает снег, наступают морозы, на речке и озере всё сковывает льдом.
Воспитатель: К кому она попадет в руки, тот должен назвать второй зимний месяц.
Дети: январь.
Слайд 4
Воспитатель : Январь - середина зимы, в этом месяце самые сильные морозы.
Какой третий, последний месяц зимы?
Дети: февраль.
Слайд 5
Воспитатель: В феврале дуют очень сильные ветра, много метелей и вьюг, но иногда уже начинает немножко пригревать солнышко. Да, ребята, зимой, очень холодно. И не только нам - людям, но и животным – холодно и голодно. Сегодня мы с вами узнаем, как некоторые животные зимуют, чем они питаются, а кто из них ещё и спит зимой. Отгадайте загадку.
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мед,
Лапу зиму всю сосет.
Может громко зареветь,
А зовут его….(Медведь)
Дети: Медведь.
Слайд 6
Воспитатель: А что вы знаете о медведе? (ответы детей).
Какой он? (большой, мохнатый и т. д.)
- Все медведи осенью занимаются подземным строительством, медведи знают все секреты строительного мастерства.
Как только начинают лить проливные дожди, и холодает, молодые медведи отыскивают яму под поваленным деревом, сгребают туда листья, выстилают травой, сухим папоротником и устраивают себе берлогу. Медведи очень хорошо знают, какая будет зима, холодная или мягкая. Они забираются в берлогу задом наперед, чтобы заделать за собой вход и переждать тяжелое время. Вскоре они погружаются в очень долгий сон, который длится не одну ночь, а все три зимних месяца.
Слайд 7
Воспитатель: Ребята, вы когда- нибудь слышали такое выражение: «Медведь лапу сосёт»? (ответы детей).
- На самом деле со ступней сходит грубая кожа. А молодая кожа нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Он её так согревает!
Зимой медведица рожает 2-3 медвежат, они маленькие, примерно с мою ладошку. Она очень заботливая мама. Кормит их медведица своим молоком, чистит их шерсть, а потом все они засыпают.
Слайд 8
Воспитатель: Какие животные ещё впадают в спячку зимой?
Дети: Ёж, Барсук, бурундук, сурок, суслик.
Игра «Четвёртый лишний».
Исключите из перечисленных четырёх слов то, которое считаете лишним.
Медведь, волк, лиса, заяц (Медведь единственный впадает в спячку)
Волк, лиса, лось, лосёнок (Лосёнок – детёныш, все остальные – взрослые)
Кошка, медведь, заяц, белка (Кошка – домашнее животное, все остальные – дикие)
Слайд 9
Воспитатель: Следующая загадка.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц)
Дети: Заяц.
Слайд 10
Воспитатель: Какого цвета шубка зайца для зимы? (белого). А летом? (серого). Шубки некоторых животных меняется из- за того, что они линяют. К зиме у них вырастает подшёрсток, меняется окраска. Линька у животных происходит осенью и весной.
Белая шубка зимой, помогает зайцу спасаться от врагов. А что вы знаете о зайцах? (ответы детей). А какой он? (длинные ушки, белая шёрстка).
Зайчик очень умный и хитрый. Просто так под кустик не спрячется - сначала петлять по снегу начнет, чтобы свои следы запутать.
Слайд 11
Днем опасно зайцу бегать по лесу - он сидит в норе - прячется от всех. А к вечеру выходит из своего укрытия поесть да побегать вволю. Ест заяц зимой ветки деревьев, кору молодых березок и ив. Очень любит заяц горькую кору молодых осинок. Зубы у зайцев очень острые - как ножницы. Зайцы – травоядные животные.
- А чем же питаются зайцы? (Ответы детей).
Про зайца говорят, что он очень внимательный, наблюдательный и шустрый. Он очень быстро убегает от своих врагов. Его сложно догнать.
Воспитатель: Следующая загадка.
За деревьями, кустами,
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала –
Нет ни дыма, ни пожара.
- Что за зверь? (лиса)
Дети: Лиса.
Слайд 12
Воспитатель: А что вы знаете о лисе? (ответы детей)
А посмотрите- какая она? (рыжая, длинный пушистый хвост, носик длинный вытянутый).
Лиса зимует в норе. Зимние холода она переносит хорошо. Уже к концу осени у нее полностью меняется мех на зимний, более густой. Питается лиса в зимнее время мелкими грызунами, а также более крупными животными, если повезет. Нередко пищей становится домашняя и дикая птица, а также зайцы. Именно зимой они ищут себе место для будущего потомства, которое потом хорошо охраняют.
- Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается и хватает острыми зубами. Под снегом она чувствует, где пробежала мышь или другой мелкий грызун, ловит зайцев. По запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Этот «танец» называется –мышкование.
Слайд 13
За один день лиса ловит около 40 мышей! Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Ну а если не довелось поймать добычу, лиса идёт в ближайшую деревню и ворует кур. Лиса –хищное животное.
Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить, как называются животные наших лесов и их детёныши.
Игра «Назови семью»
Слайд 14
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Следующая загадка.
Хожу в пушистой шубке
Живу в густом лесу
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу… (белка)
Дети: Белка.
Слайд 15
Воспитатель: Обратите внимание – белка летом рыжая, а к зиме становится серой.
Слайд 16
Воспитатель: К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое строит белка в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы белки по лесу не бегают, в гнезда прячутся. Белка запасает орехи, самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков насушит за лето. В зоне хвойных лесов кормом ей служат семена ели. Сосны, пихты. Когда шишек нет, то она питается прошлогодними шишками.
Слайд 17
Воспитатель: Волки - хищники коварные и очень опасные и для зверей, и для человека. Волки отлично видят даже в темноте и прекрасно слышат. Зимой волк почти всегда ходит голодный. Волк пробегает очень большие расстояния, чтобы найти себе пропитание. Они охотятся на лосей, зайцев, куропаток, тетеревов. Да, даже на лосей. Если лось стоит, то волк на него не бросается. Но если лось бежит, то волчья стая может его одолеть. Голодные волки зимой нападают даже на собак и на людей. Зимой у волков вырастает толстая теплая зимняя шуба, шерсть становится теплее.
Слайд 18
Живут волки зимой стаями : волк, волчица и их выросшие волчата.
Слайд 19
Воспитатель: Лось - это лесной великан, и еды ему нужно очень много. Зимой лоси живут вместе, обгладывают кору деревьев, растирая ее мощными и крепкими зубами. Очень любят лоси кору молодых осинок. Едят они и побеги молодых сосен, для них эти побеги как лекарство.
Слайд 20
Отдыхают лоси зимой, закопавшись в снег, в снежных ямах. В пургу лоси собираются в стадо и уходят в укромное место, прячутся на земле - забираются под снежную шубу. Сверху на них падает снег, укрывая досей почти с головой. Получается снежное теплое "покрывало".
Слайд 21
Воспитатель: В лесах животных подкармливают лесники. Они ставят кормушки для животных и кладут в них сено, соль. Подкармливают и других животных. Для зайцев ещё летом запасают веники с молодыми листьями, сушёные веточки малины.
Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время. Наденем зверям шубки каждому свою.
Рисование – раскрашивание зверей.
Заключение.
Воспитатель: Вот и подходит к концу интереснейшая прогулка по-зимнему лесу. Что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали? О каких животных в следующий раз вы хотели бы узнать? А сейчас садимся в наши санки и возвращаемся обратно в детский сад! (Дети встают парами, имитируя движения езды на санках).