Лучший педагог года

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию «О жизни и быте донских казаков»

Ирина Щербакова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию «О жизни и быте донских казаков»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

«О жизни и быте Донских казаков».

Цель: Дать знания детям о истории и культуре Донского края.

Задачи: Способствовать приобщению детей к истории и культуре Донского казачества.

Развивать познавательный интерес к истории своего народа; к его культуре и традициям.

Развивать речемыслительную память.

Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию „О жизни и быте донских казаков“» размещена в разделах

Способствовать обогащению словарного запаса детей региональным материалом.

Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ.

Воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям казаков.

Предварительная работа: Посещение библиотеки, музея, разучивание правил игры «Забытые слова». Чтение книг «Славен Дон» М. П. Астапенко, М. А. Шолохова «Нахаленок», заучивание казачьих слов и выражений, стихов, былин, рассказов, знакомство с заповедями казаков, рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков, дидактические игры, презентации, видео и фото материалы, игровая деятельность, ( взаимодействие с родителями: собирание экспонатов для мини-музея., знакомство с музыкальным творчеством донских казаков, казачьих танцев и песен, рассматривание народных костюмов казаков.

Материал: Музыкальная шкатулка, грамота, с исчезнувшими словами пословиц для игры «Дополни слова», карточки с предметами для игры «Забытые слова», холщовые мешочки с буквами.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, посмотрите, какая старинная у меня вещь, как вы думаете, что это?

Ответы детей : Шкатулка.

Воспитатель : Да, это шкатулка, но она не простая, а волшебная в ней много всего. Давайте ее откроем! (Достает письмо и читает стихотворение)

На свете есть у каждого, наверно, любимый уголок земли!

Где жили наши деды, где совершали подвиги они.

Здесь дышится намного легче и свободней,

Любимый наш ты - край Донской!

Казачий край, ты край раздольный!

Гордимся мы твоей судьбой!

Воспитатель : О чем говорится в этом стихотворении?

Ответы детей…

Воспитатель : Да, в этом стихотворении говорится о родном крае, о малой Родине. Для нас малой Родиной считается Донской край. Так называют наш край по имени реки Дон.

Край Донской - жемчужина России. Неоглядные равнины, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой. Донской край - казачий край!

- Много сказочных мест у России

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

- В родной степи шумят поля и реки

Цветут сады, колышется трава

Очаровала ты меня на веки

Моя Донщина – Родина моя.

Воспитатель : Ребята, давайте посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне.

(Звучит казачья песня «Ой, то не вечер» исп. Кубанский хор).

Воспитатель : Казачьи песни слушать – мед ложкой кушать.

Рассказ воспитателя :

Давным-давно, вдоль берега реки Дон стали селиться беглые крепостные люди, которые работали на помещиков от зари до зари, но не могли прокормить свои семьи. Бежали они в степи, где было много дичи, селились на островах, около реки Дон, в которой было много рыбы. Так в старинных грамотах употреблялось название Земля донских казаков, а потом она стала называться - Земля Войска Донского, а вольные люди-казаками. Ребята, что вы знаете о культуре донских казаков?

Воспитатель : А кто такие казаки?

Дети: Казаки – это вольные, смелые люди. Одни были воинами - защищали Родину от захватчиков, другие занимались домашним хозяйством.

Воспитатель : Верно. Они жили на окраине южных границ России.

Главная задача казаков – оберегает границы государства. А что означает слово «казак»?

Дети: Казак означает «защитник», «воин».

Воспитатель : Казак – опора всей России

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь,

Гордятся все, и я горжусь.

Воспитатель : Духом они были смелы, храбры и отважны, характером живы и веселы. А как одевались казаки?

Дети: Одевались они нарядно и красиво.

Воспитатель : А как одевались мужчины казаки?

Дети: Мужчины носили штаны – шаровары, рубахи и кафтаны. На голове носили шапку, на ногах сапоги. Кинжал и сабля вешались на пояс. Носили особенную прическу: головы брили, а наверху оставляли длинный чуб.

Воспитатель : А как одевались казачки?

Дети: Костюм казачки состоял из юбки и кофты. Юбки украшали оборками и кружевом, а кофты тесьмой. Молодые девушки носили косу, а женщины заплетали волосы вокруг головы.

Воспитатель : Совершенно верно. Скажите, ребята, а как назывались дома, в которых жили казаки?

Дети: Курени.

Воспитатель : Что значит – курень?

Дети: Курень – значит «круглый».

Воспитатель : А каким же домашним хозяйством занимались казаки?

Дети: Они ловили рыбу, выращивали сады, виноград, скот, сеяли хлеб, строили дома.

Воспитатель : Но казаки умели не только работать, но и очень любили петь. Песни у казаков, как мы уже слышали – раздольные, как степи.

Вспомните пословицы, которые казаки придумали о песне?

Дети: 1. Казак без песни, что виноградная лоза без гроздьев.

2. На Дону казаку и камень подпевает.

3. На Дону исстари ведется – без запевалы песня не поется.

(Открывает шкатулку и достает книгу)

Воспитатель : Раньше не было книг, все передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни всегда отображали мечты и чаяния вольных казаков о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в казачьем, устном народном творчестве.

Воспитатель : Хорошо. А пословицы о казаках вы знаете? (Да)

Воспитатель : Давайте вспомним их.

Дети: 1. Где казак там и слава.

2. Казак без коня – сирота.

3. По казаку Дон плачет.

Воспитатель : Молодцы! Строго в казачьей среде соблюдались традиции, обычаи:

А вы знаете какие по характеру были казаки?

Дети: 1. Это смелые, ловкие, сильные, решительные люди.

2. Они любят свою Родину и готовые ее защищать.

Игра «Дополни слова». Мы с вами повторили пословицы, сейчас проверим, как вы их запомнили. Логопед достаёт из шкатулки грамоту, в которой исчезли за давностью лет слова, есть начало пословицы, но нет конца. Дети называют исчезнувшие слова.

Казак без коня – как соловей …без чего? (песни).

Казак с конем (когда) - …. и ночью, и днем.

Казачьи песни слушать – что… (мед) ложкой кушать.

Казак без атамана…кто? (сирота).

Ветру – поле, а казаку – …что? (воля).

Не ленись казак с плужком, весной будешь… с чем? (пирожком).

Воспитатель : Главным украшением казака считалось оружие : шашка, копьё, нагайка.

В старину обычно говорили : «Нагайкой владеешь - силу имеешь». У казаков есть такое современное слово «фланкировка»- это когда отрабатывают сложные движения, вращая нагайку. И сейчас я вам покажу несколько элементов фланкировки. (Показ презентации Фланкировка)

В казачьей семье очень строго соблюдались традиции и обычаи. Казакам с детства прививалось уважение к старшим. А какие законы знаете вы?

Дети: 1. Надо быть скромным и честным. Без согласия родителей не решался ни один вопрос.

Дети: 2. К отцу и матери обращались только на «Вы».

Дети: 3. А ещё казачки - хорошие хозяйки. Любили чистоту и порядок, а самое главное, очень вкусно готовили. Казачья еда очень полезная.

Воспитатель : А вы знаете какие - нибудь казачьи блюда?

Дети: 1: В реке водилось много рыбы. Казаки ловили и из неё варили уху, жарили, запекали.

2: Из теста пекли пироги, готовили лапшу, борщ,

3: Варили компот из сухофруктов - узвар называется.

4: Вареники с творогом, картошкой.

Воспитатель : Раз вы такие смелые, ловкие да и поёте хорошо, угощу я вас настоящей казачьей едой, которая и вкусная и полезная, сил прибавляет, настроение повышает. (Преподносит в горшке кислую лапшу. Дети проходят за стол). Только есть, вы будете по-казачьи. Знаете как? Из одного чугунка черпать деревянными ложками по очереди, а кто без очереди, тому ложкой по лбу щелкнем.

Казаки считали, что тот кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но и прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.

Воспитатель : Скажите, пожалуйста, ребята, что брали с собой казаки, уезжая из родного дома на службу? (Землю)

Воспитатель : Правильно. Они хранили ее в небольшом расшитом мешочке и хранили на груди у самого сердца, считая, что она придает им сил в бою. Это не простая земля – это наша родная земля. Это наша – Родина. А кто знает, как называется земля, на которой мы живем? (Донская земля)

Воспитатель : Я родом из Донского края.

На свете нет прекрасней рая.

Простор песков

И хлебных желтых колосков.

А почему возникло такое название? Донская земля?

Дети: Потому что, главная река Ростовской области – Дон.

Воспитатель : Назовите главный город – столицу нашей области?

Дети: Столица Ростовской области – город Ростов – на – Дону.

Воспитатель : Верно. Послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение И. Глаголева и подумайте, о чем он пишет с такой любовью и восхищением.

Ой, да ты широкий и глубокий

Величавый Тихий Дон,

Край казачий, край раздольный,

Низкий мой тебе поклон.

Ты не только тихий, плавный

И широк среди всех рек.

Дон привольный, необъятный, он наш батюшка на век.

О чем говорится в этом стихотворении? (О реке Тихий Дон)

Воспитатель : Давайте, ее найдем на карте. (Показ на слайде).

Что вы знаете об этой реке, какая она?

Дети: Она широкая, большая, полноводная с красивыми берегами, тянется далеко по всей нашей области.

Тихий Дон – колыбель казачества. Донская земля! Почти 500 километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток.

В – ль: Течение Дона медленно и величаво. Дон прекрасен в любое время года, его красотой восхищаются жители Донского края. Народ очень любил свою реку – кормилицу, уважал ее называл по – разному, но всегда ласково.

Воспитатель : Какие названия реки Дон вы слышали?

Дети: Дон – Иванович, Дон – батюшка, Тихий Дон, Дон кормилец.

Воспитатель : А почему люди так почтительно к ней относились?

Дети: Река давала им пищу, заработок, воду, жизнь.

В – ль: Совершенно верно. На Дону очень любили играть, поиграем в игру «Золотые ворота». (Играют)

Ход игры:

Дети, дети все сюда,

Здесь весёлая игра

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся играть.

Правила игры очень просты. Выбирают двух игроков по считалочке:

Катилася торба

С высокого горба.

В этой торбе

Хлеб, соль, пшеница.

С кем будешь делиться?

На кого падает слово «делиться», тот указывает на кого-нибудь из игроков и говорит: «С ним! (или с ней)».

Они отходят немного в сторону и договариваются, кто из них кем будет (солнце – луна, день – ночь, красное – белое, апельсин – яблоко и т. д.). Выбравшие себе роли становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один) :

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Задержанного спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать, и тот встает за спину одного из участников «ворот». Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Игра продолжается до тех пор, пока не останется двое не пойманных играющих, они и станут следующими «воротами». Когда все игроки распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, каната, палки и т. д.

Вот и закончилось наше путешествие. Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами!

О чем мы сегодня говорили?

Что больше всего вам понравилось?

Публикации по теме:

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию «Городские силуэты Севастополя» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра по патриотическому воспитанию «Городские силуэты Севастополя» для детей старшего дошкольного возраста Цель: сформировать у детей умение определять по силуэту городской объект. Задачи: - учить определять по черно-белому контуру памятники,.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Как у нас.

Конспект познавательной беседы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста «О Дне Российского флага»Конспект познавательной беседы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста «О Дне Российского флага» Беседу подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Бальзамова Наталья Григорьевна. Цель беседы:Дать представление.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Россия — Родина моя» Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тема: «Россия – Родина моя» Цель:.

Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» для детей старшего дошкольного возраста Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» Цели: Закрепить знания о своей стране, о истории своего села. Развивать логическое.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» для старшего дошкольного возраста Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 ЯНВАРЬ Беседа «Праздник в моей семье» Цель. Предложить детям рассказать о традициях и обычаях празднования праздника в их семье. Углублять.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 МАРТ Беседа о мамах «Мама – первое слово» Цель. Предложить детям рассказать о том, за что, они любят свою маму, какая она, помочь им понять,.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Часть 2 НОЯБРЬ Беседа «Прокопьевск — прежде и теперь» Цель. Учить детей сравнивать то, как выглядели уголки города, различные предметы в прошлом.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания детей о нашей стране, продолжать формировать представления о том, что наша страна – Россия. Систематизировать знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию «О жизни и быте донских казаков»
Опубликовано: 6 декабря 2020 в 12:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД