Лучший педагог года

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная сила добра»

Учителева
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная сила добра»

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия для детей старшего дошкольного возраста педагога-психолога МБДОУ Детский сад №120 г. Уфы Республики Башкортостан Учителевой Эллы Анатольевны

Актуальность

В дошкольной педагогике и психологии практически нет такого психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки. Сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей.

Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Волшебная сила добра“» размещена в разделах

Народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Народные сказки знакомят детей с историческим прошлым разных народов России, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира, воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Сказка несет идеи, необходимые для формирования духовно-нравственных качеств личности. Из сказок дети узнают о лучших традициях народа : глубокая почтительность и уважение к родителям, старшим по возрасту; любовь; отзывчивость; взаимовыручка; сострадание ближнему; вежливость; ответственность за порученное дело. Сказка воспитывает желание познавать культуру своего народа и других народов России, относиться к ней бережно и с уважением.

Цель: воспитание добрых чувств и доброжелательного отношения к окружающим.

Задачи:

• учить определять эмоциональное состояние человека по его внешним признакам;

• формировать положительную мотивацию на взаимодействие с другими людьми;

• учить осмыслению собственной модели поведения;

• способствовать снятию эмоционально-психического напряжения.

Возраст детей: 5-7 лет.

Методы: компоненты сказкотерапии, игротерапии, изотерапии, мультимедийная презентация.

Ожидаемые результаты: формирование эмпатических, позитивных взаимоотношений в небольших группах, развитие «Я - образа», овладение морально-нравственными общепризнанными нормами поведения.

Структура занятия:

1. Ритуал приветствия.

Упражнение «Волшебные превращения».

2. Вхождение в сказку.

Упражнение «Ручеек».

3. Основная часть.

Чтение сказки «Птичья нога».

Телесно-ориентированное упражнение «Покажи эмоции».

Продолжение сказки.

Анализ сказки.

4. Резюмирование.

Тренинг эмоций «Добро – зло».

5. Возвращение из сказки.

Упражнение «Настроение и цвет» (саморефлексия).

6. Ритуал прощания.

«Доброе слово».

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор; ноутбук; компьютерная презентация сказки; сундучок; птичка (игрушка); бусы; книга- сказка «Птичья нога»; шнур голубого цвета; ленточка или тесьма (50-70 см); прищепки или «липуны»; пиктограммы эмоций (радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие); контурное изображение фигур (девочка и мальчик); по 1 листу бумаги формата А4 для каждого участника; набор цветных карандашей на каждого участника; музыкальное сопровождение: релаксационные, волшебные, спокойные мелодии, звуки леса, ручья, башкирские мелодии (курай, кубыз) разных темпов.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия

«Волшебные превращения» (звучит спокойная мелодия, на экране – пейзаж Южного Урала (Приложение 1).

Дети входят под музыку. Становятся в круг.

Психолог:

- Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются). Я очень рада, что мы сегодня встретились.

- Ребята, а как вы думаете, как можно поприветствовать друг друга без слов? (Дети здороваются невербальным способом).

- Как вы считаете, приветствовать друг друга могут только люди? (Ответы детей).

Правильно, все без исключения, несут в себе свою родную им речь. А теперь, давайте предположим, что мы деревья, и поздороваемся. (Дети приветствуют друг друга как деревья, цветы, птицы).

2. Вхождение в сказку.

- Ребята, я собираюсь пригласить вас в сказочное путешествие. Вам нравятся сказки? (Дети отвечают).

- Посмотрите, сундучок, наверное, волшебный. Любопытно, что в нем? Давайте, посмотрим! Здесь бусы, птичка и «Книга сказок». (Дети оценивают волшебные предметы совместно с психологом).

- Слышите, какая нежная мелодия. Откуда она к нам доносится? Вероятно, это нас сказка приглашает к себе в гости! Вы согласны отправиться в путешествие? В сказке можно оказаться с помощью волшебных слов:

Двери Сказка открывай,

В гости нас скорей встречай!

Раз, два, три!

Вот и в Сказке мы!

(Дети, взявшись за руки, говорят слова).

Упражнение «Ручеек» (аудиозапись с журчанием ручья).

Психолог:

- А теперь надо искупаться в ручейке, чтобы наполниться «волшебной силой». (Дети на носочках идут по «ручью» (голубому шнуру, вслушиваясь в его журчанье и «наполняясь волшебной силой». Пройдя по «ручейку», дети садятся на ковер).

- Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке? (Ответы детей).

3. Основная часть.

Чтение сказки «Птичья нога». (Звучит спокойная башкирская мелодия).

Презентация башкирской народной сказки «Птичья нога» для детей старшего дошкольного возраста.

Давным-давно в одной башкирской семье родилась девочка-красавица. Назвали её Галия. Мать не могла на дочку нарадоваться. Пела ей песни, дарила украшения.

[И отец в дочери души не чаял. Утром он целовал её и отправлялся пасти скот. А вечером возвращался и играл ей на кыл-кубызе. Так они и жили — в счастье и радости.

Но однажды тёмной ночью, когда все спали, забрался в их юрту злой волшебник-дэв. И выкрал дэв маленькую Галию из её колыбели.

Слайд 5.Вырвал дэв из своей бороды волос и дунул на него. Волос тут же превратился в маленькую ядовитую змею. Дэв опустил её в колыбель и снова дунул. Тогда змейка обернулась маленькой девочкой с ужасно уродливым лицом. Дэв вырвал ещё один волос, опять дунул и положил змею на подкидыша. Змея обвилась вокруг шеи и стала красивым зелёным ожерельем — точь-в-точь таким, что мать подарила красавице Галие. А потом злой дэв схватил спящую Галию, и скрылся с ней во тьме.

[]Утром родители проснулись от громкого плача и не узнали свою дочь. Погоревали они, но думали что это их Галия вдруг стала такой. Ведь на ней были материнские бусы.

Девочка выросла страшной уродиной, капризной и жестокой.

Никто из детей не хотел с ней играть — ведь она всех обижала. Принесёт ей мать вкусную еду, а лже-Галия всё на пол швыряет. Хотел раз отец её успокоить и взял свой кыл-кубыз. Уродина к инструменту потянулась, стала смычком по струнам водить. Да ничего у неё не вышло, и разбила она кыл-кубыз об пол.

А по соседству жил мальчик по имени Юмагул. Отец у него умер, и жил он вдвоём с матерью. И частенько доставалось ему от уродины.

Прошли годы. Юмагул вырос и стал красивым юношей, работящим и добрым — настоящей опорой для своей матери. Отправился он как-то в лес за хворостом. Устал и присел на пенёк. Достал юноша из сумы лепёшку, да только собрался голод утолить, как откуда ни возьмись выскочил суслик и сел прямо перед ним. Сидит и смотрит Юмагулу в глаза, будто поесть просит. Пожалел суслика Юмагул и поделился с ним последней лепёшкой.

Долго ещё шёл Юмагул по лесу и заблудился. Вдруг видит на полянке шалаш. Заглянул Юмагул в шалаш — никого нет, только охапка сена лежит. И решил Юмагул отдохнуть немного, пока хозяина нет. Прилёг он на сено да и заснул крепким сном.

А когда открыл глаза, увидел, что над ним склонилась девушка — милая, да пригожая. И уж так она ему приглянулась, что протянул Юмагул к ней руки и говорит:

— Давай с тобой дружить!

А та вдруг в слёзы! Хотел бы Юмагул её утешить, да никак в толк не возьмёт, в чём тут дело. И тогда девушка подняла подол своего платья. Глядит юноша, а нога у красавицы — птичья!

И рассказала девушка, что зовут её Галия и что в детстве её, как и многих других детей, похитил злой волшебник-дэв.

Этот дэв собрался извести род людской, чтобы стать хозяином всех земель. Он варил в своей пещере страшное зелье и поливал им украденных детей, а потом ударял о землю волшебным посохом и превращал бедных детишек в птичек. Но вышло так, что на Галию попало лишь несколько капель зелья. Только одна её нога стала как у птички. Убежала Галия от дэва и с тех пор живёт одна в лесу, потому что боится показаться людям на глаза.

Взял Юмагул девушку за руку и сказал:

— Пойдём со мной, будешь жить среди людей.

Согласилась Галия и пошла с Юмагулом.

Но увидела их уродина и крик подняла:

— Птичья нога! Птичья нога! Гоните её прочь из нашего селения! А не то она принесёт нам беду! Послушались её люди и прогнали Юмагула с Галиёй.

Сидят Юмагул и Галия в лесу, не знают, что теперь делать. Вдруг откуда ни возьмись выскочил перед ними суслик. И говорит он человеческим голосом:

— Знаю я, где живет злой дэв.

Покажу вам дорогу, и вы сможете вернуть Галие человеческую ногу.

Отправились они в путь. Долго шли лесом, пока не пришли к высоченной горе. Вскарабкались на гору и увидели узкую расселину. Взялись Юмагул и Галия за руки и вслед за сусликом вошли в пещеру. Путь смельчакам преградили огромные чёрные деревья с сухими острыми ветвями. Они беспрестанно раскачивались то вправо, то влево,

перекрещиваясь друг с другом, будто огромные ножницы. Стоят перед этими страшными ножницами, и не знают, как проскочить.

Тогда показал им суслик, как это сделать. Смело бросились Юмагул с Галиёй вперёд. Юноша прыгнул, и не задели его страшные деревья. А у Галии зацепилась птичья нога за ветку, и чёрные стволы зажали её. Юмагул схватил длинную палку и вместе с сусликом разжал стволы. И пошли они дальше.

Вошли они в следующее подземелье, а там текла подземная река. И вдруг со всех сторон обрушились на них потоки ледяной воды и начала река быстро подниматься. Карабкаются все трое на стены, но вода настигает их и вот-вот поглотит! Тут суслик А в третьей пещере огонь пылает. Страшный жар грозит уничтожить всё живое. Красные языки ближе и ближе! Тут и пригодилась выпитая сусликом вода. Погасил он пламя и снова маленьким стал.

И вот оказались они в глубоком подземелье, где жил сам дэв! Злой волшебник лежал рядом с котлом и храпел. А в клетках пищали маленькие птички. Пока дэв спал, решили смельчаки выкрасть волшебный посох. Но едва Юмагул коснулся посоха, дэв проснулся. Юноша успел перебросить посох Галие, и она стала карабкаться вверх.

Слайд 21. Дэв схватил Юмагула, но тут суслик бросился на великана и острыми зубами вцепился ему в ногу. Тот взвыл и отпустил юношу. А сам полез на стену за Галиёй. Галия карабкается по каменным ступеням, но дэв всё ближе. Тогда девушка кинула посох Юмагулу. Хотел было дэв поймать посох, да свалился в котёл. Увидел Юмагул, что дэв вымок в своём зелье, и ударил волшебным посохом о землю! Дэв обернулся летучей мышью и со злобным писком улетел.

А Юмагул с Галиёй открыли клетки и выпустили птиц. Потом облили их зельем и с помощью посоха превратили обратно в детей. Тут и птичья нога у Галии опять стала человеческой. Попрощались они с сусликом и домой пошли.

Привели Юмагул и Галия всех детей в селение. То-то было радости!

Телесно-ориентированное упражнение «Покажи эмоции»

- Дети, сейчас мы с вами немного поиграем. (Дети становятся в линию напротив психолога.) Я буду показывать вам схемы с изображением эмоций: радость, злость, грусть, страх, удивление и спокойствие. А вы с помощью различных движений и выражений лица попробуете изобразить эти эмоции. (Например: радость - дети прыгают, улыбаются; злость - топают ногами, хмурят брови, сжимают кулачки; грусть – медленно ходят, опустив голову; спокойствие - не двигаются, стоят или сидят и т. п). Психолог по очереди показывает пиктограммы на «Бусах эмоций» в разном порядке. В завершение упражнения, демонстрируется пиктограмма покоя.

Психолог:

- Ребята, как вы думаете, чем закончилась сказка? (Ответы детей).

А Юмагул подвёл девушку к её родителям:

— Вот ваша настоящая дочь.

Но тут уродина закричала:

— Это я, я настоящая дочь! Ишь, чего удумали! Пошли прочь! Не слушайте её!

У юрты собрался народ. Уродина орёт, а Юмагул сзади подошёл и волшебным посохом её коснулся. И вдруг бусы на уродине превратились в змейку. Родители вскрикнули, а злая уродина упала наземь и чёрной змеёй уползла в степь.

.[/i] Потом, конечно, и свадьба была. Но про свадьбу можно до утра рассказывать.

[/i]Конец.

Анализ сказки (без музыкального сопровождения).

Психолог:

- Ребята, вам понравилась сказка? (Ответы детей).

- Какие чувства вызывает эта сказка?

- Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Какие ситуации вызвали страх?

- Чему мы можем научиться у этой сказки?

(Ответы детей).

Психолог:

- Правильно, сказка учит различать добро и зло, учит справедливости, храбрости, пониманию, что зло всегда наказуемо. Сказка учит не бояться трудностей. И главное, сказка учит тому, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим.

4. Резюмирование.

Тренинг эмоций «Добро — Зло»

Цель: учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.

Дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово означает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем. Водящим можно выбирать детей.

Психолог:

- Добро побеждает зло. Добро – это большая сила. Доброта всегда вознаграждается, а злоба, недовольство - наказываются. Так давайте будем с вами добрее, будем дарить свою доброту другим людям.

5. Возвращение из сказки (тихо звучит волшебная мелодия).

Психолог:

- Ребята, нам пора возвращаться. Закройте глаза… Мы прощаемся со Сказкой и отправляемся в детский сад…(Дети, взявшись за руки, говорят слова).

Двери Сказка нам открой,

Мы прощаемся с тобой!

Раз, два, три!

В детский сад вернулись мы!

- Открываем глаза! Мы все в детском саду.

Упражнение «Настроение и цвет»

Цель: саморефлексия эмоционального состояния.

Детям предлагается бланк с пиктограммами (набор пиктограмм можно изменить, дополнить), «собранными в бусы» и контурное изображение фигуры. (Приложение 2, 3). Задача детей раскрасить «бусинки» таким цветом, с которым у них ассоциируется данная эмоция. Затем детям предлагается раскрасить контурное изображение в тот цвет, который совпадает с их настроением в данный момент.

6. Ритуал прощания. (звучит спокойная релаксационная волшебная мелодия).

Игра «Добрые слова»

Психолог:

- Ребята, давайте все сядем в кружок, поближе друг к другу. (Для создания особой атмосферы рекомендуется сесть на ковер как можно ближе друг к другу).

Психолог первый начинает игру, поворачивается к своему соседу справа и говорит ему какой-то комплимент, что-то приятное:

- «Мне нравится твоя улыбка», «Мне нравится, как ты рисуешь», «Я рада с тобой дружить» и т. д. Ребята, комплименты могут быть самыми разными. (Дети по очереди начинают говорить друг другу комплименты. Тот, кому они адресованы, не забывает поблагодарить, поворачивается к своему соседу слева и передает эстафету добра).

- Ребята, комплименты не должны повторятся. Если кто-то из вас растерялся и не может придумать добрых слов, он выражает сожаление и просит помощи у остальных детей: «Друзья, помогите мне, пожалуйста». (Игра должна проходить в спокойной, дружеской атмосфере. Исключить соревновательный, азартный компонент).

- А сейчас настало время попрощаться, повернитесь друг к другу (дети прощаются вербальным и невербальным способами).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект оздоровительного занятия для детей старшего дошкольного возраста Задачи: формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, полноценному развитию.

Конспект занятия по пластилинографии «Матрешка» для детей старшего дошкольного возраста Конспект направлен на воспитание интереса и любви к народным игрушкам. Будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп ДОУ.

Конспект занятия «Волшебная страна головоломок» для старшего дошкольного возраста! Тема: «Волшебная страна головоломок» Цель: - Посредством игровых заданий, проблемных ситуаций мотивировать детей на достижение цели..

Нестандартное оборудование «Волшебная медуза» для детей младшего и старшего дошкольного возрастаНестандартное оборудование «Волшебная медуза» для детей младшего и старшего дошкольного возраста Цель: стимулирование и совершенствование развития двигательных способностей и физических качеств у детей, привитие основ здорового образа.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная книга скандинавских сказок»Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная книга скандинавских сказок» Хочу представить вашему вниманию нашу работу по знакомству детей со сказками Скандинавских авторов, проходящую в рамках районного конкурса.

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная ночь Рождества» Сценарий для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная ночь Рождества»Дети входят в зал под новогоднюю песенку. Затем садятся на свои.

Сценарий новогоднего квеста для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная снежинка»Сценарий новогоднего квеста для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная снежинка» Участники новогоднего представления: дети старшего дошкольного возраста, Снегурочка, клоун Вася с игрушечной собачкой, Дед Мороз, ведущий.

Сценарий праздника, посвящённого Дню 8 марта, для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная радуга» (Центральную стену украшает яркая большая радуга с надписью "Радуга талантов", к каждому цвету которой прикреплены конверты соответствующего.

Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Добра»Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Добра» Цель: Создавать у детей радостное, бодрое настроение, используя музыкальное сопровождение. Развивать ловкость, координацию движений, быстроту.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знание-сила!» Викторина «Знание – сила!» [/b] Викторина – это игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная сила добра»
Опубликовано: 14 апреля 2022 в 18:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД