Елена Баскакова
Конспект занятия для подготовительной группы в мире старинных вещей с элементами малых фольклорных форм
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с предметами старины с историей русского народа. Углубить знания детей о прошлом предметов. Привлечь внимание детей к их семье, учить любить семью.
Развивающие задачи: Развивать умение выражать в речи свои впе-чатления. Пополнить словарь новыми словами старинного быта. Развивать интерес к родословной. Побуждать детей рассказывать о своих родственниках. Развивать любознательность.
Публикация «Конспект занятия для подготовительной группы в мире старинных вещей с элементами малых фольклорных форм» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к народному творчеству, к прошлому нашего народа. Воспитывать уважение к старшему поколению.
Предварительная работа: рассматривание предметов, сделанных руками взрослых. Заучивание поговорок, загадок, пословиц. Просмотр семейных альбомов. Знакомство с понятием «Родословное дерево». Беседа с детьми о семье.
(Звучит русская народная мелодия, дети входят в русскую избу).
В: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Милости просим в гости. Добро пожаловать! (рассаживайтесь поудобнее). Слава нашей стороне, слава нашей старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну! Чтобы дети знать могли о делах родной земли! Ребята, давайте с вами закроем глаза и представим, что мы находимся в мире старинных вещей.
Как вы думайте, кто смастерил все эти вещи?
Д: Ответы…
В: Правильно, в шкатулке хранили украшения и мелкие предметы.
В: Ребята, представим, что мы находимся в светёлке (в парадной комнате). Мы с вами уже говорили, что это одна из комнат в русской избе.
Как вы думайте, почему эта комната называется светёлкой?
Д: Ответы детей (светлая, красивая).
В: В нашей светёлке много света дают электрические лампы. А в давние-давние времена, когда ещё не было электричества, в русской избе грели деревянные лучинки (зажигаем лучинку).
Ребята, осмотрите нашу выставку и назовите предметы, которые могли быть сделаны на посиделках?
Д: ответы детей…
В: Я хочу вас познакомить вот с таким предметом (раскатывает полови-ки). В старину вот такой вот предмет назывался половиками. Дома на Руси были деревянными пол, поток, стены –из дерева. Пол настилался из досок, каждая доска называлась половица – вот и произошло название – «половики».
Ребята, для чего в русской избе нужны были такие половики?
Д: ответы детей…
В: правильно, для того, чтобы было красиво, уютно, тепло и чтобы меньше слышался скрип половиц.
В: В старину на посиделках не только работали, но и пели, плясали. Говорили, что песня в работе первая помощница. А почему бы и нам не спеть песню? А ну, девочки-рукодельницы, покажите свои умения и своё пение.
(исполняется русская народная песня).
В: Ребята! У меня для вас сюрприз. Вот такой расписной сундук. Что там храниться? Что нам думать, да гадать? Давайте мы его откроем! (не открывается). А я, кажется, догадалась! Это сундук не простой, а волшебный. Нужно сказать волшебные слова. «Футы, нуты, лапти гнуты, сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок» (не открывается).
В: Ой, ребята, кто это?
Сова: Я учёная сова. Здравствуйте, ребята. Захотели, чтоб мой сундук открылся? Так слушайте.
Издавна русский народ славился своим трудолюбием, об этом говорят пословицы. Сундучок откроется тогда, когда вы вспомните пословицы о труде.
В: Ребята, давайте с вами вспомним пословицы, сундучок и откроется.
Д: Ответы детей:
-«Без труда не вынешь и рыбку из пруда»
-«Хочешь есть калачи–не сиди на печи»
– «Cкучен день до вечера, коли делать нечего»
– «Сделал дело – гуляй смело»
– «Труд человека кормит, а лень портит»
(открываем сундук).
В: Сколько старинных вещей и какое-то письмо. (зачитывается письмо). Ребята, это сундук моей бабушки (показ вещей из сундука) – скатерти, сал-фетки, коврики. Достаёт мешочек (крючок, спицы, нитки).
Ребята, посмотрите какие чудеса можно сотворить из обыкновенных ни-ток с помощью крючка и спиц. Моя бабушка была настоящей рукодельнице и мастерицей, искусницей.
Сова: А назовите мне сказки, в которых присутствуют герои-мастерицы, рукодельницы, искусницы.
Д: ответы детей…
Сова: Знаете сказки, молодцы!
В: Ребята! Я тоже научусь вязать крючком и вышивать буду все свои работы складывать в сундук. Мне передала его моя бабушка, а я передам его своей дочке, и так он будет переходить из поколения в поколение.
Сова: Поколение! Загадочное слово.
В: Да, ребята, давайте с вами задумаемся над этим словом. Каждый мальчик, каждая девочка – это вершина родового древа (показать на доске). Папы и мамы, бабушки и дедушки – это ствол дерева и его корни. Каждая ветвь этого дерева называется коленом – отсюда и слово «поколение»
Сова: А кто относится к старшему поколению? К младшему?
Д: Ответы детей…
Сова: А я знаю много пословиц и поговорок о старшем поколении, об уважительном к ним отношении. А вы, ребята, знаете?
Д: ответы детей:
– «Молодость плечами крепка, а старость головою»
– «Не красна старость годами, а красна делами»
– «Чем старее, тем правее»
– «Без старых не проживёшь»
– «Корми деда на печи– и сам будешь там»
– «Нет милее дружка, чем родная бабушка»
– «При солнышке тепло, а при матери добро»
В: А сейчас мы пройдём за столы, усаживайтесь поудобнее. Ребята, мы с вами учились составлять родословное древо. Дома с родителями, вы тоже составляли и все справились, молодцы!
А сегодня мы без помощи взрослых составим каждый своё дерево, но не в виде дерева, а необычное, в виде гирлянды.
– красная – вершина родословной (вы и наши родные братья и сёстры).
–синяя – папа
– жёлтая – бабушка
–коричневая– дедушка
Каждую полоску склейте в колечко и соедините в гирлянду – получится родословная у каждого своя. Приступаем к работе.
Д: работа детей (звучат песни о старшем поколении).
В: А сейчас мы все работы развесим на большом дереве, у нас получится большое родословное древо.
Сова: порадовали вы меня. Поведайте мне о своей семье. (Заслушивается 2-3 рассказа).
Молодцы, много знаете, много умеете. Мне пора в далёкий путь. До свида-ния! Порадовали вы меня своим уменьем, у меня для вас угощение.
В: И наше занятие подошло к концу. Ребята, так что же нового мы сегодня узнали на занятии?
Д: Ответы детей….
В: Молодцы! Как говорили на Руси: «Конец – всему делу венец». До свидания, дорогие дети. Дай бог тому, кто в нашем дому дорогим гостям, милым детушкам. Мы всегда рады Вам. До новых встреч!