Папки-передвижки

Конспект занятия для подготовительной группы в мире старинных вещей с элементами малых фольклорных форм

Елена Баскакова
Конспект занятия для подготовительной группы в мире старинных вещей с элементами малых фольклорных форм

Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с предметами старины с историей русского народа. Углубить знания детей о прошлом предметов. Привлечь внимание детей к их семье, учить любить семью.

Развивающие задачи: Развивать умение выражать в речи свои впе-чатления. Пополнить словарь новыми словами старинного быта. Развивать интерес к родословной. Побуждать детей рассказывать о своих родственниках. Развивать любознательность.

Публикация «Конспект занятия для подготовительной группы в мире старинных вещей с элементами малых фольклорных форм» размещена в разделах

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к народному творчеству, к прошлому нашего народа. Воспитывать уважение к старшему поколению.

Предварительная работа: рассматривание предметов, сделанных руками взрослых. Заучивание поговорок, загадок, пословиц. Просмотр семейных альбомов. Знакомство с понятием «Родословное дерево». Беседа с детьми о семье.

(Звучит русская народная мелодия, дети входят в русскую избу).

В: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Милости просим в гости. Добро пожаловать! (рассаживайтесь поудобнее). Слава нашей стороне, слава нашей старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну! Чтобы дети знать могли о делах родной земли! Ребята, давайте с вами закроем глаза и представим, что мы находимся в мире старинных вещей.

Как вы думайте, кто смастерил все эти вещи?

Д: Ответы…

В: Правильно, в шкатулке хранили украшения и мелкие предметы.

В: Ребята, представим, что мы находимся в светёлке (в парадной комнате). Мы с вами уже говорили, что это одна из комнат в русской избе.

Как вы думайте, почему эта комната называется светёлкой?

Д: Ответы детей (светлая, красивая).

В: В нашей светёлке много света дают электрические лампы. А в давние-давние времена, когда ещё не было электричества, в русской избе грели деревянные лучинки (зажигаем лучинку).

Ребята, осмотрите нашу выставку и назовите предметы, которые могли быть сделаны на посиделках?

Д: ответы детей…

В: Я хочу вас познакомить вот с таким предметом (раскатывает полови-ки). В старину вот такой вот предмет назывался половиками. Дома на Руси были деревянными пол, поток, стены –из дерева. Пол настилался из досок, каждая доска называлась половица – вот и произошло название – «половики».

Ребята, для чего в русской избе нужны были такие половики?

Д: ответы детей…

В: правильно, для того, чтобы было красиво, уютно, тепло и чтобы меньше слышался скрип половиц.

В: В старину на посиделках не только работали, но и пели, плясали. Говорили, что песня в работе первая помощница. А почему бы и нам не спеть песню? А ну, девочки-рукодельницы, покажите свои умения и своё пение.

(исполняется русская народная песня).

В: Ребята! У меня для вас сюрприз. Вот такой расписной сундук. Что там храниться? Что нам думать, да гадать? Давайте мы его откроем! (не открывается). А я, кажется, догадалась! Это сундук не простой, а волшебный. Нужно сказать волшебные слова. «Футы, нуты, лапти гнуты, сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок» (не открывается).

В: Ой, ребята, кто это?

Сова: Я учёная сова. Здравствуйте, ребята. Захотели, чтоб мой сундук открылся? Так слушайте.

Издавна русский народ славился своим трудолюбием, об этом говорят пословицы. Сундучок откроется тогда, когда вы вспомните пословицы о труде.

В: Ребята, давайте с вами вспомним пословицы, сундучок и откроется.

Д: Ответы детей:

-«Без труда не вынешь и рыбку из пруда»

-«Хочешь есть калачи–не сиди на печи»

– «Cкучен день до вечера, коли делать нечего»

– «Сделал дело – гуляй смело»

– «Труд человека кормит, а лень портит»

(открываем сундук).

В: Сколько старинных вещей и какое-то письмо. (зачитывается письмо). Ребята, это сундук моей бабушки (показ вещей из сундука) – скатерти, сал-фетки, коврики. Достаёт мешочек (крючок, спицы, нитки).

Ребята, посмотрите какие чудеса можно сотворить из обыкновенных ни-ток с помощью крючка и спиц. Моя бабушка была настоящей рукодельнице и мастерицей, искусницей.

Сова: А назовите мне сказки, в которых присутствуют герои-мастерицы, рукодельницы, искусницы.

Д: ответы детей…

Сова: Знаете сказки, молодцы!

В: Ребята! Я тоже научусь вязать крючком и вышивать буду все свои работы складывать в сундук. Мне передала его моя бабушка, а я передам его своей дочке, и так он будет переходить из поколения в поколение.

Сова: Поколение! Загадочное слово.

В: Да, ребята, давайте с вами задумаемся над этим словом. Каждый мальчик, каждая девочка – это вершина родового древа (показать на доске). Папы и мамы, бабушки и дедушки – это ствол дерева и его корни. Каждая ветвь этого дерева называется коленом – отсюда и слово «поколение»

Сова: А кто относится к старшему поколению? К младшему?

Д: Ответы детей…

Сова: А я знаю много пословиц и поговорок о старшем поколении, об уважительном к ним отношении. А вы, ребята, знаете?

Д: ответы детей:

– «Молодость плечами крепка, а старость головою»

– «Не красна старость годами, а красна делами»

– «Чем старее, тем правее»

– «Без старых не проживёшь»

– «Корми деда на печи– и сам будешь там»

– «Нет милее дружка, чем родная бабушка»

– «При солнышке тепло, а при матери добро»

В: А сейчас мы пройдём за столы, усаживайтесь поудобнее. Ребята, мы с вами учились составлять родословное древо. Дома с родителями, вы тоже составляли и все справились, молодцы!

А сегодня мы без помощи взрослых составим каждый своё дерево, но не в виде дерева, а необычное, в виде гирлянды.

– красная – вершина родословной (вы и наши родные братья и сёстры).

–синяя – папа

– жёлтая – бабушка

–коричневая– дедушка

Каждую полоску склейте в колечко и соедините в гирлянду – получится родословная у каждого своя. Приступаем к работе.

Д: работа детей (звучат песни о старшем поколении).

В: А сейчас мы все работы развесим на большом дереве, у нас получится большое родословное древо.

Сова: порадовали вы меня. Поведайте мне о своей семье. (Заслушивается 2-3 рассказа).

Молодцы, много знаете, много умеете. Мне пора в далёкий путь. До свида-ния! Порадовали вы меня своим уменьем, у меня для вас угощение.

В: И наше занятие подошло к концу. Ребята, так что же нового мы сегодня узнали на занятии?

Д: Ответы детей….

В: Молодцы! Как говорили на Руси: «Конец – всему делу венец». До свидания, дорогие дети. Дай бог тому, кто в нашем дому дорогим гостям, милым детушкам. Мы всегда рады Вам. До новых встреч!

Публикации по теме:

Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возрастаИспользование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста На сегодняшний день устное народное творчество (пестушки, потешки, колыбельные песни) к сожалению не применяются. Народ почти забыл обряды,.

Занятие по развитию всех сторон речи детей в детском саду в средней группе «Использование малых фольклорных форм»Занятие по развитию всех сторон речи детей в детском саду в средней группе «Использование малых фольклорных форм» При обследовании речи детей в средней группе были выявлены недоста- точные речевые навыки, в том числе: бедный словарный запас, недоста.

Использование малых фольклорных форм в работе с дошкольниками Консультация для педагогов. Детский фольклор - область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. Как сфера народной.

Конспект интегрированного занятия с использование малых фольклорных форм «В гости к бабушке-загадушке» . Разработка конспекта интегрированного занятия Конспект интегрированного занятия Возрастная группа: 3-4 Количество детей: 10 Тема: «В.

Консультация «Формирование речевых навыков воспитанников группы раннего возраста средствами малых фольклорных форм» Содержание 1. Пояснительная записка. 1.1. Актуальность 1.2. Цели и задачи. 1.3. Направление. 1.4. Этапы работы. 1.5. Ожидаемые результаты.

Формирование речевых навыков воспитанников группы раннего возраста средствами малых фольклорных форм Содержание 1. Пояснительная записка. 1.1. Актуальность 1.2. Цели и задачи. 1.3. Направление. 1.4. Этапы работы. 1.5. Ожидаемые результаты.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм ]Опыт работы по теме: «Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм».

План работы по самообразованию «Развитие речи и ознакомление детей с родным краем через использование малых фольклорных форм» «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах.

Проект для подготовительной группы «Лазорики» по изучению русских традиций, обрядов, малых фольклорных форм Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Вишенка» Педагогический проект «Лазорики».

Проект «В мире вещей» для старшей группы Автор проекта: Столярова Е. В. Вид проекта: познавательный, творческий, краткосрочный. Срок проекта: 1 неделя (с 15.01. по 19.01.2018 г.).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для подготовительной группы в мире старинных вещей с элементами малых фольклорных форм
Опубликовано: 1 февраля 2018 в 19:31
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД