МААМ-картинки

Конспект занятия для старшей группы детского сада «Почему все слышат по-разному?»

Елизавета Пашина
Конспект занятия для старшей группы детского сада «Почему все слышат по-разному?»

Конспект занятия для старшей группы детского сада

на тему: «Почему все слышат по-разному

Раздел: экспериментальная деятельность дошкольников.

Цель: выявить причины разного восприятия звуков человеком и животными.

Задачи:

1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей;

2. Учить сравнивать и формулировать выводы;

3. Пополнять словарный запас;

4. Воспитывать интерес и любознательность к животному миру;

Публикация «Конспект занятия для старшей группы детского сада „Почему все слышат по-разному?“» размещена в разделах

5. Совершенствовать знания детей о своём теле, формировать навык заботливого отношения к ушам и слуху.

Материалы и оборудование: бумага очень плотная, тонкая и очень тонкая по количеству детей. Наглядный материал (картинки).

Методы и приё мы:

Практические – опыт

Словесные – отгадывание загадки, поисковые вопросы, беседа.

Содержание занятия :

Воспитатель: Ребята, а с помощью чего мы можем получать информацию?

Дети: Уши, глаза, нос, язык.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку, и тогда Вы узнаете, о чё м мы сегодня с Вами поговорим:

Нам без них нельзя никак.

Слышать ход часов : «Тик-так!»,

Соловья в саду весеннем,

На лугу шмеля гуденье,

Звонкую в лесу кукушку,

Новогоднюю хлопушку,

И, помимо звуков прочих,

Мамино: «Спокойной ночи!»

(Уши)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Это уши! Уши есть не только у человека, но и у многих животных. Посмотрите, какие они все разные. (Рассматривание картинок).

Воспитатель: Как вы думаете, что объединяет великана-слона и маленьких хрупких бабочек? Их объединяет чрезвычайная острота слуха. И слон, и бабочки могут уловить звуки, недоступные уху человека.

В условиях густого леса значение острого слуха для животных очень важно. В природе звуки бывают очень низкие и очень высокие, которые ухо человека слышать не может, а разные виды животных их слышат.

Слуху животных можно только позавидовать. Коты, например, слышат в три раза лучше, чем человек. Еще бы! Ведь чтобы поймать мышку, часто приходится ориентироваться только на ее тоненький писк. Уши кошки всегда наготове. Они вращаются от наименьшего шороха независимо друг от друга (до 180 градусов, даже если, кажется, что их владелец крепко спит. Кошка слышит и узнаёт шаги хозяина. (Картинки кошек, как они охотятся на мышей)

Интересно, что собачий слух уступает слуху котов. Слух у собаки чувствительнее, чем у человека: ее слуховой аппарат может быть поврежден слишком громким звуком или повторением некого звука в течение долгого времени. Интересно, что собака рождается глухой, не имея возможности различить звуки; в таком состоянии она пребывает первые 10 дней своей жизни. Собаки со стоячими ушами слышат лучше, чем вислоухие породы. (Показать картинки детям с разными породами собак).

А вот муравьям никогда не придется насладиться нашей музыкой. Они воспринимают звуки высоко за пределами человеческих частот — в ультразвуковом диапазоне. Поэтому все устные обращения к этим насекомых напрасны — муравьям все равно, никогда нас не услышать. Например, рыжие муравьи начинают воспринимать звуки там, где мы эти звуки перестаём слышать. (Рассмотреть на картинках муравьев разных видов).

Невероятно острый слух у птиц. Оказывается, свои пылкие трели они выполняют не для нас, и даже не для собственного удовольствия. Громкими песнями птицы сообщают чужакам о пределах своей территории, защищают гнездо, воспитывают детей, ищут вторую половинку. Чемпионы по остроте слуха среди птиц – совы и филины. Во время охоты слух способен полностью заменить совам зрение. (Картинки птиц, о которых сказано выше)

Летучие мыши слепы, но их слух настолько хорош, что они слышат эхо собственного писка. Их уши способны улавливать самые тихие звуки.

Большинство насекомых на Земле живут в абсолютной тишине. Исключение — саранча, пчелы, сверчки, цикады, которые сами издают звуки, а также большинство ночных бабочек. Ты не поверишь, где у них располагаются уши! На голове и передних лапках. Там у них находится слуховая мембрана. А комары даже специальные антенны на голове имеют, чтобы слышать, что происходит вокруг. (Картинки разных насекомых).

Рыбы также прекрасные «слушатели». Слух у рыб настроен больше на низкие звуки и менее чувствителен к высоким звукам. Поэтому любой неосторожный шаг на берегу, удар, шорох, отлично улавливается карпом или плотвой. Итак, теперь нам понятны слова бывалых рыбаков: «Не шуми. Всю рыбу распугаешь». (Картинки с рыбаками, которые ловят рыбу).

Киты на нашей планете, являются обладателями одного из самых лучших и качественных слухов. Можно сказать, что слух кита – идеален. Дельфины также имеют больше пространства для восприятия слуха, чем люди. (Картинки китов и дельфинов).

Обезьяны способны посылать и улавливать на больших расстояниях сигналы, предупреждающие их об опасности. Например, ритмическое пощё лкивание означает: «Внимание, леопард!». Быстрые свистящие звуки предупреждают о змее. По их характеру стая обезьян определяет, находится змея на земле или на дереве, ядовита ли она или это удав. (Обезьяны разных видов).

Почему же животные слышат лучше, чем человек?

Дети вместе с педагогом рассматривают строение уха и выясняют, что помогает услышать звук барабанная перепонка, которая находится внутри уха. (Картинки со строением уха человека). У разных живых организмов барабанная перепонка устроена не одинаково, она разная по толщине.

Воспитатель: А давайте представим, что барабанная перепонка может быть разной по толщине, как бумага, которая у нас на столах.

Ход эксперимента: Дети с помощью специальных действий выясняют, какую по толщине барабанную перепонку легче заставить колебаться. Подносят разные по толщине листочки бумаги ко рту, дуют, издают различные звуки, и определяют, что тонкая бумага дрожит сильнее.

Вывод: Тонкая барабанная перепонка сильнее воспринимает звуковые колебания.

Барабанную перепонку легко можно повредить, если неправильно ухаживать за своими ушами. Повреждение барабанной перепонки приводит к снижению или даже к потере слуха. Слушание очень громкой музыки, особенно в наушниках, также приводит к снижению слуха. Холод и болезнь тоже могут плохо повлиять на остроту нашего слуха.

Правила ухода за ушами:

- не чистить уши ватной палочкой, или использовать палочки с ограничителем;

- не слушать очень громкую музыку;

- держать уши в тепле.

Список литературы

1. О. Дыбина: «Неизведанное рядом» (Москва 2002)

2. Н. Липунова, Наталья Харламова: Энциклопедия «Я познаю мир»

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР на тему «Профессии на транспорте» Коррекционно-образовательные задачи: 1. Уточнение и расширение словаря по теме. 2. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением.

Конспект занятия в старшей группе детского сада на тему «Одежда» с использованием ИКТ Ребята, сегодня мы с вами познакомимся со свойствами ткани и узнаем, из чего сделана наша одежда. Наша одежда сшита из различных тканей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для старшей группы детского сада «Почему все слышат по-разному?»
Опубликовано: 12 июня 2015 в 13:52
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД