Папки-передвижки

Конспект занятия для старшей группы «Казаки — заядлые рыбаки»

Алла Громадина
Конспект занятия для старшей группы «Казаки — заядлые рыбаки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад первой категории «Колокольчик».

Конспект занятия для старшей группы

Раздел «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (региональный компонент).

Тема: «Казаки – заядлые рыбаки».

Номинация: разработки занятий, воспитательных мероприятий экологической направленности «Зелёный дом».

Автор – составитель: Громадина А. А.

Май 2018 год.

Публикация «Конспект занятия для старшей группы „Казаки — заядлые рыбаки“» размещена в разделах

Конспект занятия для старшей группы «Основное занятие казаков - рыболовство»

Цель: знакомство с одним из основных видов деятельности казаков – рыболовством.

Задачи:

формировать представление о том, как жили наши предки;

развивать познавательный интерес к образу жизни и основным занятиям казаков;

расширять словарный запас детей; дать понятие новых слов, употребляемых в речи казаков;

развивать логическое мышление, воображение, связную речь;

воспитывать любовь и уважение к родному краю, людям, окружающей природе

Ход занятия.

1. Рассказ воспитателя.

Воспитатель. Ребята, а знаете ли вы, как богаты и плодородны донские степи, река Дон. В этих краях жили наши предки – донские казаки.

Показ слайдов №1 - №3.

Воспитатель. Давайте мы с вами вспомним, чем же занимались наши предки – казаки?

2. Игра «Подкова»

Дети: Охота, пчеловодство, земледелие, виноградарство, рыболовство, лозоплетение.

Показ слайдов №4 - №9.

Воспитатель. Одним из основных занятий было рыболовство. Рыба была вторым хлебом казаков. В реке Дон ее было достаточно, да еще она приходила из Азовского моря для метания икры. В «былые времена» в Дону ловились: осетры, стерлядь, карп, лещи, сельдь, окуни и много другой рыбы. Казаки солили и вялили ее, употребляли в пищу или обменивали на хлеб. Казаки очень любили варить щарбу (уху).

Показ слайдов №10 - №14.

3. Дидактическая игра «Найди рыбу, которую я назову»

( Картинки: щука, ерш, судак, осетр, окунь, селёдка, лещ, карп).

Воспитатель. У казаков были свои названия рыб, например, всю рыбу они называли кругляк, судака – сулой, крупного леща – чебаком, а окуня – чекамасом.

Вопросы

Ребята, а как вы думаете, почему у щуки зеленая чешуя с темными полосками?

Чем ерш отличается от других рыб? (у него очень острые плавники).

Все рыбы очень интересны и уникальны, но что же объединяет всех рыб? (они живут в воде).

Чем рыбы отличаются от животных? (плавники, жабры).

Рыба живое существо? (ответы).

Почему вы так думаете? Докажите.

Детёныши рыб появляются из …

Как их называют?

Кто знает, дышит ли рыба в воде? Чем она дышит?

4. Физкультминутка. «Рыбки».

Рыбки плавали, ныряли

Плавное, попеременное поворачивание кистей рук вверх-вниз

И плескались на воде

Резкое движение рук вверх - вниз

То сойдутся, разойдутся

Движение рук навстречу и от себя

То зароются в песке

Круговые вращательные движения руками перед грудью

5. Беседа с детьми.

Воспитатель. Как в настоящее время люди используют рыбу? (употребляют в пищу, в ней много витаминов; очень полезным пищевым продуктом является икра многих рыб; из костей рыб вырабатывают костную муку – удобрения из рыбы, также производят консервы для животных, а аквариумные рыбки радуют человека).

Показ слайдов №15 – №17.

Чем ловят рыбу? (удочками, сетями и другими приспособлениями).

Воспитатель. Вот и казаки ловили рыбу с помощью удочек, бредней, переметов, сапеток. Выходили на рыбалку на самодельных лодках - каюках, долбленных из цельного ствола дерева, чаще вербы. Они были неустойчивы и тяжелы. Управлять ими было непросто. Гребли в лодке - каюке одним веслом. Леску делали из нитей льна или конского волоса. Удочки были похожи на современные, но проще и грубее. Перемет состоял из длинной бечевы, на которой на определенном расстоянии подвешивались крючки с приманкой. Перемет растягивался поперек водоема. Бредень – небольшая двуручная сеть с сетчатым мешком посередине. Два рыбака тащат бредень вдоль берега. Обычно бреднем ловили вечером или ночью (рассматривание картинок). Сапетка плелась из краснотала (вербы) в виде цилиндрической широкой корзины без дна. Зимой молодежь часто глушила рыбу, идя с топором и ударяя время от времени по прозрачному льду. Оглушенная рыба всплывала к верху брюхом – ее вылавливали.

Показ слайдов №18 - 20.

6. Игра «Рыбаки».

7. Отгадывание загадок.

1. Блещет в речке чистой спинкой серебристой.

2. Вильнет хвостом, туда-сюда и нет ее, и нет следа.

3. В воде жива, на суше мертва.

4. У родителей и деток вся одежда из монеток.

Воспитатель. Правильно, ребята, это загадки о рыбах. Ну что же казачата наловили нам рыбы, а маленькие казачки сейчас нам сварят щарбу, но прежде чем варить уху, что нужно сделать? (Ответы детей)

Девочки варят уху.

8. Трапеза по казачьи.

Воспитатель. В старину казаки ели из одного чугунка, черпали по очереди, сначала самый взрослый, а потом уже по старшинству. А если кто – то без очереди, тому по лбу ложкой щёлкали.

Показ слайдов №21.

Вот так в старину казаки занимались рыболовством, и сейчас люди ловят рыбу в Дону, но чтобы сохранить рыбу существуют правила ловли. Какие правила вы знаете? (Ответы детей)

Показ слайдов №22 – №25.

Воспитатель. Правильно. А ещё самое главное правило, не загрязнять наши водоёмы, в которых живёт рыба.

Как загрязняются водоёмы, кто может ответить. (Ответы детей).

9. Итог занятия.

Воспитатель. Наше занятие закончилось, и я хотела бы, чтобы вы назвали основное занятие казаков, о котором мы сегодня говорили.

Какая рыба водится в Дону?

Какую пользу приносит рыба человеку?

Чем ловили рыбу казаки?

Какие правила охраны рыбы вы знаете?

В конце занятия проводится игра «Ловля рыбы».

Дети делятся на две группы (рыболовы – их меньше, рыбы – больше). Происходит разговор.

Рыбы: Что вы вяжете?

Рыболовы: Невод.

Рыбы: Что будете ловить?

Рыболовы: Рыбу.

Рыбы: Какую?

Рыболовы: Щуку.

Рыбы: Ловите!

Рыболовы догоняют рыбу, каждый раз называется новая рыба.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Рыбаки» с детьми младшей разновозрастной группыКонспект НОД «Рыбаки» с детьми младшей разновозрастной группы Интеграция образовательных областей. «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект занятия для второй младшей группы с использованием блоков Дьёнеша «Рыбаки-ребятки» Конспект открытого сюжетно-игрового занятия с использованием логических блоков Дьёнеша для 2 младшей группы «Рыбаки –ребятки» Цель: Учить.

Фотоотчет музыкально-тематического занятия «Как казаки письмо Екатерине писали»Фотоотчет музыкально-тематического занятия «Как казаки письмо Екатерине писали» Фотоотчет музыкально-тематического занятия «Как казаки письмо Екатерине писали» Дети – цветы жизни. Красивая фраза, которой прользуются.

Конспект беседы с детьми средней группы «Кубанские казаки и их одежда»Конспект беседы с детьми средней группы «Кубанские казаки и их одежда» Конспект беседы с детьми средней группы «Кубанские казаки и их одежда» Цель: Познакомить детей с кубанскими казаками и их одеждой. Развивать.

Конспект интегрированного занятия «Святки» для старшей группы Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная. Цели: приобщение к.

Конспект НОД «Донские казаки» (старшая группа)Конспект НОД «Донские казаки» (старшая группа) Цель: воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе.

Конспект НОД «Мы донские казаки, дети гордой Дон-реки»Конспект НОД «Мы донские казаки, дети гордой Дон-реки» Цель: Формирование знаний о казачестве, его самобытности, культуре, традициях, о специфике воспитания детей в казачьей семье. Задачи:.

Конспект занятия по ИЗО для старшей группы «Моя любимая кошка»Конспект занятия по ИЗО для старшей группы «Моя любимая кошка» Программные задачи: 1. Образовательные - расширять знания о домашних животных; - учить детей в рисунке передавать знакомый образ домашнего.

Конспект занятия по ИЗО для старшей группы «Воробышек»Конспект занятия по ИЗО для старшей группы «Воробышек» Цель: формирование обобщённого представления о внешнем облике птицы. Программные задачи: 1. Образовательные • закрепить знания детей об.

Танец «Рыбаки и рыбки»Танец «Рыбаки и рыбки» Танец «Рыбаки и рыбки»(под песню «Золотая рыбка» муз. С. Крупа-Шушариной, сл. К. Бальмонта) Наш детский сад называется "Золотая рыбка".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для старшей группы «Казаки — заядлые рыбаки»
Опубликовано: 4 ноября 2021 в 20:11
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД