МААМ-картинки

Конспект занятия для старшей группы «Вот такая хохлома»

Ксения Лященко
Конспект занятия для старшей группы «Вот такая хохлома»

Конспект занятия для старшей группы «Вот такая хохлома»

Составила: Ксения Александровна Лященко, воспитатель МБДОУ д/с «Веселая планета» п. Орловский

Цели:

- познакомить детей с народным декоративным искусством; рассказать об особенностях хохломской росписи;

Публикация «Конспект занятия для старшей группы „Вот такая хохлома“» размещена в разделах

- учить выделять элементы хохломской росписи;

- воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свой народ.

Материал:

- предметы с хохломской росписью (посуда);

- картинки или предметы с другой росписью;

- готовые ложки из соленого теста (покрашенные черной краской, не расписанные);

- краски, кисти, баночка с водой, подставка для кисточек;

- русская народная музыка.

Предварительная работа: разучивание народных игр; беседы о хохломской росписи; рисование хохломского узора; изготовление ложек из соленого теста.

Ход занятия

Звучит русская народная музыка. Воспитатель одета в русский народный костюм, в зоне для занятий висят рисунки с разными росписями, в центре на магнитной доске висят хохломские узоры

- Здравствуйте дорогие гости! Приветствую хлебом – солью! Проходите в наш терем. У нас терем не простой, у нас терем расписной. Я загадаю загадку, ответом которой и будет тема нашего сегодняшнего занятия.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома! Что же это? (хохлома)

- Правильно, дети! Это хохлома. Сегодня мыс вами поговорим о хохломской росписи.

Тихо играет русская народная музыка

Для открытого занятия можно заранее с детьми выучить сказку и обыграть

Сказка. Как же начиналось это удивительное, хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда. Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров - иконописцев. Свои иконы они писали на деревянных досках, которые покрывали льняным маслом, прогревали в печи. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить. Издавна делали посуду в лесных Заволжских деревеньках Виноградово, Семино, Куличино, Разводино, Хрящи. Но зовут ее не виноградовской или куличинской, а хохломской. Почему? А вот почему: Стук-бряк! - катят груженые подводы вдоль извилистой речки Узолье. Стук-бряк! - погромыхивает деревянный товар. Везут его в ближнее древнее село-Хохлому виноградовские, разводинские мастера. Оттуда разлетаются Жар-птицами миски да ложки по ярмаркам: - Кому посуда для каши, окрошки? Чудо-блюдо, да чашки, ложки! - Откуда посуда? - К вам приехала золотая Хохлома!

Дети рассматривают карточки с хохломской посудой

- Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.

Воспитатель подводит детей к столику с расписной посудой

- Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами. В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с ее характерными самобытными элементами.

- Давайте, ребята, мы с вами поиграем в русскую народную игру «Гори ясно».

- Молодцы! Садитесь на свои места, сейчас мы с вами вспомним основные узоры хохломской росписи, они нам понадобятся для дальнейшей работы.

Воспитатель показывает карточки с элементами хохломского узора, либо берет готовую ложку из соленого теста (заранее покрашенную черной краской) и на ней рисует узоры

- Хохлома издревне привлекал своей красочностью и яркостью. Особенностью рисунка является то, что он изображается всегда на черном фоне. Несмотря на это, хохломской рисунок выглядит праздничным благодаря красным и

золотистым узорам, которые наносятся поверх черного фона. Хохломские ремесленники расписывали свои изделия только тремя красками.

• травинка. Узор представляет собой выгнутую вбок линию. Кисть прижимается в центре, а с краев нажим сводится к минимуму. Отмечается плавное, но сильное утолщение;

• завиток. Элемент более сложный. Кисть проводится с одинаковой степенью нажима, при этом линия должна быть скручена, как улитка;

• капелька. Идеально подходит для тренировки нажима. Кисть при этом нужно ставить основанием ворсинок и проворачивать на 180 градусов, медленно убирая с поверхности т протягивая вперед;

• кустик. Капельки рисуют в виде веера, а в их основании ставят н6ебольшую точечку;

• листик. Рисование этого узора достаточно простое. Необходимо просто в зеркальном отражении вывести травинки, выгнув их наружу, а пустоту внутри заполнить краской аналогичного цвета.

- А теперь, ребята, предлагаю вам расписать ложки. Придумайте узор и сделайте ее уникальной! После работы, мы вскроем наши ложки лаком и они заблестят от красоты хохломской росписи!

Ребята с помощью воспитателя наносят узор на ложки. Лаком воспитатель вскрывает сама за пределами садика. В группу приносит готовые изделия и вместе с детьми оформляют выставку, на которую могут пригласить другие группы

- Какая красота у нас получилась! Молодцы! Сегодня мы с вами побыли настоящими хохломскими художниками!

Тихо играет русская народная музыка

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

В. Боков

- Всем спасибо за внимание!

Русская народная игра "Гори ясно"

Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.

Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.

Играющие хором поют считалочку:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Раз, два, три!»

На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Вот и лето прошло…» для старшей группыФотоотчет «Вот и лето прошло…» для старшей группы Вот и лето прошло Стало нам немного грустно и волнительно. С переходом в мир подготовишек Надо быть намного повнимательней! В этом году.

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Золотая хохлома» (Воспитатель встречает детей в русском народном костюме). Здравствуйте, дорогие дети. Меня зовут бабушка Музеиха. А почему меня так называют,.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Хохлома, хохлома — краше нет нигде тебя» Цель: Углублять знания детей о народном промысле – хохломе, воспитывать гордость за мастерство нашего народа. Задачи: Приобщать детей к.

Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома»Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома» Конспекты занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома» Программное содержание: Знакомить с красивым искусством.

Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Такая волшебница вода» Конспект НОД по экспериментированию с водой в старшей группе Интеграция областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Золотая хохлома» в старшей группе Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании. Задачи:.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Такая волшебная вода» Познавательное развитие 5-6 лет. Старшая группа Изучение нового материала «Такая волшебная вода» Расширить представления детей о свойствах.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и нетрадиционной аппликации в старшей группе «Такая полезная груша»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и нетрадиционной аппликации в старшей группе «Такая полезная груша» Задачи: Расширить знания детей о груше (особенности этого дерева, его значение для природы и человека). Познакомить с полезными свойствами.

Сценарий спортивного развлечения «Есть такая профессия — Родину защищать!» для старшей группы Цель:Доставить детям радость от участия в совместном развлечении;воспитывать у детей уважительное отношение к защитникам Отечества; вызвать.

Конспект открытого занятия по декоративному рисованию «Золотая хохлома» в старшей группе Конспект открытого занятия в старшей группе. по декоративному рисованию «Золотая Хохлома» Программное содержание: Развивать у детей интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для старшей группы «Вот такая хохлома»
Опубликовано: 7 декабря 2018 в 14:47
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД