Лучший педагог года

Конспект занятия «Дом и быт ярославской избы» (старший дошкольный возраст) (3 фото)

Татьяна Коргина
Конспект занятия «Дом и быт ярославской избы» (старший дошкольный возраст)

Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашней обстановкой в избе; развитие детского творчества

Задачи

Образовательные: познакомить детей с Ярославской избой, предметами старинного русского быта; обогатить словарь детей словами: ухват, чугун, прялка, коромысло и др.

Развивающие: развивать творчество в процессе украшения окон, ставен.

Публикация «Конспект занятия „Дом и быт ярославской избы“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к культуре и быту Ярославского народа.

Методический материал: презентация «Дом и быт Ярославской избы», мультимидийная установка, аудиозапись русских народных песен. Клубок, фломастеры, половичок, скамейка, плетень с подсолнухами, старинные предметы быта.

Заготовки наличников и ставен, шаблоны для украшения ставен, шаблоны деревянных домов.

Ход занятия:

Звучит русская народная мелодия. Группа убрана в народном стиле: на окнах занавески, можно вязаные платки, на скамейке половичок. На заднем плане плетень с подсолнухами,старинные предметы быта.

Воспитатель: Дети, сегодня мы отправимся в прошлое, в те времена, когда ещё не было вас, ваших родителей, бабушек и дедушек. И поможет нам в этом волшебный клубочек.

Скажем волшебные слова:

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи.

Клубочек катится, а дети идут вслед за ним. Попадают в украшенную группу.

Воспитатель: Давно на Руси, в Ярославском крае, люди строили себе дома, которые называли избами.

У каждого человека был дом деревянный, срубленный из бревен. (Слайд 2)

Дом из дерева, это какой дом? (Деревянный)

Игра «Деревянный дом- это хорошо или плохо?» (Ответы детей)

Воспитатель: ХОРОШО: он теплый, пахнет лесом, в нем чистый воздух, легко дышится, ПЛОХО - может быстро сгореть, если за ним не ухаживать, может сгнить и разрушиться, покоситься от старости, дерево может пожелтеть и стать некрасивым.

В избе считали святыми три места: красный угол, печь и стол (Слайд 5)

Красный угол – означало «красивый, хороший, светлый». В нем вешали иконы, убирали вышитыми полотенцами. В нем совершались ежедневные моленья, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол – самое почетное место в доме.

- В избе была всего одна большая комната- горница (Слайд3)

- Из какого материала сделана мебель в горнице? (Ответы детей) Вся мебель сделана из дерева.

- Значит она какая? (Ответы детей) (Мебель деревянная) (Слайд 4)

- Ребята, а почему раньше все предметы быта делали из дерева? (Ответы детей) Потому, что других материалов не было, а дерево легкое, прочное, хорошо сохраняет тепло, из него можно сделать красивые и нужные вещи.

А сейчас давайте угадаем предметы, которые находились в каждой избе, которыми пользовались люди в своей повседневной жизни.

И помогут нам в этом загадки:

Стоит изба из кирпича,

То холоднато горяча. (Печь) (Слайд 6)

Воспитатель: в избе была печь. Печь не только обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду. Здесь можно было спать, для этого на печи делалась специальная лежанка.

- Для чего нужна печь в избе? (Ответы детей) (В печи готовили кашу, щи, пекли пироги, хлеб)

-А ещё для чего нужна была печь? (Ответы детей) (Печь обогревала избу)

- Кто спал на завалинке? (Ответы детей) (На завалинке спали дети и старики)

Почти все в избе делалось своими руками.

Загадка. Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет. (Лапти) (Слайд 7)

«Сделан я из глины, чтоб во мне кашу варили» (Горшок) (Слайд8)

- Горшок был главной кухонной посудой. Из кого материала его делали? (Ответы детей) (Из глины, горшок глиняный)

- Для чего нужны горшки? (Ответы детей) (В горшках варили кашу, хранили муку, молоко)

Это женский горшок (Слайд 9)

- Какой формы? (Ответы детей) (Горшок вытянутой формы, по стуку он звонкий)

Когда купали детей, то девочек поливали водицей из женского горшка, чтобы они росли стройными и красивыми.

(Слайд 9)Это мужской горшок.

- Какой он формы? (Ответы детей) (По форме он пузатый, по стуку – глухой).

Когда купали мальчишек, то поливали водицей из мужского горшка, чтобы они росли сильными и крепкими.

Загадка «Он, как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк.

Кашу сварит (Чугунок) (Слайд 10)

Чугунки были тяжёлые, сделаны из чугуна, значит они какие? (Ответы детей) (Чугунки чугунные)

- Ваши мамы сейчас в чём готовят еду? (Ответы детей) (Мамы готовят в кастрюлях)

Загадка. Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)(Слайд 11)

Бычок рогат, в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает. (Ухват) (Слайд 12)

- Как помогал ухват хозяйке? (Ответы детей) (Ухват помогал хозяйке достать горячий чугунок из печи)

- В горнице на столах стояла расписная посуда. (Слайд13)

- Из какого материала сделана эта посуда? (Ответы детей) (Она сделана из дерева – деревянная)

- Какой росписью украшена? (Ответы детей) (Посуда украшена хохломской росписью)

Загадка «Всех кормлю с охотою, а сама – безротая» (Ложка)

- У каждого члена семьи была своя ложка.

-Какие были ложки? (Ответы детей) (Ложки были деревянные.)

- Представляете, ребята, в то время в гости ходили со своей ложкой.

- А у нас сейчас какие ложки? (Ответы детей) (У нас – железные ложки, пластиковые, серебряные)

Загадка. То назад, то вперед,

Ходит - бродит пароход. (Утюг)(Слайд 14)

Загадка «Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берёт,

Тонкой ниточкой пушистой,

Потом пряжу отдаёт?» (Прялка) (Слайд15)

- Для чего хозяйке нужна была прялка? (Ответы детей) (Прялка хозяйке нужна для того, чтобы прясть пряжу)

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит -

Всем пить чай велит. (Самовар)(Слайд 16)

Для чего нам нужен самовар, мы расскажем и покажем дыхательной гимнастикой

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «САМОВАР»

Воды нальём мы в самовар - (насос)

Шу-шу-шу.

Угольки раздуем в жар - (вращаем головой в стороны, вперёд)

Шух – шух – шух.

Самовар уже пыхтит – (руки на поясе, повороты головы в стороны)

Пых-пых-пых.

Чай сейчас наш закипит - (чашечка, длительный выдох)

Ши-ши-ши.

Напьёмся чаю от души – (круговые движения по животу)

Фы–фы-фы.

Воду для самовара носили ведрами, при этом использовали коромысло (Слайд 17)

Загадка. Из липы свито дырявое корыто,

Под крышей - четыре ножки,

Над крышей - суп да плошки. (Стол) (Слайд 18)

Воспитатель: стол – это божья ладонь. «Хлеба ни куска – стол доска» - так говорили крестьяне. Стол был большим, вдоль стен стояли длинные широкие лавки, на которых сидели во время обеда, а ночью на них же спали.

На Руси верили - никакой дом не стоит без домового. (Слайд 19) Домовой - это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нем. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно (печку). От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нельзя оставлять на ночь ножи и вилки на столе. Домовой не любит, когда в доме свистят, он может обидеться. На ночь нужно оставить на столе маленький кусочек хлеба. Он защищал дом от всяческих напастей и неприятностей.

Как вы думаете, пришла пора поиграть нам детвора?

Физкультминутка Русская народная игра «Плетень»

Конспект занятия «Дом и быт ярославской избы» (старший дошкольный возраст)

ЕСТЬ НАРОДНАЯ ИГРА (ИДУТ ПО КРУГУ)

НАЗЫВАЕТСЯ – «ПЛЕТЕНЬ».

НАМ В НЕЁ ИГРАТЬ ОХОТА (РУКИ НА ПОЯС)

НАМ В НЕЁ ИГРАТЬ НЕ ЛЕНЬ (ГРОЗЯТ ПАЛЬЧИКОМ)

РАЗ ПЛЕТЕНЬ, ДВА ПЛЕТЕНЬ (ПРИСЕДАЮТ 2 РАЗА)

СПРЯЧЕМСЯ ОТ СОЛНЦА В ТЕНЬ (ЗАКРЫВАЮТ ЛИЦО РУКАМИ)

ПОСИДИМ, ОТДОХНЁМ (СИДЯТ)

И ОПЯТЬ ИГРАТЬ НАЧНЁМ (ВСТАЛИ РУКИ ВВЕРХ)

1, 2, 3, - ПЛЕТЕНЬ СОБЕРИ.

(С ОКОНЧАНИЕМ СЛОВ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ПОСТРОИТЬСЯ В 2 ШЕРЕНГИ; РУКИ СКРЕСТИВ КРЕСТНАКРЕСТ) Сели на места

Воспитатель: почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами мужчины резали миски, ложки, игрушки из дерева. Девицы шили одежду, лоскутные одеяла, вышивали красиво наволочки на подушки, рушники. Все это делалось с любовью, было полезным и красивым, радующим глаз. Мастерство передавалось от поколения к поколению.

А в праздники люди собирались в большой избе, где они пели песни и водили хороводы. Такие вечера назывались посиделками (Слайд 20)

И для людей изба становилась, как родной человек. Люди называли её «родимая», «родная». Называли оконца ласково и украшали наличниками. Почему они называются «наличники»? (Ответы детей) (Потому что находятся у лица избы) (Слайд21)

Были у окошек и ставенки. Ставни это небольшие «дверцы» на окнах и их закрывали на ночь. Украшали их резьбой, разрисовывали цветами.

- Ребята, а в нашей Ярославской деревеньке ставенки не украшены.

(Воспитатель указывает на шаблоны избы со ставнями)

- Давайте поможем мастерам деревни их украсить! Превратимся в умелых мастеров. (Дети украшают ставни)

Фото «Дом и быт ярославской избы»

- Какая замечательная деревенька получилась у вас, ребята. Красивые ставенки оживили дома. Вы настоящие юные мастера!

Конспект занятия  (старший дошкольный возраст) - фото

Я очень рада, расскажите дома о русской избе и вместе с папой или мамой, бабушкой или дедушкой, нарисуйте и украсьте свой дом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в страну бумаги» (старший дошкольный возраст) Конспект открытого занятия по познавательно – исследовательской деятельности «Путешествие в страну бумаги» (старший возраст).

Конспект занятия по ФЭМП «Встреча с путешественником» (старший дошкольный возраст) Воспитатель Таланова Наталья Васильевна МБДОУ «Детский сад №70» Старший возраст 6-8 лет «Встреча с путешественником» Место НОД в изучении.

Конспект ООД по познавательному развитию Земля — наш общий дом (старший дошкольный возраст) Тема: «Земля – наш общий дом» Программное содержание: 1. Расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых.

Конспект занятия «Планета мальчиков и девочек» (старший дошкольный возраст) БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН «ДЕТСКИЙ САД №29» Конспект организованной образовательной.

Конспект занятия по конструированию «Город» (старший дошкольный возраст) Технологическая карта совместной деятельности по конструированию Тема «Город» Возраст Старший дошкольный возраст Задачи • закрепить знания.

Конспект занятия по конструированию «Самолёт» (старший дошкольный возраст) Технологическая карта совместной деятельности по конструированию Тема «Самолёт» Возраст Старший дошкольный возраст Задачи • развивать умение.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст) Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности; Задачи: — формировать у детей представление о значении почвы.

Конспект занятия «Разноцветные рыбки» (старший дошкольный возраст) Цель: развитие творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования. Задачи: Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками.

Конспект занятия «В космосе» с применением техники квиллинг (старший дошкольный возраст) Цель: уточнить и расширить представление детей о космосе Задачи: Образовательные: совершенствовать умение детей работать с бумагой в технике.

Проект «Книжкин дом» старший дошкольный возраст Паспорт проектаДетская литература, - одно из важнейших и мощнейших воспитательных средств. Чтение несет в жизни культурного человека сразу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Дом и быт ярославской избы» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 22:04
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД