Вера Кригер
Конспект занятия «Двенадцать месяцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность
в подготовительной к школе группе «Двенадцать месяцев».
Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе решения арифметических задач на сложение и на вычитание.
Задачи:
1. Способствовать развитию у детей навыков решения арифметических задач и записывать их с помощью цифр.
2. Совершенствовать умение детей аргументировать свои действия, рассуждать, доказывать.
3. Способствовать развитию логического мышления, воображения, памяти, речи.
Публикация «Конспект занятия „Двенадцать месяцев“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- «Двенадцать месяцев», сказка
- Темочки
4. Развивать способность детей в ориентировке во времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности суток, всех дней недели, месяцев, времен года.
5. Поддерживать интерес к играм математического содержания.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом, в центре воспитатель с конвертом в руке.
Воспитатель:
Ребята, сегодня утром я получила письмо. Я очень удивилась, когда прочитала обратный адрес. Сейчас я вам прочту несколько строчек. А вы постарайтесь, узнать, от кого письмо. Договорились?
Усмехнулся месяц Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос:
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
Правильно, от братьев из сказки С. Маршака «12 месяцев»! Можете себе представить? (Удивлённые возгласы детей).
Давайте-ка мы его откроем и прочитаем! (Зачитывает письмо).
«Здравствуйте, дорогие ребята-дошколята! Спешим к вам обратиться с просьбой помочь выполнить задания. Случилась беда, нас заколдовала злая волшебница. Мы не можем помочь доброй девочке в лесу набрать подснежников. А чтобы Январь уступил свое место Марту, злая волшебница дала нам задание, но мы не можем решить такие трудные задачки. Вот мы и подумали, может, вы нам поможете, ребята?»
Воспитатель: Интересно! Вот так новости! И что же мы с вами будем делать, ребята? – Ответы детей – Хорошо, давайте мы им поможем!
А вот и задания:
Первое, на мой взгляд, очень легкое, вы быстро с ним справитесь!
Д/и «Какое слово подходит?».
Воспитатель задает детям различные вопросы, например:
Месяц лета (перечисляет ряд любых месяцев, но среди них должен быть летний месяц) -сентябрь, октябрь, июнь».
Время года. (утро, вечер, день, лето);
Месяц лета (апрель, март, май, июнь);
Время суток (лето, зима, осень, день);
Месяц осени (июнь, июль, август, сентябрь);
Месяц зимы (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)
Молодцы, ребята! С первым заданием вы справились! Ну что ж, продолжим? –
Ребята, скоро вы пойдете в школу и должны уметь решать задачки и примеры, поэтому давайте постараемся и поможем друг другу. Готовы. Ответы детей с восторгом Да!
А вот задание сложное, но мы постараемся его тоже выполнить.
Задачки в стихах
Дарит бабушка лисица.
Трё м внучатам рукавицы:
"Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!"
Воспитатель: — Давайте посчитаем (2+2+2=6).
Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик, два масленка,
Три веселеньких опенка.
Подосиновик велик,
Этим он и знаменит.
А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть!»
Воспитатель: — Давайте посчитаем (1+1+2+3+1+6=14).
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, "косой",
Волк с плутовкой лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей -
Посчитай-ка всех зверей.
Воспитатель: — Давайте посчитаем (1+1+1+1+1+1=6).
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
Воспитатель: — Давайте посчитаем (5 + 5=10).
Как под ёлкой встали в круг
Зайка, белка и барсук,
Встали ёжик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот.
А последним встал медведь,
Сколько всех зверей? Ответь!
Воспитатель: — Давайте посчитаем (1+1+1+1+1+1 +1 +1=8).
А вот задание сложное, но мы постараемся его выполнить. Нужно придумать каждой команде свою арифметическую задачу, решить и записывать их решение с помощью цифр. Объяснить какое было условие и вопрос задачи.
Дети садятся за 4 стола и каждая команда придумывает свою задачку.
1. Шли по лесу 6 медвежат, один вернулся дом. Сколько медвежат пошли в лес?
Воспитатель: — Давайте запишем решение задачи (6-1=5).
Условие: Шли по лесу 6 медвежат, один вернулся дом.
Вопрос: Сколько медвежат пошли в лес?
Ответ : 5
2. В лесу росло 9 елочек и одна береза. Сколько всего росло деревьев в лесу
Воспитатель: — Давайте запишем решение задачи 9 + 1 = 10
Условие: В лесу росло 9 елочек и одна береза
Вопрос: Сколько всего росло деревьев в лесу
Ответ :10
3. На опушке леса сидели 8 зайцев и 2 зайчонка. Сколько всего сидело на опушке леса зайцев.
Воспитатель: — Давайте запишем решение задачи 8 + 2 = 10
Условие: На опушке леса сидели 8 зайцев и 2 зайчонка
Вопрос: Сколько всего сидело зайцев и зайчат на опушке леса?
Ответ : 10
4. На елочке висело было 10 шишек, 4 шишки упало. Сколько шишек осталось на
елочки?
Воспитатель: — Давайте запишем решение задачи 10 – 4 = 6
Условие: На елочке висело было 10 шишек, 4 шишки упало.
Вопрос: Сколько шишек осталось на елки?
Ответ : 6
Ну что ж, вы, наверное, немного устали, а давайте-ка немного отдохнём, физкультминутку сейчас делать начнём!
«Мы заходим с вами в лес»
Мы заходим с вами в лес
(Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!
(Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
(Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков.
(Раз, два, три.)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим.
(Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.
Воспитатель: Садитесь все на коврик поудобней
Следующее, задание слушайте все внимательно.
В лесу у костра сидели братья месяцы, погреться к ним прибежали: заяц, волк и лиса.
Как же нам решить эту задачку?
Ответы детей. Это не задачка.
Воспитатель. А кто сможет объяснить, что это такое?
Ответ детей - это рассказ.
Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас предлагаю составить задачки свои. На каждом столе лежит решение задачи. К этому решение одни дети проговаривают условия задачи, другие ставят вопрос к этой задаче и называют ответ.
Дети садятся за столы. Составляют свои задачи, принимают решение, кто из них представит задачу.
Ну что ж, и с этим заданием вы справились, вы такие молодцы! А теперь осталось выполнить последнее задание, да какое оно интересное цифры, буквы, шифр. Все вместе рассуждают, что будут делать.
Принято решение: К цифре подставлять буквы.
Дети выполняют задание. Получается двенадцать.
Если дети затрудняются при выполнении тех или иных заданий, воспитатель помогает им.
Воспитатель: Итак, все задания выполнены, шифр мы нашли! А это значит, что Январь уступит место Марту! Злая волшебница расколдует братьев месяцев, и они помогут набрать девочке подснежников. Какие вы молодцы настоящие дошколята.
Ребята спасибо вам за то, что вы были внимательными, послушными и выполнили все задания, а вот этот сюрприз передали вам из леса. А в лес мы с вам отправим вот этот шифр.