Получи документы

Конспект занятия по ФЦКМ «Югра — мой край родной» в старшей группе

Ирина Киясова
Конспект занятия по ФЦКМ «Югра — мой край родной» в старшей группе

Конспект занятия (ФЦКМ, старшая группа.

Тема: «Югра - мой край родной».

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с родным краем.

Задачи:

- способствовать формированию представлений о родном округе - Югре, символике, коренных народах Севера - ханты и манси, о природных богатствах края;

Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ „Югра — мой край родной“ в старшей группе» размещена в разделах

- развивать познавательный интерес;

-воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям разных национальностей, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Методы и приемы: активизация словаря: (ягель, острога, облас, чум, орнамент, затяжная зима, нарты, кисы, малица, сах, художественное слово.

Предварительная работа: оформление уголка хантыйской культуры; рассматривание картин «Животные и птицы нашего края»; чтение познавательной литературы о ХМАО; просмотр альбома «Мой край», «По страницам Красной книги ХМАО».

Ход занятия:

- Ребята, сегодня к нам в гости пришли наши друзья Катя и Ваня (куклы в национальной одежде ханты и манси, они предлагают нам отправиться вместе с ними в увлекательное путешествие по нашему родному краю. А как вы думаете, что мы называем родным краем? (Ответы детей).

Родной край - это место, где мы с вами проживаем. Давайте послушаем стихотворение:

Люблю тебя, мой край родной,

За зимний холод, летний зной.

За рек студёную прохладу,

За щедрой осени отраду.

За гладь озёр и шум лесов,

За щебет птичьих голосов.

За то, что я здесь родилась,

И жизнь моя с тобой слилась.

О. Морозюк

- Ребята, о чём говорится в этом стихотворении? (Ответы детей).

- О любимом и родном крае. А как называется край, в котором мы живем? (Ответы детей). Ханты-Мансийский автономный округ - Югра для нас с вами является родным краем. Именно здесь мы с вами и проживаем - в Югре.

- Скажите, как называется город, в котором мы живём? (Ответы детей).

- Город Сургут является одним из 16-ти городов Югры. (Слайд 2).

Югра - это северный край лесов, болот, рек и озёр. Здесь зимы долгие, снежные, морозные, а лето - короткое, часто бывает дождливым и холодным. Поэтому люди едут в тёплые края, чтоб погреться под жарким солнцем, искупаться в теплом море.

Главный город Югры - Ханты-Мансийск. Первоначальное название города - Самарово. (Слайд 3).

Символами ХМАО-Югры являются (Слайд 4) :

- Флаг, представляющий собой прямоугольное полотно, разделённое на две равные полосы (верхняя - сине-голубая, нижняя - зелёная, завершённое по вертикали прямоугольной полосой белого цвета). В левой верхней части полотна расположен элемент белого цвета, корона в виде оленьих рогов - традиционный элемент национального орнамента народов ханты и манси, занимающихся оленеводством. Синий и зеленый цвета герба и флага говорят о том, что Югра - край воды и леса. Белый цвет - цвет снега, напоминание о суровой зиме.

- Герб представляет собой символ, подражающий двуглавой птице, расположенной на двух щитах, вписанных один в другой, синего и зелёного цвета. Контур щита обведен золотом. Фигурный щит вписан в прямой щит красного цвета. Щит увенчан элементом белого цвета - короной и окружен венком из зеленых кедровых ветвей. Девиз «Югра» расположен под щитом.

Название округа образовалось от названия местных народов - хантов и манси, а их предками были угры. Отсюда и название ХМАО-Югра. (Слайд 5).

«Ханты» означает «люди». Манси - ближайшие родственники хантов, на мансийском означает «человек».

Ханты и манси занимаются рыболовством, охотой. (Слайд 6).

В реках и озерах Югры водится такая рыба, как щука, окунь, налим, стерлядь, муксун, карась, язь, осётр и другая. (Слайд 7).

Орудия ловли рыбы: остроги (острога - рыболовное орудие в виде вил с несколькими зубьями, сети. (Слайд 8). Для передвижения по воде ханты используют лодки-долбленки, называемые облас (обласок, изготавливали из ствола дерева, выбирая внутреннюю часть). Зимой для передвижения используют скользящие лыжи. С обратной стороны лыжи обиты мехом. (Слайд 10).

Ханты охотятся на животных, а также на пушных зверей (животные с ценным мехом) : лось, лисица, заяц, белка, песец, куница, норка, ласка, росомаха, соболь, выдра, бобр и другие. Медведь для коренных жителей является хозяином тайги и на него они не охотятся. (Слайд 11).

Также ханты охотятся на птиц: тетерев, глухарь, рябчик, куропатка, дикая утка и другие. (Слайд 12). При охоте применяются копья, ружья, лук со стрелами. (Слайд 13).

Ханты и манси занимаются оленеводством. (Слайд 14). Олени заменяют им всех домашних животных: овец, коров, лошадей. Ханты ведут кочевой образ жизни, т. е. переезжают с одного места на другое со всем своим имуществом, чтобы обеспечить пищей стада оленей. Оленей пасут на пастбищах (место с травянистой растительностью, где пасутся травоядные животные, где зимой животные питаются мхом - ягелем, чтобы добраться до мха олени роют снег, летом питаются травами, листьями кустарников и деревьев). Когда пища для оленей заканчивается, оленеводам приходится кочевать с ними с места на место.

Жилище хантов и манси - чум (сделан из тонких стволов деревьев, очищенных от ветвей, покрываемый оленьими шкурами). (Слайд 15). В центре чума разводят огонь, на крюк подвешивают чайник или котёл и готовят пищу. Также огонь служит источником тепла. Дым выходит через дымовое отверстие. Такое жилище удобно при частых переездах, легко можно разобрать и собрать на новом месте.

Транспортом служат олени, запряжённые в сани (нарты). (Слайд 16).

Основной пищей хантов и манси считается рыба, второй продукт питания - мясо оленя или убитого на охоте зверя. (Слайд 17).

Посуда, мебель в основном делается из дерева и бересты. (Слайд 18).

Одежду и обувь шьют из оленьего меха, птичьих шкур, пушнины (выделанные шкурки пушных зверей, ткани. Одежду украшают вышивкой, шерстью, бисером и аппликацией (вырезание и нашивание узоров) из полосок меха или кожи. (Слайд 19).

Элементами орнаментов (это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов) и рисунков являются образы животных, птиц, рыб, растений. Например, «заячьи уши», «ветви берёзы», «оленьи рога», «щучьи зубы», «глухарь», «медведь» и др. Орнамент выполняют разными цветами: белым, чёрным, красным, жёлтым, зелёным. (Слайд 20).

Летом женщины надевают платья или распашные халаты, на голове - платок, мужчины - рубахи, штаны. Зимой надевали одежду из оленьих шкур: женщины - сах (распашная верхняя одежда, а мужчины малицы (верхняя одежда в виде рубахи с капюшоном и рукавицами, на ноги - кисы (зимняя обувь, сшитая из лап оленя). (Слайд 21, 22, 23).

В настоящее время Югра является одним из самых богатых районов России. Здесь преуспевает лесная промышленность, рыбная, пушной промысел. По сей день коренные народы Югры ханты и манси занимаются оленеводством.

Здесь добывают песок, глину, золото и многое другое. И именно на Югорской земле добывается большая часть нефти и газа в России.

- Ребята, чтобы наше путешествие продолжилось с нашими друзьями, нам необходимо подготовиться. Для этого нам нужна национальная одежда. Вот для вас приготовлены раскраски с изображением народов ханты и манси в национальной одежде, украшенной орнаментом. Вам предлагаю раскрасить орнамент на одежде, цвета можно использовать по желанию (самостоятельная деятельность детей). А в следующий раз Катя и Ваня пригласят нас к себе в гости и покажут свой дом.

Публикации по теме:

Фотоотчет. Национальный уголок «Дагестан — мой край родной» в старшей группеФотоотчет. Национальный уголок «Дагестан — мой край родной» в старшей группе Цель: Приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного Дагестана, воспитание уважение к культурным и национальным традициям,.

Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!»Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!» Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта "Люблю тебя, мой край родной!" Цель: Через синтез.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Родной свой край, люби и знай» Задачи: Формировать начальные представления о своей малой Родине. Познакомить с природой и животным миром Омской области. Расширять представления.

Конспект НОД в группе «Дагестан — мой край родной»Конспект НОД в группе «Дагестан — мой край родной» Конспект НОД «Дагестан — мой край родной" Цель: Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. – Продолжать знакомить.

Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной»Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Конспект тематического занятие «Русская песня – душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Цель: Приобщение детей к истокам.

Конспект викторины «Родной свой край люби и знай» в средней группе.Конспект викторины «Родной свой край люби и знай» в средней группе. Заключительное занятие совместное с детьми и родителями проходит в музее «Симбирской Чувашской школы. Квартиры И. Я. Яковлева» с сотрудниками.

Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край»Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край» Тема занятия: "Мой родной степной край". Программное содержание: - Расширить представления детей о родном крае. - Развивать связную монологическую.

Методическая разработка конспекта занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей 6–7 летМетодическая разработка конспекта занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей 6–7 лет Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества Детский клуб «Чайка» «Люблю.

Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группыПедагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительно группе «Югра — мой край родной» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительно группе «Югра – мой край родной» Цель: Побудить внимание и любовь детей к родному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ФЦКМ «Югра — мой край родной» в старшей группе
Опубликовано: 31 июля 2022 в 07:51
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД