Папки-передвижки

Конспект занятия для школьников с ОВЗ в возрасте 7–14 лет «Говорим правильно» (2 фото)

Юлия Емельянова
Конспект занятия для школьников с ОВЗ в возрасте 7–14 лет «Говорим правильно»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия "Говорим правильно"

Целевая группа: школьники с ОВЗ в возрасте 7-14 лет.

Цель: Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).

Задачи:

1. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

2. Учить детей выражать свои мысли связно.

3. Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание.

Публикация «Конспект занятия для школьников с ОВЗ в возрасте 7–14 лет „Говорим правильно“» размещена в разделах

4. Формировать навыки речевого этикета, интонационную выразительность речи.

5. Воспитывать любовь к родному языку, внимательное, вдумчивое отношение к употреблению форм речи, умение выбирать языковые средства, более уместные в конкретной речевой ситуации.

Структура занятия:

- Вводная часть: приветствие, психологический настрой на занятие с помощью вступительного слова и игры, способствующих повышению эмоционального фона и раскрытию коммуникативных навыков;

- Основная часть: игры и упражнения, направленные на выполнение цели и задач занятия.

- Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия и прощание.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

1. Вступительное слово

Сегодня мы поговорим о культуре речи. Эта тема очень актуальна, потому что частенько среди ребят вашего возраста можно услышать не только грубые, но и нецензурные слова. А как часто в своей речи вы допускаете слова-паразиты, т. е. слова, которые вовсе не уместны в данном диалоге или разговоре: «короче», «как бы» и т. д.

Культурный человек умеет пользоваться словами, разговаривает на чистом, красивом русском языке, не заменяя названия предметов и явлений непонятными, некрасивыми словами.

Слова — это одежда для наших мыслей. Вот мы любим красивую, нарядную одежду, такую, которую мы надеваем в праздничные дни. Так и нашим мыслям «хочется одеваться в красивую одежду».

Человек с чистой речью, выговаривающий каждое слово, не употребляющий в своей речи слова-паразиты, ведущий разговор ровно и убедительно, не перебивая собеседника, всегда привлекает к себе внимание.

А еще словами можно создать настроение, вызвать какие-то ощущения.

2. Игра-разминка «Слова-ощущения».

Давайте поиграем. Придумайте слова:

- «сладкие»,

- «соленые»,

- «кислые»,

- «веселые»,

- «мягкие»

Ребята предлагают свои варианты.

II. Основная часть

1. Развиваем культуру речи

Иногда в речи как детей, так и взрослых встречаются ничего не значащие слова. Такие слова называют пустыми. А пустословием называется разговор ни о чем, разговор попусту. А чем опасны пустые слова? (Возможные варианты ответов)

Конечно, прежде всего, пустословие отнимает много времени у собеседника. Оно обессиливает человека.

Чтобы научиться не пустословить, нужно научиться молчанию. Лучше промолчать, нежели произнести глупое, скверное или ненужное слово. В давние времена были люди, которые накладывали на себя обет молчания и всю жизнь молчали. Это давало им силы. Не даром гласит пословица: «Слово— серебро, а молчание — золото».

Кстати, о пословицах. Именно в них хранится тайна каждого народа, который их слагает. Вот послушайте некоторые русские народные пословицы и объясните, как вы их поняли:

• Мал язык, да всем телом владеет.

• Язык — телу якорь.

• Слово лечит и калечит.

• Поменьше говори — побольше услышишь.

• Петь хорошо вместе, а говорить — порознь.

• Слово не стрела, а сердце сквозит.

• Хорошую речь хорошо и слушать.

• От приветливых слов язык не отсохнет.

Далее идут ответы ребят. Школьники должны объяснить, как они понимают каждую из них. После их ответы обсуждаются, сообщаются верные значения, если ребенок дал некорректный ответ. Данное упражнение направлено на проверку уровня знания определенных слов, их прямого и переносного смысла, а также на формирование представлений о значении новых слов.

Теперь объявляется конкурс. Побеждает тот, кто вспомнит и составит больше пословиц на тему «Речь. Слово».

Пословицы:

Сначала подумай - потом говори.

Не храбрись словом, а покажи делом.

Меньше говори - больше дела твори.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

До слова крепись, давши слово - держись.

И дорого за словечко бы дал, да не выкупишь.

Язык мой - враг мой, прежде ума глаголет.

Говорить не думая, что стрелять не целясь.

Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.

Коротко да ясно.

Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь.

Короткую речь слушать хорошо, под длинную думать хорошо.

2. Развиваем органы дыхания.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация наиболее важна для постановки голоса. В легких не должно быть избытка воздуха, который в таком случае стремится вырваться наружу, заставляя чрезмерно напрягаться голосовые связки, и не должно быть дефицита воздуха, так как это может вызвать неблагоприятные последствия в легких. Научиться верно использовать выдыхаемый воздух – одна из сложнейших задач.

• Упражнение «Егорки».

Произнесите скороговорку считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжите на выдохе, насколько хватит воздуха: «Как на горке, на пригорке сидели 33 Егорки: * раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка и так далее».

• Упражнение для тренировки диафрагмы.

Произнесите текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!

Я не завтракал напрасно.

Есть хочу как никогда.

Два часа ждать? Ерунда!

Есть характер, воля есть,

Раз нельзя – не стану есть!

• Игры-соревнования

1. «Кто дольше?»:

- прожужжит пчелой (ж-ж-ж-ж);

- прозвенит комаром (з-з-з-з-з)

2. «Кто больше?»:

- выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с);

-задует свечей на свадебном торте (ф-ф-ф-ф-ф).

3. Развиваем артикуляцию (речевая гимнастика).

Речевая гимнастика позволит в течении пяти минут «настроить» свой речевой аппарат на продуктивную работу.

• Разминка губ.

В течение одной минуты энергично произносите сочетание звуков Б-П. При правильном выполнении упражнения вы почувствуете легкую вибрацию в области губ.

• Разминка языка.

Энергично в течении одной минуты произносите Д-Т.

• Разминка гортани.

Одну минуту повторяйте К-Г.

4. Развиваем дикцию

Для русской речи наиболее естественным является чередование согласных и гласных звуков, причем сочетание согласных чаще всего бывает двух- и трехчленным. Если же между гласными встречается сочетание четырех и более согласных, это может нарушать благозвучие речи и вызывать некоторые затруднения при произношении. На благозвучие речи оказывает влияние также чередование ударных и безударных слогов. Оптимальный вариант – интервал в 2-3 безударных гласных между ударными, то есть короткие слова должны чередоваться с длинными. Нарушение этого правила делает речь или рубленной (дед был стар, или, напротив, монотонной (свидетельства поименованных авансодержателей запротоколированы).

Однако именно использование таких неудобопроизносимых звукосочетаний, слов и фраз может дать положительные результаты при работе над дикцией. Чем большую нагрузку испытывают при тренировке органы речи, тем больше получаемый эффект.

• Упражнение «Сложные сочетания звуков».

Произнесите сначала медленно, затем быстрее: тлз, джр, мкртч, кпт, кфт, кшт, кжда, ккждэ,кждо,кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

• Упражнение-игра «Сочетание звуков».

Используйте звукоподражания:

- забивайте гвозди: гбду, гбдо, гбдэ, гбды, гбда, гбди!

- имитируйте лошадиный топот: птку, птко, птка, пткы, пткэ, птки!

- бросайте воображаемые тарелки партнеру: кчку,кчко,кчка, кчкы,кчки.

• Упражнение «Трудные сочетания согласных»

Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, сверхвстревоженный, брандспойт, горазд всхрапнуть., попасть в ствол, пункт взрыва.

• Упражнение «Фразы из ударных слогов».

Произнесите фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клаб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск – брызг блеск. Сто верст вскачь.

• Упражнение «Скороговорки».

Произнесите скороговорки сначала медленно, затем быстрее. Произнесите их с разными интонациями: весело, грустно, удивленно, испуганно, смущенно и т. п.

- Интервьюер интервента интервьюировал

- Брандербургские рододендроны из дендрария.

- В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

- Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал ларингиты.

- Сиреневенькая зубовыковыривательница.

- Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

- Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

- Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

- А мне не до недомогания.

- Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговаривваешь, но заскороговорившись, выскороговорил – что все скороговорки перескороговоришь, перескровыговариваешь.

III. Заключительная часть

Обратная связь и подведение итогов занятия.

Конспект занятия для школьников с ОВЗ в возрасте 7–14 лет «Говорим правильно»
Фото «Говорим правильно»
Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению детей в возрасте 2–3 года с правилами перехода проезжей части «Учимся переходить дорогу»Конспект занятия по ознакомлению детей в возрасте 2–3 года с правилами перехода проезжей части «Учимся переходить дорогу» Воспитатель Горюнова Ольга Владимировна Тема: «На дорогу ты смотри и в беду не попади!». Цель: Формирование первичных знаний о правилах.

Конспект занятия «Урок доброты» во 2–3 классах в рамках акции российского движения школьниковКонспект занятия «Урок доброты» во 2–3 классах в рамках акции российского движения школьников Добрый день, уважаемые коллеги! В сентябре стартовала акция российского движения школьников "Урок Доброты". Ученики 2 и 3 класса нашей школы.

Анализ речевого занятия проведенного не правильно Анализ речевого занятия (проведенного не правильно) Тема: «Домашние помощники» Возраст: 4-5 лет Цели занятия нет. По ФГОС ДО задачи должны.

Конспект занятия «Изготовление чашечки из бумаги в технике оригами в подарок маме» для младших школьниковКонспект занятия «Изготовление чашечки из бумаги в технике оригами в подарок маме» для младших школьников Конспект занятия «Изготовление чашечки из бумаги в технике оригами в подарок маме» Цель: изготовить чашечку из бумаги в технике оригами.

Конспект занятия «Перелетные птицы» для младших школьниковКонспект занятия «Перелетные птицы» для младших школьников Цель: Расширять и обогащать представления учащихся о перелетных птицах. Задачи: познакомить с причинами отлета птиц осенью, изготовить.

Конспект занятия по объемной аппликации в старшем дошкольном возрасте «Букет ромашки»Конспект занятия по объемной аппликации в старшем дошкольном возрасте «Букет ромашки» Цель: развитие творческих способностей через изготовление поделки в технике объемной аппликации; развитие мелкой моторики рук, глазомера,.

Конспект занятия по правилам дорожного движения в средней группе «Как правильно переходить дорогу» Цель: Формировать и расширять представления о правилах безопасности дорожного движения. Задачи: Научить детей в игровой форме переходить.

Конспект занятия в младшей группе «Говорим руками и телом»Конспект занятия в младшей группе «Говорим руками и телом» Задачи: -формировать умение пользоваться жестами, мимикой; -упражнять умение воспроизводить движения, позы, жесты; -развивать творческое.

Конспект занятия в старшей группе «Будешь правильно питаться, будешь ты здоровым!» Конспект занятия в старшей группе «Будешь правильно питаться, будешь ты здоровым!» Цели: способствовать формированию у детей основ культуры.

Объединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьниковОбъединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьников Проект:Объединение «Мастерская театра для школьников», как средство социализации школьников. Объединение «Мастерская театра для школьников».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для школьников с ОВЗ в возрасте 7–14 лет «Говорим правильно»
Опубликовано: 3 декабря 2021 в 15:53
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для школьников с ОВЗ в возрасте 7–14 лет «Говорим правильно»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Емельянова (УИ 1861325) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД