Папки-передвижки

Конспект занятия «Иждивенчество и потребительство»

светлана абрамова
Конспект занятия «Иждивенчество и потребительство»

Государственное образовательное учреждение Ярославской области Багряниковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии

Подготовила:

зам. директора по ВР

Абрамова С. В.

Багряники

2012г.

Кредо организатора:

Надо сделать занятие «ненавязчиво лёгким, искромётным, по возможности весёлым, игровым, исподволь донося то главное, что хотелось бы сказать».

(В. М. Лизинский)

Цель:

- Формирование готовности решать сложные жизненные проблемы.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия „Иждивенчество и потребительство“» размещена в разделах

- Актуализация понятий «иждивенчество», «иждивение», «иждивенец», «самостоятельность».

- Развитие коммуникативных навыков, логического мышления.

- Воспитание чувства ответственности, самостоятельности.

Оборудование:

Бланки тестов, жетоны, буклеты с понятиями: “иждивение“, “иждивенчество“, “иждивенец“, “самостоятельность”, плакат со словами: “Человек – это не то, что он есть, а то, чем он хочет стать. ” (Шолом-Алейхем)

Структура занятия :

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Рефлексия.

4. Заключение.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Здравствуйте, ребята, хочу обратить ваше внимание на высказывание – слова Шолом-Алейхема: “Человек – это не то, что он есть, а то, чем он хочет стать”.

Известно, что люди всегда знают, чего они НЕ ХОТЯТ, но гораздо труднее могут определить, чего им всерьез ХОТЕЛОСЬ БЫ. Для того, чтобы быть тем, кем не можешь не быть, нужно меньше усилий, чем для того, чтобы стать тем, кем хочешь. Задумайтесь над этими словами.

Сегодня мы поговорим о такой проблеме, как иждивенчество. Возможно, мы даже поспорим, каждый из вас выскажет свое мнение по этому поводу, давайте, определим правила ведения дискуссии.

Нам предстоит серьёзно потрудиться. Как вы знаете, в нашем обществе любой труд оплачивается, в том числе и интеллектуальный. Поэтому каждый ваш ответ будет оцениваться, но вместо денег, вы будете получать жетоны.

2. Основная часть.

- Вы слышали такие слова: иждивение, иждивенчество, иждивенец? А задумывались ли вы, какое значение имеют эти слова, в чем их суть? Давайте порассуждаем. Иждивенчество – это… (Рассуждения детей, вручение жетонов.)

- Подводя итог вышесказанному, я зачитаю определение иждивенчества из словаря Ожегова : “Иждивенчество – стремление во всем рассчитывать на помощь других, вообще, жить за чужой счет”.

- А вот как определяет иждивение краткий словарь семейного воспитания: “Иждивенчество – общественное явление и особенность личности, проявляющееся в неспособности и нежелании людей материально и духовно содержать себя, в отсутствии чувства ответственности, готовности решать сложные жизненные проблемы”.

- Как, вы думаете, кто имеет право жить на чьем-либо иждивении? Вы будете говорить, а я заполнять таблицу. По вертикали написано слово и почти на каждую букву этого слова можно назвать категорию людей, относящихся к иждивенцам или могущих быть иждивенцами. (Рассуждения детей, вручение жетонов.)

И – инвалид

Ж – жена (муж)

Д – дети

И – инфантильный

В – временно нетрудоспособный

Е – –

Н – несовершеннолетний, нетрудоспособный, несамостоятельный,

неработающий, нахлебник

Е – –

Ц – –

- Кого еще можно назвать иждивенцами? Возможно, вы вспомните слова, начинающиеся на другие буквы алфавита.

- Итак, иждивенец – это…человек несовершеннолетний, нетрудоспособный, престарелый, находящийся на чьем-либо иждивении.

- Вы обратили внимание, что одна буква “И” осталась без своего слова? А сейчас, внимание! Я буду читать текст, взятый из психологического словаря, а ваша задача услышать слово, на эту букву, возможно, это незнакомый вам научный термин, но постарайтесь его запомнить.

Текст: “Инфантилизм – разновидность иждивенчества, указывающее на то, что в характере взрослого человека сохраняются особенности, свойственные ребенку.

- Я думаю, что сюда можно вписать слово “инфантильный”.

- Как вы думаете, какого человека можно назвать инфантильным?

- Что, вообще, означает слово “инфантилизм”? (Ответы и рассуждения детей, вручение жетонов.)

- Выделяют три типа инфантилизма:

• физический (отставание человека в физическом развитии,

• психологический (отставание в эмоционально-волевом развитии,

• психофизический (у нормально развитого физически и интеллектуально человека незрелая эмоционально – волевая сфера).

- Так называемое “Оранжерейное” воспитание – главная причина возникновения инфантилизма. Иждивенческое отношение к жизни не проявляется мгновенно, оно формируется постепенно, нередко виноваты взрослые, воспитывающие неправильно своих детей. Если взрослые (родители) не воспитывают трудолюбие, это приводит к неприятию труда, становится жизненной позицией.

- В чем проявляется инфантилизм? Слабоволие, пресыщение, нежелание брать на себя ответственность, преобладание игровых интересов, стремление делать только то, что нравится по пути наименьшего сопротивления, а не то, что надо. Для таких людей – вся жизнь – игра, в которой одни права и никаких обязанностей, часто страдают неврозами. Такие люди тянутся к людям, относящимся к категории антисоциальных. Из них формируются хулиганы, пьяницы, наркоманы, воры.

- Но не все так печально, известно, что человек, оказавшись в условиях, требующих ответственных решений, резко повышает свою самостоятельность, это происходит не только с подростками, но и со сложившимися взрослыми людьми.

- Противоположное понятие инфантилизму – самостоятельность, которая предполагает внутреннюю свободу, своеобразие, независимость, способность самому, без подсказки, принимать и проводить в жизнь важные решения, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков, убеждение в том, что такое поведение реально, возможно и правильно.

- А теперь поговорим о том, что вы услышали. Разберем те термины, которые вам не понятны. ( Объяснение слов: инфантилизм, пресыщение, путь наименьшего сопротивления, отставание в эмоционально-волевом развитии, “оранжерейное” воспитание, жизненная позиция, невроз, антисоциальные.)

- А можно ли назвать иждивенцами вас, воспитанников детского дома? (Рассуждения детей, вручение жетонов).

- Скажите, пожалуйста, а иждивенцы могут быть хорошими и верными друзьями? (Рассуждения детей, вручение жетонов).

- Хочу провести с вами небольшой тест, из которого вы узнаете, склонны ли вы к иждивенчеству и инфантилизму, или вы человек самостоятельный и хороший верный друг.

Тест, из которого можно узнать, склонны ли вы к иждивенчеству и инфантилизму :

Ответьте честно на предложенные вопросы (напротив вопросов напишите да, если вы согласны с высказыванием, нет, если не согласны) :

- хочу, чтобы всегда было так, как я хочу.

- когда другу нужна помощь, я с радостью ему помогу.

- мне нравится решать сложные задачи.

- если я знаю, что могу взять вещь.

- если у меня что-то не получается, я бросаю начатое дело.

- я всегда добиваюсь поставленной цели, если даже придется «попотеть».

- хочу, чтобы всем было хорошо.

- меня не устраивают некоторые черты моего характера.

- хочу всего много и сейчас, желательно не прилагая к этому усилий.

- если у меня нет модных штанов, не пойду в школу.

- если в темном переулке кто-то зовет на помощь, я сделаю вид, что не слышу и пройду мимо.

- мир прекрасен.

- в моих проблемах виновато общество.

- я люблю сам (а) мастерить что-нибудь своими руками.

- я добьюсь всего, чего хочу сам (а, своим трудом.

Ключ к тесту:

Посмотрите на свои ответы и подчеркните № вопросов, на которые вы ответили «нет». Если это №№ 1, 4, 5, 9, 10, 11, 13, то вы очень самостоятельный человек и надёжный друг. Если «нет» меньше 4-х, то вам стоит поработать над своим характером и задуматься о ценностях жизни.

- Но вернёмся к понятию иждивенец.

- Мы определили, кого можно считать иждивенцами.

- Скажите, а до какого возраста ребёнок остаётся иждивенцем?

- Сейчас я предлагаю назвать тех, за чей счёт живут иждивенцы, почему возможно их существование.

Когда-то я слышала историю о доисторических временах. В одном племени, в котором стариков немощных, чтобы они не были обузой, отводили в горы и там они умирали. Один вождь не увел своего старого отца в горы, а спрятал его в большую корзину и в трудных жизненных ситуациях советовался с ним. Вскоре племя стало процветать, они даже победили соседнее племя и присоединили его к себе. Хочу спросить у вас, можно ли считать этого старика иждивенцем?

- Давайте вспомним фильм “Громовы”. Два старших брата, оба из благих побуждений помогали Насте в обеспечении семьи средствами к существованию, но у каждого был свой метод добывания денег. Один из них сначала по ночам грузил вагоны, затем работал на кладбище, другой же занимался, как сейчас сказали бы, предпринимательской деятельностью, а в то время это называлось спекулянтством или фарцовкой. Как бы вы поступили в такой ситуации?

- Итак: Иждивение – обеспечение неработающего (больного, престарелого, несовершеннолетнего) средствами, необходимыми для существования. (Ожегов)

- Назовите категории и качества человека, на иждивении которого могут находиться иждивенцы. Давайте впишем слова, начинающиеся на буквы слова. (Рассуждения детей, вручение жетонов.)

И – инициативный человек

Ж – женатый человек

Д – деятельный человек

И – интересующийся человек

В – взрослый человек

Е – –

Н – настоящий человек

И – интеллектуальный человек

Е – –

3. Рефлексия.

- А теперь все вместе давайте придумаем девиз успешного самостоятельного человека, человека, который не является иждивенцем.

И – Инициативно

Ж – Жизнерадостно

Д – Действуя,

И – Иди

В – Вперед,

Е – Если, даже трудно,

Н – Не отчаиваясь, неси добро.

Ч – Честно

Е – Ежедневно

С – Самостоятельно

Т – Трудись

В – Во благо

О – Общества.

4. Заключение.

Подсчёт жетонов, определение победителя.

- В заключение хочу сказать, что от жизненной позиции человека, зависит выбор направления, в котором он будет стремиться идти. И когда выбор совершается, осознано и свободно, – жизнь становится той, которую я хочу, а не той, которой я не могу иначе жить.

Сам решай. Никто не мешает,

И совета никто не дает.

Это так тебя возвышает,

Словно скрипка в тебе поет.

Никакой не играет роли,

Сколько будет беды и боли.

Ждет тебя покой ли, аврал,

Если сам решал, выбирал.

Борис Слуцкий.

Иждивенчество (Толковый словарь Ожегова)

Стремление во всём рассчитывать не на свои силы, а на помощь других, вообще жить за чужой счёт.

Иждивенчество (Толковый словарь Ефремовой)

а) Положение иждивенца, иждивенки.

б) Состояние, пребывание на чьем-либо иждивении.

2) Стремление жить, постоянно рассчитывая на чью-либо помощь, а не на свои силы и средства.

Иждивенство (Словарь синонимов)

нахлебничество, потребительство, иждивенчество

Иждивенство (Краткий словарь семейного воспитания)

«Иждивенчество – общественное явление и особенность личности, проявляющееся в неспособности и нежелании людей материально и духовно содержать себя, в отсутствии чувства ответственности, готовности решать сложные жизненные проблемы.»

Потребительство (Толковый словарь Ожегова)

Cоциальное явление, характеризующееся выдвижением потребления и потребительских благ в качестве высших ценностей, господствующих над другими ценностями человеческой жизни.

Потребительство (Современный экономический словарь)

Чрезмерное увлечение материальной стороной потребления в ущерб духовной.

Потребительство (Философский словарь)

Совокупность регулятивных идей, ожиданий и настроений, ориентирующих поведение, стиль жизни и отношений, где ведущей установкой деятельности выступает стремление к престижному потреблению, к получению максимума наслаждений и развлечений.

Литература.

1. Гребенников И. В., Ковинько Л. В. Семейное воспитание: Краткий словарь [Текст] : словарь / И. В. Гребенников. – М. : Политиздат. 1990. – 319 с.

2. Куган Б. А. Социально – психологические требования к воспитанникам и воспитателям детских домов. [Текст] : учеб. Пособие/ Б. А. Куган. – Курган: ПО “Исеть”, 2001.

3. Куган Б. А. Социально – трудовая адаптация детей группы социального риска. – Курган – Челябинск, 2002.

4. Эльконин Д. Б. Психология игры. [Текст] : Монография / М. : Педагогика 1978. 256 с.

Приложение

Раздаточный материал

И –

Ж –

Д –

И –

В –

Е –

Н –

Е –

Ц –

Тест, из которого можно узнать, склонны ли вы к иждивенчеству и инфантилизму

Ответьте честно на предложенные вопросы (напротив вопросов напишите да, если вы согласны с высказыванием, нет, если не согласны) :

- хочу, чтобы всегда было так, как я хочу …

- когда другу нужна помощь, я с радостью ему помогу.

- мне нравится решать сложные задачи.

- если я знаю, что могу взять вещь.

- если у меня что-то не получается, я бросаю начатое дело.

- я всегда добиваюсь поставленной цели, если даже придется «попотеть».

- хочу, чтобы всем было хорошо.

- меня не устраивают некоторые черты моего характера.

- хочу всего много и сейчас, желательно не прилагая к этому усилий.

- если у меня нет модных штанов, не пойду в школу.

- если в темном переулке кто-то зовет на помощь, я сделаю вид, что не слышу и пройду мимо.

- мир прекрасен.

- в моих проблемах виновато общество.

- я люблю сам (а) мастерить что-нибудь своими руками.

- я добьюсь всего, чего хочу сам (а, своим трудом.

Глоссарий

Иждивение – обеспечение неработающего (больного, престарелого, несовершеннолетнего) средствами, необходимыми для существования (Ожегов).

«Иждивенчество – общественное явление и особенность личности, проявляющееся в неспособности и нежелании людей материально и духовно содержать себя, в отсутствии чувства ответственности, готовности решать сложные жизненные проблемы». (Краткий словарь семейного воспитания)

Интеллект – ум.

Дефект – недостаток, нарушение.

Оранжерейное воспитание – оранжерея, по-другому – теплица, оранжерейное воспитание подразумевает, что ребенка воспитывают в условиях, когда его ограждают от жизненных трудностей, не позволяя проявлять самостоятельность, прививая иждивенческие привычки.

Пресыщаемость – по аналогии с пресыщением едой (другими словами, когда все быстро надоедает)

Идти по пути наименьшего сопротивления – ситуация, когда человек, не желая прилагать усилий, принимает обстоятельства жизни как данность и не сопротивляется им, уходит от трудностей.

Жизненная позиция – принципы, которым неотступно следуют.

Неврозы – социальное расстройство, вызванное неблагоприятными психологическими обстоятельствами. Могут длиться годами. При неврозах происходит снижение настроения, нарушается сон, становится неспокойным, поверхностным, нарушается аппетит, появляется плаксивость, беспричинная печаль.

Своеобразие – неповторимость черт характера, присущих только данному человеку.

Жетоны

красный – за полный, развернутый ответ

синий - за ответ, требующий дополнений

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия в старшей группе «Наш родной город Пудож»Конспект открытого занятия в старшей группе «Наш родной город Пудож» Составила воспитатель МКДОУ детский сад №1 города Пудож Республики Карелия Санькова Валентина Михайловна Цель: Формирование у детей чувства.

Конспект открытого занятия по вокалу «Введение в образовательную программу» для детей 6–7 лет Составитель: Танклаева Светлана Таймуразовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дом творчества» г. о. г. Выкса Количество детей:.

Конспект интегрированного занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Деревья в лесу» Конспект занятия интегрированного занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Деревья в лесу» Цель: - развивать творческие способности.

Конспект занятия Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Юные исследователи» Конспект занятия Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Юные исследователи» Возрастная группа: Средняя группа «Б» Проводила.

Конспект занятия по английскому языку «Числа» — третье занятия Цели: Практическая: закрепление умения считать и прибавлять. Образовательная: закрепление лексико-грамматического материала, развитие.

Конспект занятия по английскому языку «Числа» второе занятия Цели: Практическая: закрепление понятия «один – много». Образовательная: закрепление изученного и введение нового лексико-грамматического.

Конспект занятия по математике конспект занятия по математике (вторая младшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 станицы Новопокровской Муницыпального образования Новопокровский.

Конспект занятия по ПДД «Cветофор». Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода. Задачи: •.

Конспект занятия с детьми младшей группы. Тема занятия по ФЭМП «Сравнение предметов по высоте».Конспект занятия с детьми младшей группы. Тема занятия по ФЭМП «Сравнение предметов по высоте». Конспект занятия с детьми младшей группы. Тема занятия по ФЭМП «Сравнение предметов по высоте». Автор: Черевко Екатерина Викторовна, воспитатель.

Конспект занятия «Мой дом» Тема мероприятия: «Мой дом» Цель: знать свой домашний адрес: название города (села, номер дома, квартира. Задачи: - развивать дидактическую.

Автор публикации:
Конспект занятия «Иждивенчество и потребительство»
Опубликовано: 18 марта 2017 в 17:45
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД