МААМ-картинки

Конспект комплексного занятия на тему «Русская матрешка» в средней группе

Корнева Надежда Сергеевна
Конспект комплексного занятия на тему «Русская матрешка» в средней группе

Цель:

Знакомство детей с русской народной деревянной игрушкой Матрёшкой.

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие: приобщение детей к национально-культурным традициям; эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения к другим детям; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие:

Публикация «Конспект комплексного занятия на тему „Русская матрешка“ в средней группе» размещена в разделах

познакомить детей с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам; познакомить детей с историей создания, материалом, внешнем видом, особенности росписи;

Художественно-эстетическое развитие: развивать интерес детей к народному творчеству; развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами; развивать аккуратность при работе с фетром и клеем; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов; воспитывать самостоятельность; развивать творчество, воображение.

Речевое развитие: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

расширять словарный запас.

Физическое развитие: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.

Методы:

Наглядный, словесный, практический.

Приё мы:

Эмоциональный настрой (использование на занятии музыкальных произведений, показ и рассматривание иллюстрации, беседа, загадка, указания, пояснения, сюрпризный момент.

Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, купчиха, токарь, Фукурума.

Оборудование: Деревянная игрушка матрёшка, картинки с изображением матрёшек, письмо, силуэт матрёшки, кисти, клей, фетр, узоры и украшения для оформления матрёшки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание физминутки «Матрёшка».

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня, давай поздороваемся с ними.

Игровое упражнение «Доброе утро»

Станем рядышком, по кругу,

Скажем Здравствуйте! друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем Привет! и Добрый день!

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО.

Воспитатель: Ой, Ребята, вы представляете, сегодня утром прихожу в группу, а нам пришло письмо, интересно от кого оно?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Давайте посмотрим, очень интересно, здесь еще и фотография есть.

Письмо

Здравствуйте ребята!

Пишут вам дети из далекой страны Японии. У нас в стране, у детей есть любимая игрушка Фукурума. Это великий мудрец. Он много думает и поэтому у него такая большая голова. Мы очень любим своего Фукуруму, но нам хочется больше узнать о других игрушках. Напишите нам, пожалуйста, в какие игрушки играют дети в далекой России. Нам очень интересно.

С уважением дети из детского сада «Яки-Маки».

Воспитатель: Ну что ж ребята, расскажем японским детям о нашей любимой игрушке?

Дети: Да!

Воспитатель: А какой игрушке мы будем сегодня говорить, вы узнаете это из загадки.

Загадка:

В деревянной Игрушке

Сидит кукла-милашка.

В кукле той другие крошки.

И зовут сестер… (матрешки)

Дети: Матрёшки.

Воспитатель:

История матрёшки

А вы знаете, Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась более 100 лет тому назад. Однажды купчиха А. Мамонтова привезла из заморской страны Японии интересную японскую игрушку, про которую дети из японского детского сада говорили в письме. Она была выполнена очень необычно и представляла собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – добродушного, лысого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. (демонстрация картинок)

Василиию Звездочкину токарю по дереву, очень понравилась эта игрушка и ему захотелось сделать свою игрушку. И он выточил из дерева первую русскую матрешку, фигурки также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. (демонстрация картинок)

Поэтому первая матрешка представляла собой группу детей : восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Получилось дружное и трудолюбивое семейство. И назвали новую игрушку Матрена т к это имя было самое распространенное на Руси. (демонстрация картинок)

Воспитатель:

-Как вы думаете, из чего сделана матрешка?

Ответы детей: (ответы детей)из дерева

Воспитатель: Правильно.

Из чего сделана матрешка?

Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево спиливают ранней весной, сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её, украшают красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, у каждой свой характер. После того как расписали, покрывают лаком. (демонстрация картинок)

Сначала вырезается самая маленькая неразъемная куколка, за тем по размеру следующая и так до самой большой. (демонстрация картинок самой большой и самой маленькой матрёшки)

Остальные матрешки состоят из двух частей. Одна большая матрешка может содержать в себе до десяти – двенадцати куколок.

Воспитатель:

-Только, где же они, подружки – сестрички. Как вы думаете?

Дети: внутри, в другой матрешке, спрятались.

Детям предлагается пройти к мини-музею матрёшки.

Воспитатель: Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри. Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.

- Ребята, какие матрёшки? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие)

- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

Очень любят все матрёшки разноцветные одё жки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает.

- Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья).

-А что находится на лице у матрёшки? (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ)

Воспитатель:

- Расписали русские художники матрёшку на славу : чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из - под него толстая коса.

-А как вы думаете, почему они такие гладкие? (ответы детей)

Правильно, их обрабатывают шкуркой, а за тем расписывают. Раньше в работе участвовали все члены семьи.

Хозяин дома вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их разными красками, а за тем продавали на ярмарках и базарах. (демонстрация картинок)

Воспитатель:- Ребята, а вы знаете стихи про матрешку? дети:

Стихотворение

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одёжки,

Называются-матрёшки.

Воспитатель: Давайте мы с вами отдохнем и проведем физкультминутку.

Физкультминутка

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки. (Повертеться из стороны в сторону)

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки, (носок-пятка-топ-топ-топ)

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки, (повертеться из стороны в сторону)

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки (наклону головы вправо-влево).

Воспитатель:

А вы знаете, что матрёшки бывают разные? Их называютСергиево - посадская матрёшка, Вятская, Семеновская по названию той местности, где их делают. Но у всех у них есть отличительные особенности.

Например:

Сергиево - посадская (Загорская) матрёшка одета в узорчатую кофту, сарафан с кружками и змейками, передник в цветочек. Роспись яркая, основные 3-4 цвета: жёлтый, красный, синий, зелёный. Эта матрёшка – труженица. Она держит в руках то лукошко с ягодами, то петушка, то серп.

Вятская матрёшка. Её не только расписывают красками, но и украшают соломкой. Из соломки вырезают цветы и узоры. Потом их приклеивают и покрывают лаком.

Семёновская матрёшка. У семёновских матрёшек на фартуках нарисованы яркие букеты. Цвет сарафана – красный. На голове – платок, который украшен по кайме.

Воспитатель:

-А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Ответы детей: бережно, аккуратно

Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо усвоили, что такое матрешка.

Ребята, к нам в садик привезли необычных матрешек из фетра, которых не успели украсить на фабрике. Посмотрите на них. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды.

Я предлагаю вам стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам, стать красивыми, и нарядными, как их подружки. Вы согласны? Тогда приглашаю вас в мастерскую.

Вот и мы с вами будем наряжать матрёшку (вспоминают правила работы).

Сидим спинка ровная, работаем на доске, клей не забывайте закрывать. (Воспитатель помогает детям занять места за столом для творчества, на котором заранее приготовлены: шаблоны плоскостной матрешки на каждого ребенка, элементы декора (различные виды цветов, ягод и т. д., клей, кисточки, салфетки).

Ну, что ж, друзья, за работу.

Воспитатель: Перед вами шаблон матрёшки, вы на своё усмотрение украсьте матрёшку.

Детям предлагается картонный шаблон, который они по своему усмотрению декорируют, используя различные виды декора.

Воспитатель предлагает и гостям нарядить матрёшки.

(Во время работы звучат народные хороводные мелодии)

Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрёшки у вас получились.

- А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?

(ответы детей)

Итог занятия :

Воспитатель:

- Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: С матрёшкой.

Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?

Дети: Нарядные, красивые.

Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка?

Дети: Да

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, какие бывают матрёшки?

Воспитатель: Молодцы, а теперь мы должны написать письмо японским детям и рассказать о том, что вы сегодня интересное узнали про матрёшку и еще мы сфотографируем ваших матрёшек и отправим им на почту, чтобы японские дети знали какая игрушка в России самая любимая.

Воспитатель:

А прежде чем начать писать письмо, мы должны попрощаться с нашими гостями.

Пришло время расставаться. До свидания!

Использованная литература

1. https://www.maam.ru/detskijsad/tema-ruskaja-matreshka-75556.html

Интегрированное занятие в средней группе «Русская матрешка». Елена Васина.

2. https://udarenieru.my1.ru/news/konspekt_zanjatija_matrjoshka_v_mladshej_gruppe/2015-05-19-501

Конспект занятия "Матрёшка" в младшей группе

3. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-hudozhestvenomu-tvorchestvu-risovanie-vo-2-i-mladshei-grupe.html

Конспект занятия по художественному творчеству (рисование) во второй младшей группе «Веселые Матрешки». Елена Юрьева

4. https://konkurs-dlya-pedagogov.info/konspekty-zanyatij-s-matreshkoj-v-mladshej-gruppe

Конспекты занятий с матрешкой в младшей группе. Прокофьевой Е. Е.

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятии по пластилинографии в средней группе «Русская матрешка»Фотоотчет о занятии по пластилинографии в средней группе «Русская матрешка» Доброго времени суток уважаемые друзья и коллеги! Сегодня, расскажу о нашем творчестве. Как мы с девочками, средней группы, рисовали пластилином.

Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам»Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам» Начальная школа - детсий сад 27. Воспитатель: Санникова Т. В. г. Махачкала конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной.

Конспект комплексного занятия по экологии на тему: «Жители нашего леса» (в младшей группе)Конспект комплексного занятия по экологии на тему: «Жители нашего леса» (в младшей группе) Форма: Комплексное занятие. Цель: Дать представление о весеннем лесе и о диких животных живущих в нашем лесу. Задачи: Образовательная: 1.

Конспект музыкального занятия «Здравствуй, русская матрешка» для детей среднего дошкольного возрастаКонспект музыкального занятия «Здравствуй, русская матрешка» для детей среднего дошкольного возраста Конспект музыкального занятия «Здравствуй, русская матрешка», для детей среднего дошкольного возраста Цель занятия. Приобщать детей.

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России»Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России» Программные задачи: - Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке, как символу России; - Развивать.

Конспект НОД «Русская матрешка» в средней группе ДОУКонспект НОД «Русская матрешка» в средней группе ДОУ Конспект НОД «Русская матрешка» в средней группе ДОУ Цель: формировать интерес к матрешке, как символу русского народного искусства, народной.

Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка»Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка» Задачи: Образовательные: -Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством -Продолжать знакомить детей с историей возникновения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия на тему «Русская матрешка» в средней группе
Опубликовано: 27 ноября 2023 в 21:40
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД