МААМ-картинки

Конспект занятия «Кукла-берегиня «Мотанка» (старший дошкольный возраст) (3 фото)

Галкина Светлана Владимировна
Конспект занятия «Кукла-берегиня «Мотанка» (старший дошкольный возраст)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

«Кукла –берегиня «Мотанка»

(старший дошкольный возраст)

подготовила: воспитатель

Галкина Светлана Владимировна

Цель-создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить детей с видом декоративно-прикладного творчества-тряпичной куклой, с видами кукол;

Публикация «Конспект занятия „Кукла-берегиня „Мотанка“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

-учить изготавливать куклу берегиню-мотанку;

-обогащать и активизировать словарь детей (оберег, кукла-мотанка, кукла-берегиня, безликие);

-упражнять детей в координации речи с движениями, при проведении физминутки.

Развивающие:

-развивать мелкую моторику рук детей, посредством изготовления тряпичной куклы (заматывание, завязывание узелков);

-развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга;

- развивать художественные способности, воображение;

-развивать речь детей в беседе и проговаривания пальчиковой гимнастики «Тряпичные куклы».

Воспитательные:

-формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа;

- формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами;

- воспитывать уважение к народной культуре.

Оборудование:

Видеопроектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация «Народные куклы», стенд с народными куклами (обереговые, игровые, обрядовые, карточки со схемами изготовления кукол, современные куклы.

Раздаточный материал:

Белый квадратный отрезок ткани большого размера и поменьше, цветной прямоугольный отрезок ткани, цветной треугольный отрезок ткани, красные нитки.

Предварительная работа:

Беседа «Откуда берутся игрушки?», чтение сказки “Василиса Премудрая”, просмотр презентации «Народные промыслы», организация мини-музея «Народная кукла», отгадывание загадок, разучивание пословиц, скороговорок, народных потешек, изучение народных игр «У медведя во бору», «У Маланьи», «Платочек»; разучивание пальчиковой гимнастики «Тряпичные куклы».

Образовательная область: художественно-эстетическое

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, физическое,

Ход занятия

Организационный (мотивационный) этап занятия.

Воспитатель: - Ребята вы любите играть в куклы? Посмотрите какие куклы у нас в группе (большие, маленькие, пупсы).

-Вы знаете, когда я была маленькой девочкой, то тоже любила играть в куклы. У меня была любимая кукла. Она говорила «мама», когда брала за руку ходила, закрывала и открывала глаза.

- Наши мамы и бабушки тоже были маленькими и тоже любили играть в кукол, но таких современных кукол не было и они сами шили себе кукол.

Основной этап занятия :

-Садитесь на стульчики и послушайте интересную историю.

- Очень – очень давно, когда наши бабушки были маленькими девочками, они играли во такими куклами. Этих кукол они делали сами из лоскутков и старой одежды.

- Посмотрите на куколок, они изготовлены все из цветных лоскутков, и все они разные. Ни одна куколка не повторяется.

- Ребят, посмотрите внимательно на этих кукол –кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи и что их объединяет? (нет лица) .

- Молодцы, у кукол нет лица и все куклы безлики. Давайте все вместе скажем «безлики» (дети повторяют).

- В старину на Руси кукол специально делали «безликими». Считалось, если у них нет лица, в них не смогу вселиться злые силы и они не смогут навредить ребенку. Безликая кукла всегда добрая. Она имеет силу: оберегает и защищает человека. Они поддерживали хорошее настроение в доме, оберегали от плохих вестей. Отсюда и название большинства тряпичных кукол – обереги, берегини.

- Давайте все вместе скажем «оберег», «берегиня» ….).

Ее клали рядом с детишками, когда они ложились спать. Считалось, что такая кукла будет оберегать во сне.

Ребятки, а вы хотите такой оберег себе, что оберегал и защищал вас? (Да)

Тогда я приглашаю вас в нашу мастерскую, для того чтобы научиться делать куклу – оберег, но сначала давайте встанем в круг и проведем физкультминутку.

«Веселый хоровод дружбы».

Воспитатель: - Молодцы, садимся на стульчики (дети садятся).

- Ребята, посмотрите на мою куколку. Она называется «куколка – мотанка». Как вы думаете, почему она так называется? (ответы детей)

- Посмотрите какой красивый у нее наряд: у нее есть юбочка, косыночка.

-Сегодня будем делать «куколку – мотанку».

Ребята, посмотрите, у меня на столе лежат два квадрата белого цвета: один большой – это будет туловище и голова и поменьше – это ручки. Треугольник из цветной ткани – это косынка. Два прямоугольника: один побольше – это юбочка. И красные нитки – чтобы завязывать. Это то, что нужно для создания нашей «куколки – мотанки».

Воспитатель: - Ребята, посмотрите как я буду делать.

-Сначала беру большой квадрат из белой ткани и скручиваю его в аккуратный рулетик. Рулетик складываю пополам и отступив от сгиба перевязываю красной ниткой. У меня получилось туловище с головой. Отложила в сторону.

- Теперь берем поменьше белый квадрат и так же скручиваем в рулетик - это будут ручки.

-Ребят, а что есть у ручек? (ответ детей – ладошки).

-Правильно, ладошки. Немного отступив от края с обеих сторон рулетик – обматываем и завязываем красной ниткой. Это ладошки. А теперь соединяем ручки с туловищем и приматываем и завязываем под ручками также красной ниткой.

-Теперь берем большой цветной прямоугольник – это куклы юбка. Прикрепляем, обматываем и завязываем. И теперь украшаю голову цветной косынкой.

Все моя кукла- мотанка готова.

А теперь давайте вы сделаете такие себе. Встаньте, возьмите свои стульчики, поставьте за столы и садитесь. Прежде чем вы начнете, давайте наши пальчики разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Тряпичные куклы»

-Молодцы, а теперь приступаем к выполнению берегини (дети делают кукол берегинь, ребята, обратите внимание у вас на столах лежит схема, которая поможет вам в изготовлении куклы.

Изготовление кукол-мотанок.

Конспект занятия «Кукла-берегиня «Мотанка» (старший дошкольный возраст)
Фото «Мотанка»

Заключительный этап. Рефлексия.

Воспитатель: -Молодцы, наши «куклы-мотанки» готовы. А теперь с куклами выходим и подходим ко мне.

-Ребята, вам понравилось занятие? А что понравилось больше?

-Что на занятии мы с вами делали? (кукла – мотанка).

-Почему она называется «мотанка»?

- Кто желает, может взять домой и такой оберег станет прекрасным талисманом и будет приносить удачу и счастье.

Конспект занятия «Кукла-берегиня  (старший дошкольный возраст) - фото
Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия «Древо жизни» (старший дошкольный возраст) Цель: - Формировать у детей представление о Древе Жизни, как о символе непрерывной связи поколений на земле, о смене времени года - зима,.

«Мой любимый посёлок — Понтонный!» Конспект занятия (старший дошкольный возраст)«Мой любимый посёлок — Понтонный!» Конспект занятия (старший дошкольный возраст) Цель: Воспитывать любовь к родному посёлку, гордость за славную историю, вызывая познавательный интерес к родному краю. Задачи: 1. Дать.

Конспект занятия по ФЭМП «Чётные, нечётные числа» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по ФЭМП «Чётные, нечётные числа» (старший дошкольный возраст) Цель: Закреплять названия геометрических фигур; упражнять в ориентировке в пространстве и на листе бумаги; продолжать знакомить детей с.

Конспект занятия по познавательному развитию «Комнатные растения» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по познавательному развитию «Комнатные растения» (старший дошкольный возраст) Задачи: 1. Расширить знания детей о комнатных растениях. 2. Учить называть растение и его основные части. 3. Закрепить модели потребностей.

Конспект занятия по познавательному развитию «Вербное воскресенье» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по познавательному развитию «Вербное воскресенье» (старший дошкольный возраст) Цель: Воспитание чувств уважения к православным традициям своего народа. Задачи: Дать представление детям о православном празднике Вербное.

Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст) Цель:Продолжать знакомить детей с грибами,их особенностями,внешним видом,местах где они растут. Учить отличать съедобные от ядовитых. Пополнять.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст) Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности; Задачи: — формировать у детей представление о значении почвы.

Мастер-класс «Кукла-мотанка Берегиня — оберег кубанских казаков»Мастер-класс «Кукла-мотанка Берегиня — оберег кубанских казаков» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 33 СТАНИЦЫ НОВОПЛАТНИРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Конспект занятия «Семена сажаем — клумбу украшаем» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия «Семена сажаем — клумбу украшаем» (старший дошкольный возраст) Тема: «Семена сажаем - клумбу украшаем» (старший дошкольный возраст) В рамках тематической недели «Земля наш общий дом – чисто и красиво.

Конспект занятия «Знакомство с флейтой» (старший дошкольный возраст) Знакомство с флейтой. Старший дошкольный возраст. Тема: «Музыка флейты» Цель: Познакомить детей со звучанием флейты. Ход занятия Дети входят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Кукла-берегиня «Мотанка» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 2 июля 2023 в 21:19
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД