Елена Гладуш
Конспект занятия «Моя большая и малая Родина»
Тема: Моя большая и малая родина.
Задачи:
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей государственной символике;
- поддерживать у детей интерес к историческим событиям, дать понятие большой и малой родины;
- уточнить знания детей о том, что окружает посёлок Чульман (лес, тайга, ключи, малые речки);
- расширить и обогатить знания детей об истории возникновения посёлка Чульман;
- развивать связную речь;
- учить последовательно и грамотно излагать свои мысли;
Публикация «Конспект занятия „Моя большая и малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
- продолжать расширять пассивный и активный словарный запас (герб, гимн, триколор, скипетр, держава, малая и большая родина);
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувства гордости, почитания и глубокого уважения к символам России;
- воспитывать у детей чувства гордости, уважения и любви к тому месту в котором они живут;
- воспитывать заботливое отношение к природным и к культурным ценностям.
Раздаточный материал: разрезные картинки с изображением видов Чульмана.
Предварительная работа:
- заучивание стихотворений о символах государства, о малой и большой родине;
- слушание гимна России и Якутии;
- знакомство с картой России.
Ход занятия:
1) -Ребята, как называется страна, в которой мы свами живём? (Россия)
- Правильно! Ребята, Россия — это наша большая родина! По-другому Россию называют Российская Федерация. В переводе с латыни, означает «союз». Нет на свете страны больше, чем Россия. Она расположена в двух частях света: в Европе и Азии. В ней сосредоточенна половина природных богатств мира.
Появляется изображение карты России.
- Вот сколько места она занимает на карте. На карте отмечены самые большие города России : Москва и Санкт Петербург. Якутия входит в состав России. (показываю)
- На карте она обозначена зелёным светом. Самое главное богатство нашей страны – это её народ. Веками наши предки создавали могущество Родины, защищали её от врагов. Наши деды и прадеды одержали победу в самой страшной войне за всю историю человечества- в Великой Отечественной Войне. Во главе России стоит президент. Его раз в шесть лет избирают голосованием, в котором участвуют все взрослые жители страны. Как и у всех стран, у России есть государственные символы- вспомните и назовите их (флаг, герб, гимн).
- Ребята, а что такое гимн? (главная песня о нашей стране, о родине)
- Исполняют гимн в самых торжественных случаях. Например, когда спортсмены выиграли соревнование и поднимаются на высшую ступень пьедестала почёта. Гимн звучит, например, при вступлении в должность Президента Российской Федерации, во время встреч и проводов глав иностранных государств, на военных парадах. Гимн слушают стоя.
- Ребята, скажите из каких цветов состоит флаг России? (белый, синий, красный)
- Флаг России можно назвать триколор. Триколор означает трёхцветный. С верху вниз на нём расположены бело-синие-красные полосы. Белый цвет означает миролюбивость России, символ мира, чистоты и духовности. Синий – символ верности её сынов и дочерей и честности. Красный- символ мужества и крови, пролитой за отчизну.
- Послушайте стихотворение о Российском флаге:
Белый цвет-берёзка
Синий-неба цвет.
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
- Ребята, где вы видели государственный флаг? (Государственный флаг вывешивают на улицах и площадях во время торжественных праздников. Под государственным флагом ходят корабли в дальних морях, указывая на свою принадлежность к тому или иному государству.)
- Вспомните и назовите, что изображено на гербе России7? (На гербе России изображен двуглавый золотой орёл, с распростертыми крыльями. В лапах орла скипетр и держава. Головы его смотрят в разные стороны: одна на запад, другая на восток. Это символ единства огромной страны. На груди у орла красный щит, с изображением святого Георгия Победоносца, который издавна был покровителем Москвы- столицы Российской Федерации)
- Послушайте стихотворение о гербе России:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
2) – Ребята, сегодня утром в наш детский сад почтальон принес письмо. Оказалось, что это письмо для вас! (воспитатель открывает письмо)
- Якутия, посёлок Чульман, ул. Гагарина 23, детский сад «Буратино», детям старшей группы!
- Ребята, Якутию, Чульман можно тоже назвать родиной, но малой.
-Наш дом, наша семья, наш детский сад, наш двор, наш посёлок – это наша малая родина!
- Итак, что же в письме? Интересно? Слушаем!
«Дорогие дети! Мы много слышали о вашем посёлке и даже один раз приезжали в него. Мы ходили на мост, через который течет река, но забыли, как она называется.» (воспитатель прерывает чтение письма, задает детям вопросы)
- Ребята, а вы помните, как называется река, протекающая через наш посёлок? (Чульман)
- Правильно! Читаем дальше:
«А потом наш путь лежал через главную улицу вашего посёлка, но к сожалению, как она называется мы не запомнили.
- Дети, кто помнит, как называется главная улица в Чульмане? (Советская)
- Правильно! Читаем дальше:
«Мы так быстро шли, что даже не смогли запомнить названия улиц вашего поселка.»
- Ребята, а вы можете назвать улицы нашего посёлка? Назовите! (Гагарина, Островского, Транспортная, Школьная, Мира, Циолковского, Мостостроителей, Свердлова, Новая, Лесная, Молодежная, Ярославского, Первомайская, Южная, Титова, Геологическая, Олимпийская, Гилюйская, Семилетка, Жуковского, Трудовая, Северная, Гаражная, Цветочная, Таежная, Набережная, Крайняя, Денисовская, Рабочая, Спортивная, Утесная, Пионерная)
- Молодцы, много улиц назвали! А сейчас вернемся к письму:
«Ваш Чульман нам очень понравился, мы даже сделали много фотографий. По сравнению с Москвой, Чульман очень маленький, мы посылаем вам игру: «Собери, узнай и назови!» Мы её сделали сами и предлагаем вам в нее поиграть. Надо собрать из частей целую картинку и назвать, что на ней изображено. Собирайте, называйте и любуйтесь.»
- Ну что, поиграем? (Детям раздаются конверты с разрезными картинками, дети играют, во время игры звучит песня «С чего начинается родина»
- Молодцы ребята! Мне понравилось, как вы играли, все справились с заданием. Все правильно назвали то, что изображено на картинке. А теперь читаем письмо дальше:
«А еще мы высылаем вам фотографии нашего любимого города. Они вам помогут заочно побывать на экскурсии по Красной площади. Ждём вашего ответа на наше письмо. До свидания!»
- Ребята, вы уже поняли, что письмо прислали нам дети, которые живут в Москве? Как их можно назвать? (москвичи)
- А как можно назвать жителей Чульмана? (Чульманцы)
Якутск-якутене, Нерюнгри-нерюнгринцы.
- Правильно! Молодцы! А сейчас мы с вами отправимся на заочную экскурсию по Красной площади.
Слайд с изображением Красной площади из далека.
- Ребята, так выглядит Красная площадь из далека. Какого цвета Кремлевские стены? (красные)
Слайд Красной площади внутри.
- А это, перед вами, вид Красной площади внутри Кремлевских стен. Красная-значит красивая. Современные стены Кремля были построены более 500 лет назад. До них Кремль окружали деревянные, потом белокаменные. Стены нужны были для обороны Кремля. Для успешной обороны крепости, по ходу стены построили башни, всего их 20. Самая знаменитая из них-Спасская башня.
Слайд с видом Спасской башни.
- С давних пор, звучат в Кремле-Кремлевские куранты, расположенные на этой башне. Куранты- это часы, рассмотрите их. Это главные часы России. По их бою, все люди в нашей стране, сверяют время.
Слайд с видом Покровского Собора.
- На Красной площади находится Покровский Собор. Храм был построен царем Иваном Грозным. В память о взятии Казани и победе над казанским ханством. Пригласил царь для строительства двух мастеров- Барму и Постника. И велел построить 9 храмов, в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань. Главным храмом является Церковь в честь Покрова Божьей Матери, вокруг нее сгруппировали 8 церквей. Все они объединены общим основанием. Народ же назвал этот храм-Собором Василия Блаженного в память, о Московском святом. Рассмотрите его, когда смотришь на храм, то чувствуешь радость и восторг от красоты, будто расцвел волшебный каменный цветок.
Слайд памятник Минину и Пожарскому.
- Рядом с собором, установлен памятник. На памятнике надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Благодарна страна Минину и Пожарскому за то, что они подняли русский народ на борьбу с польскими захватчиками. Кузьма Минин был торговцем, а Дмитрий Пожарский хорошим полководцем. Минин собрал народ и обратился к нему: «Люди русские! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу любимую родину!» Люди отозвались на его слова, собрали войска, возглавил его Дмитрий Пожарский. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский привели войска к Москве и выгнали поляков, защитив Отечество. За их подвиг, через много лет, народ собрал деньги на памятник. Установили его на Красной площади. Это был первый в Москве памятник.
Слайд Лобное место.
- А это Лобное место. Оно представляет собой трибуну, окруженную каменой стеной. Отсюда глашатаи читали царские указы, объявляли о военных победах, о заключении мира, оглашали и приговоры государственным преступникам. Казни на Лобном месте никогда не проводились, а называлось оно лобным потому что Василевский спуск вначале которого оно расположено, в середине века назывался «лбом».
Слайд Исторический музей.
- На Красной площади находится Исторический музей. Он был построен 136 лет назад. В 1981 году. В нем хранятся исторические документы, рассказывающие о истории нашей страны с древнейших времен до наших дней. Здание музея построено сравнительно недавно, но напоминает старинный русский терем.
3) - Ребята, мы ответим на письмо нашим московским друзьям и скажем им большое спасибо за их интересное письмо. В своем письме мы им расскажем о нашем родном посёлке.
Слайд поселка Чульман.
- Посмотрите, как он выглядит на этом фото.
- Наш Чульман родился на слиянии Лукачикит и реки Чульман в 1926 году. И первоначально назывался Утесный.
- Людей всегда тянуло к воде. У реки легче дышится, у воды можно поймать рыбу и легче добыть птицу и зверя. Города и поселки часто строили на побережьях рек. И называли именем реки. Не исключением стал и наш поселок. Его построили рядом с рекой и вскоре назвали именем реки Чульман. Слово Чульман означает нефрит, кварц. Нефрит и кварц- это такие минералы. Есть и другой более понятный перевод. С эвенкийского «чул»-синий, «Ан-Ян»-гора. Вместе получается- синие горы. С таким переводом согласны многие хранители эвенкийского языка из села Иенгра. Если смотреть из далека на отдаленные горы, он и правда сине-голубые. В этих горах и берет свое начало река Чульман.
Слайд реки Чульман.
- Наш поселок окружает множество маленьких речек, сопок. Чульман находится среди леса, среди тайги! Вспомните и скажите, чем богаты наши леса? (ягоды, грибы, деревья, звери, птицы)
- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай и назови». ( ягоды: брусника, голубика, черника, земляника, жимолость…; грибы: маслята, сыроежки, подосиновики, белые грибы, подберезовики…; деревья: осины, березы, лиственницы, ели…; звери: олени, лисы, зайцы, волки, белки, медведи, бурундуки, соболь…; птицы: рябчики, глухари, куропатки)
- Молодцы! Хорошо играли в игру! Ребята! Наш Чульман, леса со всеми богатствами, река –это наша малая родина. А Россия-большая родина. Послушайте стихотворение о большой и малой родине :
Родина малая-милая сама!
Это то место, где дом и семья.
Живут там надежные, самые верные,
Самые лучшие в мире друзья.
Но родина общая наша – Россия,
Не важно, из города ты иль села,
Она навсегда нас с тобою сплотила,
И стали родными на век ты и я.