ЕЛЕНА ГОРБУНОВА
Конспект занятия «Кто опрятен-тот приятен»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Закрепить представление:
- о личной гигиене и её влиянии на здоровье и взаимоотношения людей;
- об опрятности, чистоте, аккуратности, ухоженности;
- о культуре общения;
- о пользе активного общения и познании окружающего мира;
Активизировать:
- внимание, мышление, эмоциональное состояние детей, улучшение мышечного тонуса.
Расширять:
- кругозор об окружающем мире из жизни животных;
Воспитывать:
- интерес к чтению произведений художественной литературы.
Публикация «Конспект занятия „Кто опрятен-тот приятен“» размещена в разделах
Предварительная работа: цикл занятий по темам воспитания культурно-гигиенических навыков, развлечение.
Оборудование: ширма, кукла мальчика, Ворона, предметы гигиены, панно «окно в природу».
Дети заходят в зал, здороваются с гостями и занимают места на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами пришли в кукольный театр. Скажите, как надо вести себя в театре?
Дети: Нельзя опаздывать на представление, надо вести себя тихо, не разговаривать, щелкать семечки, бросать фантики и огрызки на пол, вымазывать кресла, рвать их.
Воспитатель: Сегодня, мы будем смотреть кукольное представление об одном очень ленивом мальчике. Он ничего не хотел делать; не работать, не играть. Он даже не хотел и не любил умываться. Не любил причёсываться. Всегда говорил своей маме: «Мне не хочется» и всем другим людям говорил так же. Поэтому его назвали мальчик Нехочуха. Посмотрите (открывается занавес). Вот он. Лежит в кровати.
Воспитатель: Мальчик! Доброе утро! Время просыпаться. К тебе в гости пришли дети. Воспитатель подходит к кукле, легонько её тормошит, кукла просыпается.
Мальчик: Не хочу!
Воспитатель: Какой ты ленивый, невоспитанный. Гости пришли. Когда гости приходят, обязательно надо здороваться. Дети давайте поздороваемся с мальчиком.
Дети: Доброе утро!
Мальчик: (бурчит) Доброе утро, доброе утро! Но вставать я всё равно не буду. Потому, что мне не –хо-четь-ся! Понятно.
Воспитатель: Видите какой ленивый. Мальчик утром надо умываться!
Мальчик: Не хочу! Я вчера, нет позавчера умывался. Не хочу сегодня.
Воспитатель: Умываться надо каждый день, чтобы лицо было чистым и белым. А у тебя какое лицо? Покажись, ой, какай ты замарашка. Тебе надо умыться водой с мылом и вытереться полотенцем.
Мальчик: Не хочу! Я не люблю воду, она мокрая и холодная. Я не люблю мыло, оно щипает глаза. Я не люблю полотенце, оно колючее. Отстаньте от меня!
Воспитатель: Ты хоть расчешись! Посмотри какой ты лохматый. Вот держи расчёску.
Мальчик: Не хочу! Расчёска меня будет царапать и двигаться мне лень.
Воспитатель: Тогда оставайся сам. У нас тут дети чистые, причёсанные, аккуратные, опрятные. С грязнулями и лентяями дружить никто не хочет. Правда, дети?
Дети: Да!
Мальчик: Тогда я дальше буду спать (ложиться в кровать). И играть мне с вами тоже не хо-че-ться. Накрывается одеялом. Поёт песенку….
Мальчик накрывает голову одеялом, торчат только волосы. Вдруг прилетает Ворона.
Ворона: Кар! Кар! О-О! какое хорошее лохматое гнездо! Буду тут жить. (Садится мальчику на голову).
Мальчик: Ой! Ты кто! Вон отсюда, не мешай мне спать!
Ворона: Я – Ворона! А ты что такое, если говорить умеешь?
Мальчик: Я – не «что»! Я – мальчик! Не видишь разве? Чего ты на меня cадишся?
Ворона: Нет, ты не мальчик — ты моё новое гнездо. На дворе зима, сильный ветер поломал моё старое гнездо и я теперь буду жить у тебя на голове. Ты всё равно лежишь, какая тебе разница.
Мальчик: Я не хочу быть гнездом!А-а-а! Крутит головой, пытается сбросит ворону.
Ворона: Не ори! Ты настоящее гнездо. Я такое удобное искала давно.
Мальчик: Нет, я ребёнок!
Ворона: А вот и нет! Я знаю какие дети бывают. Они чистые, опрятные, причёсанные. Не лежат в кровати, а учатся рисовать, считать, играют в разные интересные игры, бегают, прыгают, выполняют упражнения. А ты — грязный, взъерошенный, лохматый, только и делаешь, что лежишь. Вот и лежи, а то я тебя клюну.
Мальчик подскакивает, убегает. Ворона летает, как будто-бы ищет его, потом садится.
Ворона: Куда это он делся. Ну ничего, сейчас к своей кровати вернётся. Подожду.
Воспитатель: Послушай, Ворона, а ты только у мальчиков на голове гнёзда делаешь.
Ворона: Какая мне разница! Могу и у девочек, которые не любят причёсываться и умываться. А что у вас есть такие девочки и мальчики. Мне гнездо надо!
Воспитатель: Нет, у нас в детском саду таких детей нет. Правда, дети. У нас все красивые, чистые, аккуратно одеты. Покажите Вороне какие вы.
Ворона: И правда. Очень хорошие дети. Для гнезда вы мне совсем не подходите! Где же тот мальчик с моим гнездом на голове. Полечу, поищу его.
Появляется мальчик Нехочуха (за ширмой, или выходит).
Мальчик: Спасите, помогите, не хочу чтобы Ворона у меня на голове гнездо делала.
Воспитатель: Ребята, поможем Нехочухе!
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чему в первую очередь мы должны научить мальчика Нехочуху?
Дети: Его надо научить быть чистым.
БЕСЕДА О ЧИСТОТЕ.
Воспитатель: Дети, объясните Нехочухе, почему плохо быть грязным.
Ответы детей: Это некрасиво, неприятно для окружающих, грязный человек плохо пахнет, всё время чешется, в одежде заводятся клещи, в волосах вши, он часто болеет и может заразить окружающих людей, может запачкать их вещи, игрушки.
Воспитатель обобщает детей.
Воспитатель: Нехочуха, посмотри на детей — они такие чистые, опрятные, на них так приятно посмотреть.
КТО ОПРЯТЕН — ТОТ ПРИЯТЕН — говорят в народе.
Нехочуха не слышит, так как у него грязные уши.
Дети дважды повторят правило.
Воспитатель: Это правило надо вспоминать всегда, когда выходишь из дома. Лично я не забываю посмотреть на себя в зеркало и сказать себе: КТО ОПРЯТЕН — ТОТ ПРИЯТЕН. Произносить с зеркалом в руках.
Воспитатель предлагает детям проговорить правило, передавая зеркало друг другу.
Воспитатель: А как называют людей, которые ходят грязными и не любят мыться?
Дети: Неряхи, замарашки, грязнули, чумазики, поросята и т. д.
Воспитатель: про них даже страшилку придумал М. Котин.
Противные бяки.
Кто зубы не чистит, не моется с мылом,
Тот вырасти может болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули.
Из них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд,
А иногда вообще не растут.
Воспитатель: Нехочуха, грязным быть плохо и вредно.
Мальчик: плачет. Не хочу быть маленьким, не хочу болеть, не хочу мыться. Вот пристали! Уж лучше бы я был какой нибудь зверушкой — слоником, например, или птичкой. Вот бы меня всегда любили и не заставляли бы мыться.
ГИГИЕНА ЖИВОТНЫХ.
Воспитатель: Вы, ребята и ты Нехочуха, посмотрите в «окно природы».
(специально сделанное наглядное пособие -панно, оконная рама, на стене, на ширме).
Воспитатель: Вспомните, как за собой ухаживает слон. (показывает картинку).
Ребё нок: Слон. (и другие ответы детей).
Воспитатель: Давайте, покажем, как слон выходит на прогулку, как набирает хоботом воду, поднимает хобот, выпускает воду и купается. Чистый, довольный. Дети садятся на места.
Воспитатель: А, что делают воробьи?
Ребё нок: Воробей по лужице
Прыгает и кружится
Пёрышки взъерошил он,
Хвостик распушил
Погода хорошая
Чив-чив-чив!
Дети описывают картинки из «окна природы», с изображением купающихся птиц. Воробьи любят купаться в лужах, а если луж нет, то купаются в пыли. Пыль делает их пёрышки пушистыми и воздушными.
Воспитатель: Давайте, покажем, как воробьи летают, прыгают, чистят пёрышки, плескаются в воде. (дети садятся на места).
А, Вика знает как за собой ухаживает хомяк. Показывает картинку.
ВИКА:
Хомка, Хомка, хомячок
Полосатенький бочок
Хомка раненько встаёт
Щёчки моет, зубки трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку
1-2-3-4-5 Хомка хочет сильно спать.
Воспитатель: Кто видел как умываются кошки? (Показывает картинку).
Ответы детей: Кошки не очень любят воду. Но они всегда чистые и ухожены.
Часто умывается, а с водой не знается» - так говорят про кошек. Умываются и купаются они язычком. Слюна у них вместо воды, а шершавый язычок вместо мочалки.
Воспитатель: Только вот интересно, почему коты во время умывания не царапают себя? Ведь у них такие острые коготки.
Дети: Кошки втягивают коготки в подушечки на лапках.
Воспитатель: Давайте покажем, как это делают кошки.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: «КОШКИНЫ КОГОТКИ».
(ребёнок собирает все пальцы в неплотные кулачки — это кошачьи лапки, нежно трёт ими по щёчкам, приговаривая: мягкие лапки, мягкие лапки. Но если котикам что-то не нравится, они угрожающе шипят: «ш-ш-ш-ш» и пускают в ход своё оружие. Резко выпрямляют руки и пальцы, направляют их и кричиат: «Мяу», далее медленно, сгибая руки в локтях и напряжённо скрючив пальцы, замирают в этой угрожающей позе
Гимнастику повторяют несколько раз.
Педагог показывает иллюстрацию спящего кота
Без расчески причесался
И умылся без воды
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады
Воспитатель: Кто слышал как поют коты? А как хозяева их зовут?
Дети отвечают: спят и говорят мур-р-р. мур-р-р; кс-кс-кс
проводится работа с детьми над четким звукопроизношением: мур мур и кс-кс-кс.
Воспитатель: Кошка уснула,показалась мышка (показывает картинку как за собой ухаживают мышки)мышки тоже любят чистоту и гигиену.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: (Мышка мыла папки)Елены Карельской
Мышка мылом мыла лапку: (Имитация мытья рук.)
Каждый пальчик по порядку. (Отогнуть из кулачка по очереди все пальцы.)
Вот намылила Большой, (Соответственно.)
Сполоснув затем водой. (Встряхнуть кистями рук.)
Не забыла и Указку, (Потереть указательный палец.)
Смыв с него и пыль, и краску.
Средний мылила усердно, - (Соответственно.)
Самый грязный был, наверно!
Безымянный тё рла пастой: (Потереть щепотью указательный палец.)
Кожа сразу стала красной.
А Мизинчик быстро мыла: (Движения выполняются очень быстро.)
Очень он боялся мыла!
Воспитатель: Так что, дорогой друг, Нехочуха, за своей чистотой следят все и животные и люди. Это закон! Вот посмотри как ребята ухаживают за собой, в детском саду и дома (дети показывают фотографии и рассказывают стихотворения)
"Умывалочка".
Добрая водичка! Помоги немножко:
Вымой у ребяток грязные ладошки!
Ты, кусочек мыла, мыль нас, не жалея,
Станут наши ручки чище и белее!
Воспитатель: В каких случаях обязательно мыть руки?Ответы детей. (выходи ребенок и показывает фотографию)
Ребенок: нужно чистить каждый зуб
верхний зуб,нижний зуб
даже самый дальний зуб
очень важный зуб
ребенок показывает фотографию и читает стихотворение:
щетки и ножницы очень нужны,
грязными ногти быть не должны
ребенок показывает фотографию и читает стихотворение:
я привык свои ботинки чистить
чистить щеткой каждый день
и с костюма все пылинки
мне вытряхивать не лень
ребенок показывает фотографию и читает стихотворение:
зеркало охнет, где же гребенка?
что же она не причешет ребенка?
зеркало даже темнеет от страха
если в него поглядится неряха.
Воспитатель: Нехочуха, мне кажется, что ребята тебя убедили, в том, что нужно быть всегда чистым, опрятным, аккуратным, следить за своим внешним видом, есть такая пословица «Чисто жить - Здоровым быть» (2раза).
Подумай об этом и начинай исправляться дружок
Нехочуха: Ребята, спасибо большое я все понял, только я не знаю какие предметы и вещи гигиены помогут мне следить за чистотой своего тела
Воспитатель Для того, что бы ты понял поиграем в игру «гигиена”. (игра)
Нехочуха: Благодарит детей!
Слышится крик вороны.
Нехочуха: ОЙ, опять ворона кричит, пойду умоюсь и приведу себя в порядок (появляется ворона и ищет его, среди детей и гостей, он в это время появляется чистый и красивый
Ворона: так а ты кто такой чистый, красивый, умытый, а где тот мальчик на голове которого, я хотела свить гнездо, его Нехочухой зовут неужели это ты?
Мальчик: Я Петя я умылся, причесался, почистил свою одежду! видишь теперь я настоящий мальчик, а не гнездо.
Ворона: Ну вот и хорошо, а что ты любишь делать?
Мальчик: я теперь люблю, умываться, причесываться, бегать, прыгать, хотите дети делать со мной упражнения)
Воспитатель: Давайте!мы уже показывали какие мы чистые и опрятные, а теперь покажем какие крепкие и здоровые)
ФИСКУЛЬТУРНОЕ УПРАЖНЕНИЕ:
Ворона: теперь я вижу, что ты настоящий мальчик, а гнездо я себе сделаю на дереве! Я не лентяйка (ворона улетает).
Воспитатель: вот видите дети как хорошо,что Петя стал настоящим мальчиком (а кровать ты будешь прибирать)
Мальчик: не хо. буду буду!
Воспитатель: А помогать убирать маме в комнате будешь?
Мальчик: буду потому, что маму я очень люблю
Воспитатель: а учиться читать и писать хочешь?
Мальчик: не хочу. ой нет, хочу, только мне самому скучно и играть не с кем самому скучно. Вот вы же сказали, что с такими как я ни кто дружить не хочет (отворачивается)а воспитатель шепчет детям» дети позовите Петю к себе по имени» дети зовут куклу по имени, и поворачивается
Воспитатель: Видишь сколько у тебя появилось друзей, приходи к нам в детский сад будешь заниматься физкультурой и учится,наши дети живут так каждый день, правда дети (дети подтверждают)