Папки-передвижки

Конспект занятия «От зернышка до платья» в средней группе

Любовь Захаркевич
Конспект занятия «От зернышка до платья» в средней группе

Муниципальное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад «Росинка» муниципального района город Нерехта и Нерехтского района

Костромской области.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ :

«От зернышка до платья»

(интегрированное занятие для детей средней группы)

Подготовила и провела :Захаркевич Л. В. воспитатель высшей категори

Цель: - Познакомить детей с народным праздником Параскевой – льняницей, с традициями (посиделки, льняные смотрины, вышивание обережных узоров, игры);

Задачи:

Публикация «Конспект занятия „От зернышка до платья“ в средней группе» размещена в разделах

Образовательные :

- пополнить знания детей о процессе изготовления одежды в старые времена (посев льна, изготовление холста, украшение одежды – вышивка);

- Закреплять знания детей о женской и мужской одеждах прошлого;

- Активизировать в речи детей народные пословицы, слова – лён, холст,

ткацкий станок, оберег;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к предметам прошлого, восхищение женским трудом.

- воспитывать интерес к жизни наших предков.

Развивающие:

- развивать связную речь,

- развивать мышление, наблюдательность, умение сравнивать.

Материал:

-фото, иллюстрации ткацкого станка;

- льняное волокно, льняная кукла;

- холст, полотенца, рушники;

- иллюстрации женского и мужского русского костюмов и их силуэты (заготовки);

- краски, карандаши.

Предварительная работа:

- Разучивание народных игр «Я хорошая ткачиха», «Верёвочка»

- Разучивание пословиц о труде;

- Экскурсия в музей детского сада.

Ход непосредственно -организованной образовательной деятельности:

Дети сидят полукругом, на столе изделия изо льна – льняное волокно, льняная кукла.

Воспитатель загадывает загадки.

Воспитатель : - Топили, топили,

колотили, рвали.

Крутили, ткали.

На столы клали? (лён)

Эти синие цветочки,

Превратят потом в сорочки.

И в простынки и в салфетки.

Что за цвет, в чём секрет? (лён)

Я сегодня вам расскажу, что такое лён? Как его выращивали, что из него делали?

Воспитатель предлагает рассмотреть, что у него на столе. Дети уточняют названия предметов, трогают, выясняют свойства льна – грубое, колется, не рвётся, тёмного цвета ит. д.

Воспитатель - : Посмотрите, это лён. Лён знали в различных странах. В нашем городе, его выращивали издревле. Сначала разбрасывали горстями по маленькому полю зерна, приговаривая: Зародился, мой льнище,

И долог и тонок.

Золотое корение,

В золотое семя!

Когда голубые цветки опадут, головки забуреют и подсохнут, лен выдергивали в снопы, приговаривая: «Ты, удайся мой, беленький лён». Лён очищали, пеленали, затем, чесали железным гребешком, делали льняные нити, ткали на ткацких станках полотно.

27 октября – народный праздник – Параскева – льняница, грязница. В этот день начинали ткать, трепать лён, готовить к пряже. Бабы и девки выносили лён на показ – «Льняные смотрины». На чём же ткали полотно раньше?

Дети: На ткацких станках.

Рассматривают фото, иллюстрации станка.

Игра «Я хорошая ткачиха»

Воспитатель : - Считали, Параскеву, своей заступницей, покровительницей женской зимней работы, в первую очередь пряжи. «На грязниху не бывает сухо». Холст получается тёмный, как же его отбеливали, как вы, думаете? (варианты детских ответов.)

Воспитатель : - Когда холсты были готовы, их «белили» - на морозе – снег, а летом на солнце. Холст становился белый. (рассматривают). Как вы, думаете, что делали из такого холста?

Дети - : Шили одежду.

Вос-ль: - Давайте рассмотрим русский народный костюм?

Рассматривают иллюстрации женского и мужского костюма, сравнивают.

Игра «Сравни костюмы»

Воспитатель : - А что ещё делали в старину из холста? (варианты ответов)

Воспитатель : - А делали, ребята, ещё полотенца, рушники, салфетки. Чем же их украшали?

Дети: - Вышивкой

Вос-ль:- Правильно. Вышивкой украшали одежду, скатерти, полотенца, подзоры.

Считали, что в красивом доме будет всё ладно да складно.

Рассматривание вышивки на фото, иллюстрации.

Воспитатель : - В каждой местности у мастериц – вышивальщиц были свои излюбленные цвета ниток и узоры. В нашей области вышивали петуха – красными нитями, красный цвет символ радости, солнца. Вышивка делалась «белым по белому», либо «красным полукрестом по белому». Невесты вышивали для женихов кисеты – мешочки для хранения табака. Мамы - детские рубахи. Такие узоры считались оберегами того, кто носил одежду, от зла. С обережной вышивкой хранили даже нитки – сила в них и защита. Где в наши дни вы, видели вышивку? (варианты детских ответов)

Рассматривание изделий с вышивкой - полотенца, рушники, наволочки.

Уточнение вышитого рисунка, цвета ниток.

Воспитатель : - Дожила вышивка и до наших дней, но до сих пор очень ценится ручная вышивка.

Во время работы девушки пели. На огонёк заглядывали и парни. Отложив дела, молодёжь играла, давайте и мы поиграем. В народе говорили: «Делу время, а потехе час».

Русская народная игра «Верёвочка»Дети после игры садятся.

Воспитатель : - Лён и холст, вышивка – хранят тепло женских рук. Много труда надо вложить, что бы получилась красивая одежда. Давайте вспомним народные пословицы о труде.

Дети: - Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.

По работе и награда.

Дело мастера боится.

Глаза бояться, а руки делают.

Воспитатель : - А теперь я вам предлагаю тоже поработать. Давайте «украсим» нашу одежду.

Дети по желанию выбирают силуэты сарафанов, косовороток, скатерти и раскрашивают.

Роспись силуэтов одежды.

В конце занятия, организуется выставка одежды. Дети вспоминают, как выращивали лён, ткали холсты, традиции народного праздника – Параскевы – льняницы, уточняют элементы рисунка на силуэтах одежды.

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Путь от зернышка до Каравая»Сценарий праздника «Путь от зернышка до Каравая» Сценарий праздника «Путь от зёрнышка до Каравая» Цель: 1. Расширить представления детей о хлебе и его изготовлении. 2. Учить детей беречь.

Дидактическая игра «Путешествие Колобка. От зернышка до хлеба»Дидактическая игра «Путешествие Колобка. От зернышка до хлеба» Аннотация Игра предназначена для занятий с детьми от 5лет. В эту игру можно играть как в ДОУ, так и на дополнительных занятиях в учреждениях.

Конспект музыкального занятия «От зернышка до каравая»Конспект музыкального занятия «От зернышка до каравая» Конспект музыкального занятия "От зернышка, до каравая", для детей старшего дошкольного возраста Цель. Уточнить и закрепить представления.

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Нарядные платья для кукол»Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Нарядные платья для кукол» Тема: «Нарядные платья для кукол» Образовательные области: художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие,.

Конспект занятия «От зернышка до хлеба» для детей 5–6 лет в рамках проектной работыКонспект занятия «От зернышка до хлеба» для детей 5–6 лет в рамках проектной работы Цель: Закрепить знания детей о хлебе. О том, что хлеб это самое большое богатство. Задачи: Дать представление о том, кто и как выращивает.

Конспект занятия «Прогулка на луг» в средней группеКонспект занятия «Прогулка на луг» в средней группе Это занятие я представляла на конкурсе "Воспитатель года", к сожалению фотографировать занятие было нельзя, поэтому фотографий представить.

Конспект занятия в средней группе «Мой дом»Конспект занятия в средней группе «Мой дом» Конспект занятия в средней группе «Мой дом». Направление: Познавательно-речевое. Основная образовательная область: «Познание» Интегрированные.

Конспект занятия в средней группе «Наш помощник — нос»Конспект занятия в средней группе «Наш помощник — нос» Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» (образовательные компоненты «Самопознание. Здоровье и личная гигиена. Безопасность.

Мастер-класс для педагогов по изготовлению макета «От зернышка до каравая»Мастер-класс для педагогов по изготовлению макета «От зернышка до каравая» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Работая над проектом "Хлеб - наше богатство", мною был изготовлен макет "От зернышка до каравая". Хочу.

Рекомендации к проведению занятия по рисованию «Украшение свитера и платья»Рекомендации к проведению занятия по рисованию «Украшение свитера и платья» Обучая дошкольников живописи, педагог детского сада уделяет особое внимание декоративному рисованию. С особым интересом ребята всегда расписывают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «От зернышка до платья» в средней группе
Опубликовано: 29 ноября 2021 в 23:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД