Конспект занятия «Звуковая культура речи. Звук [Ч]»

Гульзия Халикова
Конспект занятия «Звуковая культура речи. Звук [Ч]»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 66»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ЗВУК «Ч»»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ)

Возрастная группа: Средняя группа № 10

Подготовила: Халикова Гульзия Урузбаевна

Оренбург

2018

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

№ Организационно-методическая

информация Содержание Приме-чание

1. Тема образова-тельной

деятельности Звуковая культура речи. Звук «ч».

2. Доминирующая

образовательная область Речевое развитие

3. Виды деятельно-сти детей

Коммуникативная (звуковая культура речи звук «ч», ,артикуляционная гимнастика, изобразительная (разукрашивание раскрасок) двигательная (выполнение движений в соответствии с текстом во время физминутки, музыкальная (музыкальное сопровождение занятия, игровая (игра: «Ласковое слово», «Третий лишний».

4. Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1 Общепедагогиче-ские методы и приемы Словесные (художественное слово, беседа).

Игровые (игры, игровой момент);

Практические (разукрашивание);

Наглядный (демонстрация иллюстрационного мате-риала).

5. Интеграция образовательных областей

Речевое развитие: образование с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов существительных;

Художественно-эстетическое развитие: разукраши-вание раскрасок.

Познавательное развитие: игры «Ласковое слово», «Найди предмет»

Физическое развитие: физминутка «Мы в автобусе сидим»

6. Возрастная груп-па Средняя группа 4-5 лет

7. Цель Научить детей правильному произношению звука «ч»

8. Задачи

Планируемые результаты

8.1 Обьяснить детям, как правильно произносится звук «ч» Правильно произносят звук «ч».

8.2 Упражнять в произнесении зву-ка (изолированно, в словах, в стихах, развивать фонематиче-ский слух детей Различают на слух и называют слова начинающиеся на звук «ч».

8.3 Способствовать воспитанию ин-тонационной выразительной ре-чи. Умеют правильно выражать слова, выделяя их интонационно.

9. Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения Способы преодоления

Создание и решение проблемной ситуации Рассматривание проблемы в игровой ситуации

10. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Необходимые материалы для проведения занятия Технические средства обучения: магнитофон

Демонстрационный материал:

Карточки с изображением картинок- предметов со звуком «Ч» и без него, чебурашка, шари-ки,торт,сундучок,мяч,книга-подарок.

Раздаточный материал: раскраски цветные карандаши.

11. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Что читали, пели, рисовали, слушали, наблюдали и т. п. в контексте темы занятия Артикуляционная гимнастика с Язычком

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

№ Этап Содержание Примечание

I. Вводная часть

1.1

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся! Молодцы! Я предлагаю вам встать в круг и взяться за руки, чтобы настроиться на работу, произнесем стихотворение-напоминалочку:

(Дети встают в круг)

Говорим всегда красиво

Тихо и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не шумим!

Наши ушки слушают,

Наши глазки смотрят,

Пучки нам помогают,

Ножки нам не мешают!

1.2 Мотивация деятельности детей Воспитатель:

- Дети, сегодня мы отправимся в путешествие на большом, красивом автобусе

А отправимся мы в путешествие в гости к сказочному герою. А к какому вы должны угадать…

Прослушайте, пожалуйста, мелодию и уга-дайте о ком идет речь (звучит фонограмма)

Правильно - Чебурашка.

А кто-нибудь знает про него стихи?

(Чтение стихотворений детьми)

Сегодня нас он пригласил на день рождения! Поздравим его?

II. Основная часть:

2.1 Актуализация ранее приобре-тенных знаний Воспитатель:! Чтобы отправиться в путь нам необходимо приобрести билеты.

Дети выбирают билеты - геометрические фигуры для паровозика.)

Воспитатель: Ребята, у нас билеты в виде геометрических фигур и места в паровозике обозначены геометрическими фигурами. Найдите свое место согласно билетику.

Дети занимают места со своими фигурами

Воспитатель: Аня какой у тебя билетик? А у Вани какой? И т. д.

Дети: круг, квадрат, треугольник.

Воспитатель: а, каких они цветов?

Дети: красного, синего, желтого, белого, зеленого

Воспитатель: Все готовы, тогда отправляемся в путь.

(Звучит музыка.)

Воспитатель: А вот и домик нашего Чебу-рашки! Но что-то наш Чебурашка груст-ный. Давайте спросим его его:

Воспитатель:Чебурашка, что ты такой невеселый, у тебя же сегодня праздник?

Воспитатель: Ребята, вы знаете. Чебурашка мне на ушко сказал, что он очень плохо вы-говаривает свое имя, не может выговорить букву «Ч».

Воспитатель:Поможем ему справиться с его проблемой?

Воспитатель: Давайте сначала разбудим наш язычок, зубки, губки.

1. Артикуляционная гимнастика

Проснулся язычок, стал он выход ис-кать. В одну щечку постучал, в дру-гую, не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и на-правился к нему, но зубки его не про-пустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие серди-тые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».

2. «Я- веселая лошадка»

Язычком пощелкай громко-

Стук копыт услышишь звонко.

3. «Лопатка»

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

1,2,3,4,5

Язычок надо расслаблять.

4. «Хоботок»

Подражаю я слону,

Губы хоботком тяну.

И на трубочку похожи

Подудеть в нее мы сможем:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

Воспитатель: Вот наш Язычок проснулся! Теперь я вижу, что вы готовы!

Воспитатель: Посмотрите, как правильно произносить звук ч:

Губки округлены,

Зубки не смыкаются,

Язычок поднят вверх.

Воспитатель: Наш звук играет с ветерком.

Поднесите ладошку ко рту и еще красиво произнесем звук «ч»

Воспитатель: Чувствуете, как из ваших ртов вырывается небольшой ветерок?

Воспитатель: А теперь давайте произнесем звук «ч» по-разному: быстро-медленно, ти-хо-громко:

Ча-ча-ча, ча-ча-ча в комнате горит свеча.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу молоточком я стучу.

Чо-чо- чо, чо-чо-чо в печке очень горячо.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи спрятались мои ключи.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок, а в кармане пята-чок.

Ач-ач-ач, ач-ач-ач дайте мне большой калач.

Оч-оч-оч, оч-оч-оч наступила ночь.

Молодцы ребята, справились с заданием!

Воспитатель: Чебурашка приготовил для нас сюрприз. Это волшебный сундучок. Но чтобы его открыть нам нужен волшебный ключ, а у меня только простой. Что же будем делать?

А давайте мы произнесем волшебные слова:

«Чики,чики,чок – открывайся сунду-чок!»(три раза)

Дети по очереди достают предметы, если с буквой «ч» в одну корзину, если нет «ч» в другую.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: А давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко». Вы будете с ним играть? (ответы детей) Отвечаем по одному. Кто ловит мяч,тот отвечает.

Мя-чик, клю-чик, паль-чик, ёло-чка, иголо-чка,шапка- шапочка,заяц- зайчик, лиса- ли-сичка,ветка-веточка.

Воспитатель: И еще поиграем в игру «Тре-тий лишний»

На мольберте картинки с изображением предметов. Найти лишнее, в котором нет буквы «ч».

Воспитатель: Молодцы, ребята, ребята! А теперь давайте спросим у Чебурашки, нау-чился ли он произносить звук»ч»?

Он хочет вас отблагодарить и приглашает всех пить чай с тортиком. Какой же празд-ник без торта. А давайте поможем ему задуть свечу.

Чу-чу-чу я сейчас зажгу свечу

Ча-ча-ча горит ярко свеча

Чи-чи-чи встали мы вокруг свечи!

Воспитатель: давайте попрощаемся с Чебу-рашкой, с вами сядем в наш автобус и по-едем обратно в детский сад (звучит фоно-граммма)

2.2 Самостоятель-ная деятель-ность детей Ребята,Чебурашка просил передать вам большое спасибо и дарит вам раскраски, давайте с вами их разукрасим.

Разукрашивание раскрасок с изображением предметов с буквой «ч»

III. Заключительная часть

3.1 Анализ и само-анализ деятель-ности детей - Ребята расскажите мне, где мы сегодня с вами были? Что делали? Вам понравилось наше путешествие в сказочную страну, в гости к Чебурашке?

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятель-ности детей/

мероприятия Содержание Примечание

I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1 Указывается мероприятие (экскурсия, вы-ставка и т. д., вид деятельно-сти (чтение, ху-дожественно-творческая и т. п.) Дети совместно с педагогом заучивают считалки и скороговорки со звуком»ч».

II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятель-ности

2.1 Ребенок сам Игра «Найди предметы со звуком «ч»»

2.2 Ребенок по при-глашению педа-гога Артикуляционная гимнастика на звук «ч»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. М.: Мозаика – Синтез. 2014 г.

2. Куликовская Т. А. «Логопедические скороговорки и считалки» М.: «Гном и Д».

3. Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. М.: - Эксмо. 2003 г.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Звуковая культура речи. Звук [Ч]» Образовательная область: Речевое развитие Вид деятельности: Развитие речи Тема: «Звуковая культура речи. Звук [Ч]» Цель: Познакомить детей.

Конспект занятия «Звуковая культура речи. Звук [И]»Конспект занятия «Звуковая культура речи. Звук [И]» Программное содержание: Учить правильно произносить звук «И»; Развивать речевое дыхание, побуждая детей к длительному произношению гласного.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [ц]» Цель. Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [ш]» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш» Цель: - Формирование.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Звуковая культура речи: звук [У]» Конспект образовательной деятельности по речевому развитию ТЕМА:Звуковая культура речи: звук "У" Подготовила воспитатель: Аминова.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ж]» Звуковая культура речи: звук ж Цель. Развитие звуковой культуры речи; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

Конспект по развитию речи. Звуковая культура речи «Звук [Ц]» Речевое развитие Звуковая культура речи: звук "ц". Цели и задачи: Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах,.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [у]» Цель: упражнять детей в чётком произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). Задачи : воспитывать чувства ответственности,.

Конспект занятия «Звуковая культура речи. Звук [Ш]» МБДОУ Чановский детский сад №5. Коспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Звуковая.

Звуковая культура речи «Звук [а]-[у]». Конструкт занятия «Развитие речи». Вторая младшая группа 1. Организационный Воспитатель при помощи словесного приема – вопрос к детям, активизирует внимание детей. Воспитатель показывает на экране.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия «Звуковая культура речи. Звук [Ч]»
Опубликовано: 10 марта 2018 в 00:29
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июля. Смотр математических игр на МААМ

Человечество начало считать еще в глубокой древности. Появление математики было вызвано жизненной необходимостью — людям приходилось измерять урожай, пересчитывать скот, производить денежные расчеты,...

17 июля. День этнографа

Так сложилось, что июль месяц традиционно становится временем этнографических экспедиций. Учёные, преподаватели и студенты ездят по сёлам, станицам, хуторам, расположенным вдали от крупных городов....

Развивающая тактильная панель для детей младшего дошкольного возраста
Цель: упражнять детей в сравнении предметов контрастных размеров и цветов, дать понятие «один», «много», упражнять детей в игре с липучками-застежками,...
Педагогический проект «Насекомые и их знакомые» в младшей группе
Педагогический проект «Насекомые и их знакомые» в младшей группе. Тип проекта : познавательный. Возрастная группа : младшая группа ( 3-4 года)...
Фотообзор исторического фестиваля «Времена и эпохи»
Исторический фестиваль «Времена и Эпохи» проводится в Москве уже с 2011 года. Его целью является знакомство с историей жителей России в наглядной форме. Из...