Алина Владимировна Арсенидзе
Конспект занятия «Звуковая культура речи. Звук [Ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Образовательная область: Речевое развитие
Вид деятельности: Развитие речи
Тема: «Звуковая культура речи. Звук [Ч]»
Цель: Познакомить детей с новым звуком (ч).
Образовательные задачи:
Научить произносить звук (ч) медленно - быстро, громко – тихо (шепотом).
Развивающие.
формировать положительное отношение к поэзии;
Публикация «Конспект занятия „Звуковая культура речи, Звук [Ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
развивать зрительное восприятие
Воспитательные.
Воспитывать интонационную выразительность речи.
Воспитывать у детей интерес к чтению художественного произведения, стремление внимательно слушать.
Ход занятия.
1. Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю вспомнить «Правила дружных дошколят»
Все мы дружные ребята, мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем, как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо, будет радостно, легко.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
«Если б не было его, не сказали б ничего».
(Язык)
Воспитатель: Молодцы. Для чего нужен язык человеку?
(что бы разговаривать)
Воспитатель: Где находится язык?
(во рту)
Воспитатель: Что ещё находится во рту?
(зубы)
Воспитатель: Как работает язычок? Покажите.
(дети показывают)
Воспитатель: Что делает язычок когда мы молчим?
(отдыхает спокойно лежит).
Воспитатель: Ребята, а больше всего язычок любит играть. Давайте поиграем.
Для этого встаньте в круг.
(дети встают в круг, проводятся артикуляционные упражнения)
1) Я - веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко -
Стук копыт услышишь звонкий.
(Дети, щелкая язычком, движутся по кругу)
2) Упражнение «Часики».
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так.
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
3) Упражнение «Лопатка»
Язык лопаткой положи,
И под счёт его держи.
Раз- два- три- четыре- пять!
Язык надо расслаблять!
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
Водички: с-с-с-с…
(с – с – с – с)
Комарика: з-з-з-з…
(з – з – з – з)
Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
(ш – ш – ш – ш)
Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
(ж – ж – ж – ж)
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.
«Чебурашка чашку чая
Черепашке наливает».
(звук ч).
Воспитатель: Правильно, а теперь послушайте новую историю о Язычке.
«Однажды язычок увидел паровоз, который подъезжал к станции и громко пел «ч-ч-ч-ч». Захотелось и язычку спеть такую песенку. Он поднял кончик языка, сделал шаг назад в своём домике и стал стучать в потолок. Он пустил тёплый ветерок, и у него получилось: «ч-ч-ч-ч». Обрадовался язычок, что научился петь песенку паровоза.
Воспитатель: Давайте и мы все вместе её споём.
(Дети произносят звук (ч) сначала хором, затем индивидуально)
Воспитатель: Послушайте, как поёт песенку Машин язычок!
(Маша поет песенку язычка)
Воспитатель: А теперь паровозик поехал быстро. Послушайте, как поёт песенку язычок Насти, Глеба и т. д.
(Дети поют)
Воспитатель: Молодцы. Стал Язычок сочинять и петь разные песни, похожие на песню паровоза. Ребята. А давайте вместе повторим чистоговорки.
(Дети повторяют слоги и чистоговорки вслед за воспитателем).
Чу-чу-чу-я гулять хочу. (Громко, вместе, индивидуально)
Ча-ча-ча-дай мне калача. (Тихо, вместе, индивидуально)
Чи-чи-чи-пироги в печи. (Шепотом, девочки)
Чо-чо-чо-ох, как горячо. (Быстро, мальчики)
Ач-ач-ач-пришел врач. (Медленно, девочки)
Уч-уч-уч-у меня ключ. (Громко, мальчики)
Оч-оч-оч-скоро ночь. (Тихо, шепотом вместе)
Воспитатель: А вы знаете, что звуки умеют прятаться в словах? Звук (ч) тоже решил с нами в прятки поиграть. Игра называется «Найди звук». И сейчас мы будем его искать в начале или конце слова. Если вы услышите звук ч в начале слова, хлопайте в ладоши, если в конце слова, топайте ногами.
Воспитатель: Слушайте внимательно: Чай, меч, чудо, ключ, черепаха, врач, чашка, мяч.
(Дети играют)
Воспитатель: Какие молодцы!
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Чью песенку сегодня научился петь язычок?
(песенку паровозика)
Воспитатель: А как он её поёт?
( все дети отвечают: ч-ч-ч).
Воспитатель: Хорошо, а давайте все вместе повторим еще раз скороговорку:
«Чебурашка чашку чая
Черепашке наливает».
(Дети повторяют)
Воспитатель: Молодцы, ребята!