Ирина Ушанова
Конспект занятия по речевому развитию «Звуковая культура речи. Звук [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
*Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах);
*упражнять в умении определять слова со звуком ж.
Предварительная работа: индивидуальная работа по рабочей тетради «Уроки грамоты для малышей. Средняя группа» (М. : Мозаика - Синтез, 2014. – Тема: «Звук ж»
Индивидуальная работа: Дима Е., Маша П., Андрей К., Света С. – помочь правильно произносить звук.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Звуковая культура речи, Звук [Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материалы к занятию : ноутбук, мольберт, картинка жука, гуся, рассказ «Поющий букет» В. Бирюкова, загадки.
Совместная деятельность с педагогом.
1. Организационный момент
Воспитатель: Посмотрите, кто сегодня к нам пришел?
Дети: Гусь, жук.
Воспитатель: А кто помнит, какой звук издает гусь? (ш-ш-ш)
А какой звук издает жук? (ж-ж-ж)
2. Основная часть
Воспитатель: Послушайте, о чем я сегодня вам расскажу.
«Сидел Язычок в домике, - слышит: кто – то поет песенку: «Ж-ж-ж-ж»
«Я е умею так петь, -огорчился Язычок. – Я знаю песенку листьев, гуся, змеи.
Но эта новая песня совсем другая. Она звонкая: «Ж-ж-ж-ж»
Ж-ж-ж – это песня жука, - Она порется так же, как песня гуся (ш-ш-ш, но только звонко с голосом.
Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «Ж-ж-ж»
Что вы слышите?
Дети: горлышко поет эту песню
Воспитатель: А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню гуся поет горло?
Дети: нет
Воспитатель: давайте поучимся петь песенку жука. Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко. За верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж»
Воспитатель: А теперь давайте споем песенку маленького жука.
А теперь песенку большого жука.
Проводиться подвижная игра «Жуки»
Ребята берутся за руки и образуют круг. воспитатель выводит за его пределы 6-7 детей. Они изображают жуков.
«Круг – это большая комната со множеством окон, - объясняет педагог. - Люди ушли, а окна в комнате не закрыли. (дети поднимают руки вверх). В комнату влетели жуки и загудели: «Ж-ж-ж». они стали летать по всей комнате. Подул ветер. И окна захлопнулись. Жуки полетели к окнам, не увидели стекол и упали. Попались жуки! Лежат на спине, барахтаются. Жалобно жужжат. Давайте поможем жукам, откроем окна, выпустим на волю. Пусть летают»
Игра повторяется.
Воспитатель: А сейчас. Я прочитаю вам стихотворение, которое называется «Почему букет поет?» Н. Головина.
Жук в рубашке полосатой
Прилетел играть к ребятам,
На цветок лиловый сел –
Песню звонкую запел,
Сока сладкого хлебнул,
В колокольчике заснул,
Да попал в букет к Маринке
И жужжит, жужжит в корзинке!
А Марина не поймет:
Почему букет поет?
Воспитатель: Почему же пел букет?
Дети: там сидел жук
Воспитатель: Хотите послушать рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и, попав к девочке, испугался? Я буду рассказывать, а вы мне, когда попрошу, помогайте».
Воспитатель читает отрывок из рассказа «поющий букет» В. Бирюкова, сопровождая показом слайдов.
Воспитатель: Летел жук по своим делам, жужжал: «Жжжуть как пить хочется» слайд 1
Воспитатель: О чем и как жужжал жук? (хоровой и индивидуальные ответы)
Дети: жжжуть как пить хочется.
Воспитатель: Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжжажжжду утолить» слайд 2
Воспитатель: залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» слайд 3
Воспитатель: Что прожжужал жук?
Дети: Красиво! Жжить можно!
Воспитатель: Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!
Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» - запел жук
Воспитатель: О чем он запел?
Дети: Жжить хорошо.
Воспитатель: Пел он, пел и не заметил, как уснул. Слайд 4
Шла по лугу девочка, цветы собирала.
Набрала разных цветов, поставила в банку с водой. Слайд 5
Воспитатель: И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди живут»
Воспитатель: О чем жук жжужал на этот раз?
Дети: Жжжуть! Куда я попал? Тут люди живут слайд 6
Воспитатель: Вот такая история произошла с одним жуком.
. Вы хорошо сегодня работали, и я порадую вас новыми загадками:
Воспитатель: Лежал, лежал, да в речку побежал.
Дети: снег
Воспитатель: Правильно, ребята, а есть ли в загадке слова со звуком ж? Назовите их.
Дети: лежал, побежал
Воспитатель: Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит.
Дети: дорога
Воспитатель: Молодцы, а в этой загадке есть слова со звуком ж?
Дети: лежит, бежит
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали, запомните их и загадайте их дома родителям.