Наталья Кряжевская
Конспект занятия «Звуковая культура речи. Звук [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Чановский детский сад №5.
Коспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи в средней группе.
Звуковая культура речи : звук Ш.
Воспитатель: Кряжевская Н. П.
2012год.
Цели:
• Вспомнить ранее изученные звуки.
• Показать детям артикуляцию звука Ш;
• Учить четко, произносить звук (изолированно, в слогах, в словах);
• Учить различать слова со звуком Ш.
Ход занятия:
1. Приветствие.
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
Публикация «Конспект занятия „Звуковая культура речи, Звук [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
А так же порадуемся улыбчивым лицам
Всем кто живёт на этой планете
Доброе утро скажем все вместе
Доброе утро маме и папе
Доброе утро останется снами.
2. Происхождение звука Ш.
«Послушайте, - говорит педагог, - о чём я вам расскажу.
Мой Язычок очень любит выглядывать из домика. Посмотрите, как он это делает (показывает).
Однажды решил Язычок поиграть: вообразил, что он лисичка, распустил хвостик (сделал его широким) и выставил на улицу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнышке. Вот так (показывает).
Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик за верхние зубы, и домик закрыл, чтобы собака не вбежала за ним следом. А хвостик всё равно держал за верхними зубами. Попробуйте и вы спрятать кончик языка за верхние зубы.
Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостик не опустил. Уж очень он боялся, что собака где – то рядом. Он всё время держал хвостик поднятым кверху. Вот так (показывает). Несколько раз Язычок открывал и закрывал домик, а хвостик всё держал поднятым кверху. Вот так (показывает). Но собаки нигде не было. Она давно убежала.
А теперь поиграем так. Я скажу: «Хвостик греется на солнышке», а вы положите язык на нижнюю губу – на крылечко домика. Вот так. Потом я скажу: «Собака!», а вы поднимите кончик язычка кверху и спрячьте его в домике. Вот так. Потом вы будете домик открывать и закрывать, а Язычок будет сидеть в домике и держать хвостик поднятым кверху. Домик закрывайте, а кончик языка не опускайте!».
Далее педагог предлагает детям, подняв кончик языка кверху, округлив и вытянув губы, произнести: «Ш – ш – ш» (2 – 3 раза). При этом выдох не должен быть длительным – 2 – 3 секунды.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что при произнесении звука Ш на ладони, поднесённой близко ко рту, но не прижатой к нему (заборчик, ощущается струя воздуха.
Дети, не умеющие произносить звук Ш, подносят ладошку ко рту воспитателя, который говорит: «Ш – ш – ш».
Затем дети наблюдают, как при произнесении звука подпрыгивает, а иногда и слетает ватка с ладони воспитателя, упражняются в этом сама (вата, приготовленная заранее, лежит на столах).
«А теперь давайте играть, - предлагает воспитатель. – Вы будете изображать листочки. Листья шуршат. Подул ветер, и листья зашуршали: «Ш – ш – ш». Теперь зашуршали сильнее, потом совсем сильно. Ветер стал стихать, листья шуршат тише, ещё тише, совсем тихо».
Аналогично обыгрывается шипение сердитого гуся.
«Слов, которые начинаются со звука Ш, очень много, - продолжает разговор педагог. – Шалаш, шалун, шампунь, шапка, шашки, шахматы, шашлык.
3. Д/и «Не ошибись»
Давайте проверим, услышите ли вы звук Ш, когда я буду произносить слова. Когда услышите слово, начинающееся со звука Ш, хлопните в ладоши:
• Шуба,
• Тёплая,
• Шёлк,
• Красивый,
• Шахтёр,
• Шинель,
• Шиповник,
• Разовый,
• Шторы (Произнося слово, педагог считает про себя до трёх, затем проговаривает следующее слово).
4. Физминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу,
В стороны руки плавно помашем
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.
Разные слова встречаются в немецкой загадке. Вам предстоит загадку отгадать и услышать слова со звуком Ш».
Воспитатель читает стихотворение «Улитка» (из немецкой народной поэзии в пер. Л. Яхнина) :
Толстушка – ползушка
Дом – завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи, не спеши,
Рога покажи.
«И кто эта толстушка – ползушка дом – завитушка?» - спрашивает педагог.
Воспитатель повторяет эту фразу, а дети называют слова со звуком Ш.
Далее проводится работа с использование рабочей тетради «Уроки грамоты для малышей. Средняя группа» (М. : Мозаика – Синтез, 2012. – тема: Звук Ш).
1. Проведите стрелки от буквы Ш к картинкам, в названии которых есть звук Ш. Вычеркните картинку, в названии которой нет звука Ш нет совсем.
2. Давайте снова поиграем в рифму. Посмотрите на картинку – дети стоят тихонько, молчат. Почему они стараются не шуметь? Выучите стишок про крошку – мышь.
Если ты в лесу шумишь,
Не увидишь крошку… (мышь).
Давайте с вами поиграем в подвижную игру, используя стихотворение А. Прокофьева «Гуси – лебеди».
Гуси – лебеди, спешите,
Гуси – лебеди, пляшите!
Гуси – лебеди, пляшите,
Быстро крыльями машите.
Гуси – лебеди, домой,
Серый волк под горой!