Приложение МААМ

Конспект занятия «О микробах» для дошкольников и младших школьников

Елена Голингреин
Конспект занятия «О микробах» для дошкольников и младших школьников

Конспект занятия для дошкольников и младших школьников на тему «О микробах» (30-40 минут)

Цель занятия:

Познакомить детей с понятием микробов, их ролью в жизни человека и важностью гигиены для профилактики заболеваний через активные и игровые методы.

Задачи:

1. Обучить детей различать полезные и вредные микробы.

2. Развивать навыки сотрудничества через игру и театрализованное представление.

3. Поддерживать участие детей с ОВЗ, создавая доступные и понятные задания.

Оборудование:

• Картинки с изображениями микробов (полезных и вредных).

• Костюмы для театрализованного представления (платки, шапки, маски, созданные из бумаги).

• Бумажные карточки с названиями микробов и их характеристиками.

• Мыло, вода, антисептики для практической части.

Ход ведения:

1. Введение (5 минут)

Цель:

Создать заинтересованность у детей к теме микробов, активировать их предшествующие знания и подготовить к дальнейшему обсуждению.

Ход введения:

1. Приветствие:

• Воспитатель входит в группу с улыбкой и энергией, создавая положительное настроение:

• Воспитатель:

(с дружелюбной интонацией)

• «Здравствуйте, ребята! Как вы сегодня себя чувствуете? Я рада вас видеть!»

2. Введение в тему:

• Воспитатель начинает вводить детей в тему занятия:

• Воспитатель:

«Сегодня мы поговорим о микробах. Кто знает, что это такое? Поделитесь своими мыслями!»

• (Воспитатель делает небольшую паузу для того, чтобы дать время детям поднять руки.)

3. Сбор ответов:

• Воспитатель активно поощряет участие, выбирая детей, которые хотят ответить:

• Дети:

• (разные ответы от детей)

• «Это какие-то маленькие существа!»

• «Они могут быть хорошими и плохими!»

• Воспитатель отмечает правильные идеи и подготавливает переход к следующему уточнению.

4. Разъяснение понятия:

• Воспитатель обобщает идеи, давая правильное определение:

• Воспитатель:

(с улыбкой, чтобы поддержать интерес)

«Правильно! Микробы — это очень маленькие организмы, которые могут быть как полезными, так и вредными. Без микробов жизнь на Земле была бы совсем другой. Например, некоторые микробы помогают делать йогурт, а другие могут вызывать болезни!»

5. Создание интриги:

• Воспитатель вызывает предвкушение разнообразной информации о микробах:

• Воспитатель:

«Сегодня мы узнаем, как микробы влияют на нашу жизнь, почему некоторые из них важны для здоровья, а другие могут стать нашей проблемой. Готовы к этому увлекательному путешествию?»

• (Воспитатель делает жесты руками, подчеркивая увлекательность темы, и наблюдает за реакцией детей.)

6. Переход к следующему этапу занятия:

• Поддерживая интерес, Воспитатель плавно подводит к следующей части занятия:

• Воспитатель:

«Давайте вместе разберемся, какие микробы существуют и как они могут влиять на наше здоровье! Начнем с интересной беседы и квеста, в который мы отправимся!»

• (Воспитатель демонстративно указывает на места, где будут проходить будущие станционные задания.)

Примечания:

• Важно поддерживать активное участие детей, поощряя каждого к высказыванию своих мыслей.

• Используйте простые и доступные формулировки, чтобы все дети, включая тех с ОВЗ, смогли понимать информацию.

• Позаботеться о том, чтобы вводное занятие было динамичным и интересным, меняя интонацию и прикладывая эмоциональную составляющую, чтобы держать внимание детей.

2. Интерактивная беседа (10 минут)

Цель:

Активизировать знания детей о микробах, развить их способности к анализу и критическому мышлению, а также создать атмосферу открытого диалога о полезных и вредных микробах.

Ход интерактивной беседы:

1. Задание для размышления:

• Воспитатель с энтузиазмом задает вопрос, чтобы вызвать интерес:

• Воспитатель:

(с интересным выражением лица)

• «Как вы думаете, где могут жить микробы? Где вы их встречаете в своей жизни?»

2. Сбор ответов:

• Воспитатель ждет, пока дети поднимут руки, и по очереди выбирает тех, кто хочет ответить. Активно поддерживайте обсуждение:

• Дети:

• (восхищенно и уверенно)

• «На руках!»

• «В еде!»

• «В воздухе!»

• «На животных!»

• Воспитатель поощряет каждую идею, делая пометки на доске, фиксируя мнения детей:

• Воспитатель:

«Отличные идеи! Микробы действительно могут жить почти повсюду!»

3. Разъяснение понятий:

• После получения ответов Воспитатель уточняет информацию, развивая мысли детей:

• Воспитатель:

«Да, вы правы! Микробы могут находиться на наших руках, в еде, в воздухе, на поверхностях, с которыми мы взаимодействуем. А теперь давайте поговорим о том, какие из микробов могут быть полезными, а какие — вредными. Кто знает примеры?»

4. Обсуждение полезных и вредных микробов:

• Воспитатель поддерживает обсуждение, задавая наводящие вопросы:

• Воспитатель:

«Какие микробы делают йогурт? А какие могут вызвать простуду или кишечные расстройства?»

• (Дети активно отвечают, делясь своими знаниями о полезных и вредных микробах):

• «Йогуртовые микробы!»

• «Микробы, которые вызывают грипп!»

• Воспитатель слушает и поощряет детей за их идеи.

5. Фиксация примеров на доске:

• Воспитатель вписывает примеры в две колонки на доске: "Полезные микробы" и "Вредные микробы".

• Воспитатель:

«Итак, давайте запишем наши идеи! У нас есть полезные микробы, такие как йогуртовые и молочные, и вредные, такие как те, что вызывают болезни!»

• (Воспитатель делает заметки, концептуально разделяя полезные и вредные, чтобы подчеркивать разницу между ними.)

6. Завершение беседы:

• Чтобы завершить разговор и подготовить детей к следующему этапу занятия, Воспитатель подводит итоги:

• Воспитатель:

«Вы все великолепно справились! Теперь вы знаете, что микробы могут быть как друзьями, так и врагами. Давайте посмотрим, как мы можем защитить себя от вредных микробов, и какие полезные привычки у нас есть!»

• (Воспитатель подготавливает детей к практической части, где они будут изучать гигиену и безопасность.)

Примечания:

• Воспитатель должен внимательно следить за доступностью вопросов, чтобы все дети, включая тех с ОВЗ, могли участвовать в обсуждении и высказать свои мнения.

• Важно поддерживать атмосферу доверия и открытости, чтобы каждый ребенок чувствовал себя уверенно и был готов поделиться своими знаниями.

• Используйте визуальные элементы (например, картинки микробов) для лучшего понимания темы.

3. Практическая часть — Квест "Микробное путешествие" (15 минут)

Цель:

Практическая часть занятия направлена на активное изучение темы микробов через игру и взаимодействие. Дети узнают о полезных и вредных микробах, а также о важности гигиены и здорового образа жизни.

Подготовка (5 минут):

1. Создание станций:

• Воспитатель заранее подготавливает четыре станции, разместив их в разных уголках класса или на площадке.

• На каждой станции вывешиваются картинки с изображениями микробов:

• Станция 1: Полезные микробы (картинка йогуртового микроба).

• Станция 2: Вредные микробы (картинка бактерии, вызывающей простуду).

• Станция 3: Гигиена (картинка мыла).

• Станция 4: Здоровье (картинка здорового человека и физических упражнений).

• Каждая станция отмечается яркими флажками с названиями соответствующих тем.

2. Карточки:

• Подготовьте карточки с изображениями продуктов и привычек, которые дети будут собирать на каждой станции.

• Убедитесь, что у вас есть нестандартные подходящие картинки, чтобы вызвать интерес и обсуждения.

Проведение квеста (10 минут):

Введение к квесту:

• Воспитатель собирает детей и объясняет правила квеста:

• Воспитатель:

«Дети, сейчас мы отправимся в микробное путешествие! На каждой станции нас ждут полезные задания, где мы узнаем больше о микробах и соберем карточки с полезной информацией. Готовы? Поехали!»

(Воспитатель показывает направление к первой станции.)

1. Станция 1 — Полезные микробы:

• (На станции изображение йогуртового микроба, яркий флажок "Полезные микробы") .

• Воспитатель в роли "Полезного микроба":

(одет в яркий фартук или платок, символизируя дружелюбного микроба)

«Здравствуйте, я — Полезный микроб! Я помогаю нашему организму и делаю йогурт вкусным! Какие продукты с моим участием вы знаете?»

• (Дети отвечают):

• «Йогурт!»

• «Сметана!»

• «Кефир!»

• Воспитатель:

«Отлично! Теперь соберите карточки с изображениями йогуртов и других ферментированных продуктов!»

• (Дети ищут и собирают карточки.)

2. Станция 2 — Вредные микробы:

• (На станции изображение бактерии, вызывающей простуду, красный флажок "Вредные микробы").

• Воспитатель в роли "Вредного микроба":

(одет в плакат с изображением бактерии)

«Привет! Я — Вредный микроб! Я могу сделать вас больными. Как вы меня можете «поймать»?»

• (Дети отвечают):

• «Когда не моем руки!»

• «Если едим испорченные продукты!»

• Воспитатель:

«Правильно! Теперь соберите карточки с изображениями продуктов, где могут находиться вредные микробы, например, испорченные продукты!»

• (Дети активно ищут карточки с изображениями испорченной еды.)

3. Станция 3 — Гигиена:

• (На станции изображение мыла, зеленый флажок "Гигиена").

• Воспитатель в роли "Мыльного микроба":

(с мыльницей или ярким фартуком)

«Я — Мыло! Я борюсь с вредными микробами! Как вы меня используете, чтобы оставаться здоровыми?»

• (Дети отвечают):

• «Мыть руки!»

• «Использовать антисептик!»

• Воспитатель:

«Замечательно! Теперь собирайте карточки с изображениями мыла и дезинфицирующих средств!»

• (Дети собирают карточки.)

4. Станция 4 — Будь здоровья другом:

• (На станции изображение здорового человека и физического упражнения, синими флажками "Будь здоровья другом").

• Воспитатель в роли "Здоровья":

(в спортивной одежде или с предметами для спорта)

«Я — Здоровье! Я нужен каждому, чтобы быть крепким и энергичным! Какие полезные привычки вы знаете?»

• (Дети отвечают):

• «Правильно питаться!»

• «Заниматься спортом!»

• Воспитатель:

«Отлично! Давайте соберем карточки с изображениями здоровых привычек!»

• (Дети собирают карточки с изображениями здоровых привычек, таких как занятия спортом, фрукты, овощи.)

Заключение квеста:

• После сбора карточек на всех станциях, Воспитатель собирает детей для итогов:

• Воспитатель:

«Молодцы, ребята! Вы прошли наш микробное путешествие и узнали много нового о микробах. Давайте обсудим, что мы собрали и какие новые знания получили!»

• (Дети обмениваются впечатлениями и обсуждают собранные карточки.)

Примечания:

• Убедитесь, что на каждой станции присутствует достаточно времени для обсуждения, чтобы все дети могли участвовать.

• Воспитатель должен активно поддерживать участие всех детей, включая тех, кто может быть менее активен, и предлагать помощь при необходимости.

• Позаботьтесь о том, чтобы станционные задания были интересными и интерактивными, чтобы мотивировать детей к изучению темы.

4. Театрализованная часть — "Микробное представление" (10 минут)

Цель:

Дать детям возможность прояснить свои знания о микробах через художественное выражение, развивать навыки публичных выступлений, навыки командной работы и углубить понимание роли микробов в жизни человека.

Подготовка (5 минут):

1. Выбор и подготовка ролей:

• Воспитатель собирает детей и объясняет, что они будут участвовать в театрализованном представлении о микробах. Четко указывает, сколько детей будет в каждой роли.

• Роли:

• Полезный микроб (1-2 ребенка).

• Вредный микроб (1-2 ребенка).

• Мыло (1 ребенок).

• Здоровье (1 ребенок).

• Воспитатель может исполнять роль ведущего, связывая представление.

• Каждому ребенку даются роли и индивидуальные задания, чтобы они могли подготовиться. Подготовьте простые реквизиты:

• Полезный микроб: яркий платок или шляпа.

• Вредный микроб: полосатая одежда или символ черного цвета.

• Мыло: белый фартук или костюм.

• Здоровье: спортивная форма или повязка на голову с изображением сердца.

2. Объяснение сценария:

• Воспитатель рассказывает детям о том, что они будут представлять, и объясняет порядок выступления. Убедитесь, что они понимают свои диалоги и действия:

• Воспитатель:

«Каждый из вас сыграет свою роль, и вы будете не просто говорить, но и показывать, как вы действуете в своих ролях! Помните, важно быть уверенными и выразительными!»

Сценарий (5 минут):

1. Вступление:

• (Воспитатель выходит на "сцену" с улыбкой и энергией):

«Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы расскажем вам о микробах и их ролях в нашем организме! Напоминаю: микробы могут быть как друзьями, так и врагами!»

2. Представление персонажей:

• (Полезный микроб:

(выходит с весёлым лицом и активно двигается)

«Я — Полезный микроб! Я делаю йогурты и помогаю пищеварению! Я всегда на стороне здоровья!»

• (Вредный микроб:

(выходит с серьёзным лицом и угрюмой позой)

«Я — Вредный микроб! Я могу вызвать простуду, чтобы вы болели! Берегитесь меня!»

• (Мыло:

(выходит с улыбкой и поднимает руки, имитируя пенные движения)

«Я — Мыло! Я убиваю вредных микробов, так что мой друг — Здоровье — всегда рядом со мной! Мой лучший друг — это чистота!»

• (Здоровье:

(выходит в спортивной форме с активными движениями)

«Я — Здоровье! Я всегда с вами, если вы следите за собой и не забываете о гигиене! Правильное питание и спорт — ключ к крепкому здоровью!»

3. Заключение:

• (Воспитатель подводит итоги представления):

«Как вы поняли, микробы бывают разные! Полезные микробы помогают нам, а вредные могут сделать нас больными. Но мы можем защитить здоровье, если будем следить за гигиеной и правильно питаться!»

• (Подготовка к танцу):

«Теперь давайте отпразднуем наше путешествие в мир микробов! Включим веселую музыку и потанцуем!»

• (Воспитатель включает энергичную музыку, и все дети начинают танцевать, радуясь тому, что узнали много полезного о микробах.)

Заключение:

• Воспитатель наблюдает за детьми, поощряет их активное движение, подчеркивает, что они молодцы за то, что выучили роли и участвуют в представлении.

• Танец может продолжаться около 2-3 минут, после чего Воспитатель поблагодарит детей и подведет итог занятия, сделав акцент на важности здоровья и гигиены.

5. Завершение занятия (5 минут)

• Воспитатель:

«Сегодня вы узнали много нового о микробах. Помните, что здоровье — это важно! Каждый из вас — хороший друг здоровья!»

• (Дети делятся своими впечатлениями о занятии.)

Итог:

Занятие на тему "О микробах" обучает детей важности здоровья и гигиены, развивает навыки сотрудничества и общения через игровые формы деятельности, включая детей с ОВЗ.

Список использованных источников

1. Азарова, Т. А. (2019). Психология и педагогика для дошкольных образовательных учреждений: учебное пособие. Москва: Просвещение.

2. Беляева, Н. И. (2020). Дошкольная педагогика: теория и практика. Санкт-Петербург: Питер.

3. Воспитание здорового образа жизни у детей дошкольного возраста: методические рекомендации (2020). Министерство образования и науки РФ. Москва: Методика.

Публикации по теме:

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Конспект занятия «Головной убор» для младших школьниковКонспект занятия «Головной убор» для младших школьников Цель: Изготовить головной убор. Задачи: Образовательные: Познакомить детей с разнообразием головных уборов. Научить изготавливать головной.

Конспект занятия «День народного единства» для младших школьниковКонспект занятия «День народного единства» для младших школьников Цель: познакомить учащихся с праздником – Днем народного единства. Задачи: 1. Познакомить учащихся с историей праздника “День народного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия «О микробах» для дошкольников и младших школьников
Опубликовано: 20 мая 2025 в 06:44
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «О микробах» для дошкольников и младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Голингреин (УИ 11428) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 мая 2025 среда
День Тихоокеанского флота
День военного переводчика
22 мая 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных